Развитие речи в процессе формирования представлений о национальной культуре детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид деятельности: речевая деятельность

Форма деятельности: занятие

Тема: Развитие речи детей через рассматривание хакасской одежды.

Цели:

  • Познакомить детей с национальной хакасской одеждой, дать представление о повседневной и праздничной одежде.
  • Развивать речь и расширять словарный запас слов.
  • Упражнять в произнесении новых слов.
  • Дать возможность самостоятельно проявить свое творчество при украшении своего платья.
  • Воспитывать интерес и уважение к культуре хакасского народа.

Материал: хакасское платье, платок, пого.

Словарная работа: наплечники, обшлага рукавов, пого, околыш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель встречает детей в национальном хакасском платье. Приглашает их занять места на стульчиках, спрашивает:

– Вам нравится мой наряд? Как вы думаете, люди какой национальности надевали такое платье?(правильно, это хакасская национальная одежда)

Далее воспитатель с детьми рассматривают на другом платье его покрой.

– Походит покрой этого платья на другие? Чем он отличается? (Платье широкое, а сзади подол платья удлинен.)

Воспитатель рассказывает детям для чего так шили платья.

– Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло.

– Чем еще необычно хакасское платье? Что у него есть?

Воспитатель показывает и называет детали платья. Наплечники,обшлага рукавов, воротник и подол платья.

– А теперь назовите, какие детали вы запомнили?

Обратить внимание детей на то, что все эти детали сшиты из другой ткани и украшены.

– Каким орнаментом они украшены?

– Знакомы ли вам элементы этой росписи? Назовите.

– Что напоминают узоры на одежде? (Они напоминают природу.)

Далее воспитатель показывает детям нагрудное украшение – пого. Рассказывает, что его носили только замужние женщины. Оно является украшением. Воспитатель обращает внимание детей на то, как завязан платок. Объясняет, что хакасские женщины завязывали его по-особому. На затылке двумя концами, образуя околыш. Платки надевали яркие, цветастые, с кистями.

2. Воспитатель обращает внимание детей на то, какое платье надето на ней и с другим платьем.

– Чем они отличаются? (Платье на воспитателе нарядное.)

– Куда надевали такие платья? (На праздники, свадьбы.)

– А это платье? (Каждый день, это повседневное платье.)

3. Предложить детям украсить каждому свое платье хакасским орнаментом.

4. Подвести итог занятия.