Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Я не знаю большей красоты,
чем здоровье.
(Г. Гейне)

Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”. На наш взгляд, это:

  • любовь к ребёнку;
  • уважение его мнения;
  • демократический опыт у учителя;
  • поощрение успехов ребёнка;
  • формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию;
  • создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке.

Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, авторы ввели много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы подольше оставаться здоровыми (как вести здоровый образ жизни), содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. Методический аппарат данных, отражая своё мнение по данной проблеме учебников, предполагает выражение учащимися собственных мыслей по этому вопросу.

Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.

Осик В.И. [“Валеология в школе”. Краснодар, 1997], отмечает: “Язык, культура, речь учителя дают ученику радость провидения, узнавания, наслаждения от слияния интеллектуального и энергетического в человеке”. Учителю необходимо предугадывать движение мысли ученика и его действия, а диалог между учителем и учеником – это первый шаг к социализации ребёнка, обоснование его роли в этом мире, это механизм становления личности.

Хочется пожелать учителям иностранного языка почувствовать себя валеологами. По мнению Л.Г. Татарниковой, “само ощущение себя валеологом и есть путь к гармонии”.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Один из таких уроков в 9-м классе по учебнику “English 9” автора Кузовлёва В.П. мы предлагаем Вашему вниманию.

Тема урока: Healthy Living Guide

Motto: Health is above Wealth

1. Учебный аспект: развитие речевого умения в диалогической и монологической форме;

(лексических навыков чтения и говорения); развитие детально воспринимать информацию на слух.

2. Развивающий аспект: развитие способностей к сравнению, обобщению, к догадке на основе прослушанного, развитие способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия.

3. Воспитательный аспект: продолжить формирование навыков здорового образа жизни и навыков здоровой диеты питания.

Оборудование: аудиозапись, таблицы, функциональные опоры, карточки, пословицы:

An apple a day keeps a doctor away.

Health is above wealth.

Early to bed, early to rise

Keeps a man healthy, wealthy and wise.

Ход урока

I. Начало урока.

Teacher : The topic of our lesson today is Healthy Living Guide

The motto of our lesson is "Health is above wealth"

Do you agree with this proverb?

Student 1: It means that health is the dearest thing for a person.

Student 2: I think that we can buy many things but we can't buy health.

Teacher: Right you are. So today we’ll talk about health and healthy living

guide. There are some factors of healthy living guide. What are they?

Student1: They are exercising, healthy dieting.

Student2: Avoiding bad habits.

Student3: Healthy lifestyle.

Teacher: Let's begin with avoiding bad habits. What are they?

Student 1: They are: smoking, drinking alcohol, taking drugs.

Student 2: Sleeping too much, or too little.

Student 3: Skepping breakfast.

Student 4: Phisical inactivity.

II. Основная часть.

1. Teacher: Dear students, please open your books at page 105 and say what bad habits is exercise 4 about.

Please using table of exercise 4 tell us what bad habits cause, make and affect

(Учащиеся приводят аргументы против вредных привычек согласно таблицы. Упр. 4.)

Student 1: Smoking causes a caugh, a headache and in the worst case cancer.

- It makes teeth yellow, hair smell, clothes smell, skin unhealthy.

- It’s true that smoking affects the health of the whole family, the people around you.

Student 2: I think that drinking alcohol causes a headache, heart disease, slow reactions and loss of memory.

- It makes skin unhealthy, speech anclear and brain centres sleep.

- Drinking affects the whole family, the people around a drinking person, one’s social controls.

Student 3: To my mind taking drugs is a very bad habit. It causes blood disease, brain disease, slow reactions, loss of memory and death.

- Taking drugs makes speech unclear, brain centres sleep.

- Of caurse it affects the whole family, the people around and one’s social controls.

Student 4: I feet sorry for people who take drugs, because it’s really a bad habit.

- Teacher: What measures should we take against bad habits?

Student 1: We should ban smoking at schools, in offices and on transport.

Student 2: Our authorities should ban cigarettes’ and alcohol’s ads on TV and radio.

Student 3: Our authorities should put into prison those who spread and sell drugs.

2. Teacher: Which of the arguments will you use to convince your friends not to smoke or drink too much alcohol?

(Учащиеся говорят свои аргументы, с помощью которых они бы убедили своих друзей не курить, не пить и не принимать наркотики)

Student 1: Dear classmates! Never smoke, because smoking is bad for your health.

Student 2: Dear boys! Don’t smoke, because it is smell affects the whole class.

Student 3: Dear friends! Never take drugs, it’s dangereous for you lives.

