Вид деятельности: речевая деятельность
Форма деятельности: занятие
Тема: Развитие речи детей через рассматривание хакасской одежды.
Цели:
- Познакомить детей с национальной хакасской одеждой, дать представление о повседневной и праздничной одежде.
- Развивать речь и расширять словарный запас слов.
- Упражнять в произнесении новых слов.
- Дать возможность самостоятельно проявить свое творчество при украшении своего платья.
- Воспитывать интерес и уважение к культуре хакасского народа.
Материал: хакасское платье, платок, пого.
Словарная работа: наплечники, обшлага рукавов, пого, околыш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель встречает детей в национальном хакасском платье. Приглашает их занять места на стульчиках, спрашивает:
– Вам нравится мой наряд? Как вы думаете, люди какой национальности надевали такое платье?(правильно, это хакасская национальная одежда)
Далее воспитатель с детьми рассматривают на другом платье его покрой.
– Походит покрой этого платья на другие? Чем он отличается? (Платье широкое, а сзади подол платья удлинен.)
Воспитатель рассказывает детям для чего так шили платья.
– Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло.
– Чем еще необычно хакасское платье? Что у него есть?
Воспитатель показывает и называет детали платья. Наплечники,обшлага рукавов, воротник и подол платья.
– А теперь назовите, какие детали вы запомнили?
Обратить внимание детей на то, что все эти детали сшиты из другой ткани и украшены.
– Каким орнаментом они украшены?
– Знакомы ли вам элементы этой росписи? Назовите.
– Что напоминают узоры на одежде? (Они напоминают природу.)
Далее воспитатель показывает детям нагрудное украшение – пого. Рассказывает, что его носили только замужние женщины. Оно является украшением. Воспитатель обращает внимание детей на то, как завязан платок. Объясняет, что хакасские женщины завязывали его по-особому. На затылке двумя концами, образуя околыш. Платки надевали яркие, цветастые, с кистями.
2. Воспитатель обращает внимание детей на то, какое платье надето на ней и с другим платьем.
– Чем они отличаются? (Платье на воспитателе нарядное.)
– Куда надевали такие платья? (На праздники, свадьбы.)
– А это платье? (Каждый день, это повседневное платье.)
3. Предложить детям украсить каждому свое платье хакасским орнаментом.
4. Подвести итог занятия.