Student 4: I’m sure that drinking alcohol causes heart and brain diseases, slow reactions and leads to degradation.

3. Teacher: Now girls please, look at this picture of a man and say: “Would you like to have such a husband?” Рисунок 1.

Girls: No

Teacher: Now boys please, tell me: “Would you like to be like this man in future?”

Boys: No

Teacher: Now look at this caricature and say what does it symbolize?

Рисунок 2.

Student 1: It symbolizes bad habits.

Teacher: Isn’t it ugly?

Student 2: Yes, it is really ugly. (Учащиеся по цепочке говорят о карикатурах и что они символизируют).

Student 1: This person is absolutly ugly. We see that drinking alcohol affects his social controls.

Student 2: I wouldn’t like to have such a husband in my future.

Student 3: This is an exact collective “bad habits” portrait. This pirate imbodies(воплощать) all bad habits. They are smoking, drinking alcohol and taking drags.

Teacher: Why is he designed as a pirate?

Student 1: Because bad habits capture people’s lives like pirates.

4. Teacher: Now, my dear students, sit in pairs and make up conversations about bad habits with the help of these chats. (Учащиеся парами составляют диалоги по функциональным опорам, затем читают их вслух). Приложение 1.

5. Teacher: Now, tell us, please, what you should do to be healthy. (Учащиеся рассказали о том, что дает им занятие спортом).

Student 1: We should do morning exercises regularly.

Student 2: Sport is important for our health.

Student 3: Sport makes us strong.

Student 4: Sport builds character.

Student 5: It teaches to win and to lose.

Student 6: More than that it teaches us about life.

Student 7: Besides it is a good way to meet people.

Student 8: At last sport teaches us to be disciplined.

6. Teacher: And now lets have our break and do physical exercises. (Учащиеся делают физ. зарядку под озвучивание стихотворения о здоровом образе жизни).

To be healthy in your life,

Don’t forget to do all five,

Get up early, quick and bright,

Exercise with all your might.

In the morning jump and run,

Eat your breakfast you’ve done,

Train your body, train your brain,

And all bad habits pass away.

(Автор Ищенко А. А.)

7. Teacher: You' ve told us about healthy habits, now read this proverb “An apple a day keeps a doctor away”. Explain us please the meaning of this proverb. (Учащиеся объясняют необходимость употребления фруктов, овощей и здоровой диеты).

Student 1: It’s a good English proverb. It says that a person should eat fruit and vegatables every day. Vitamins are very important for our health

Student 2: Garlic and onion are good to prevent cold.

Student 3: All fruit and vegetables are rich withdifferent vitamins.

For example, lemons and oranges are rich with vitamin C.

Student 4: I’d like to tell that healthy diet is also good for our health.

We should have meals regularly, but we shouldn’t eat too much or too little.

8. Teacher: Now, please, listen to the tape recorder, and after that you'll open your books at pg 118 and check your home task. (Проверьте домашнее задание упражнение 1 с. 118).

(Учащиеся прослушали аудиозапись Упр. 1 с. 118 при закрытых учебниках, затем открыли учебники проверили правильность выполнения домашнего задания и прочитали правильные утверждения).

9. Teacher: Dear Students, lets form three groups. Each group will get a table “Folk Medicine” and find the right information about every kind of fruit, vegetables and berries. After that you'll check your task. (Учащиеся должны правильно расставить карточки под рисунками с информацией о целебных свойствах этих фруктов, овощей, и ягод, после чего проверить правильность выполнения задания и обобщить информацию). Приложение 2.

10. Teacher: Now, you' 11 get short texts, read them, find sentences in Present Perfect Progressive and tell the short information about the main idea of the text. (Учащиеся прочитали тексты про себя, нашли в них предложения в Present Perfect Progressive, перевели их и сформулировали основную идею каждого текста). Приложение 3.

III. Заключение.

1. Teacher: Dear students I'll call healthy and unhealthy habits on the topic “Healthy Living Guide” and you, please, show your cards and say “Yes” or “No” to the habits.

(В заключение учитель называет хорошие и плохие привычки, по теме: “Здоровый образ жизни, а учащиеся показывают и озвучивают хором “Yes” или “No”).

1. An apple a day keeps the doctor away.

2. Eat too much.

3. Skip your breakfast.

4. Smoking

5. Drinking alcohol

6. Exercising

7. Dieting

8. Taking drugs

9. Sleeping too much.

10.Physical inactivity.

11. Eating sweets.

12. Eating high fibre food

13. Eating breakfast.

14. Dieting too much.

2. Объяснение домашнего задания: Составить рассказ “Healthy Living Guige”.

3. Подведение итогов урока.