Цель: развитие интереса к творчеству К. И. Чуковского, творческих способностей, умения работать с литературой.
Задачи:
- Подвести итоги самостоятельного чтения, обобщить читательский опыт детей.
- Развивать читательский кругозор и интерес к творчеству писателя.
- Поощрять любознательность, детскую самостоятельность, инициативность, проявление творчества.
Оборудование: портрет К. И. Чуковского; литературные кроссворды для домашней работы (см. Приложение 1 [1]); рисунки детей по сказкам и стихам писателя; выставка книг; предметы-игрушки для конкурса; видео и аудио кассеты с произведениями К. И. Чуковского; призы для участников.
I. Вступительная часть
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее... сказки.
Просмотр видео отрывка из произведения К. И. Ч. “Доктор Айболит” (1 мин).
II. Рассказ учителя о К. И. Чуковском [2]
– Больше 70 лет тому назад в Петрограде жил один человек. Звали его К. И. Чуковский. Был он литератором, а точнее литературным критиком. Но вот детским поэтом и писателем стал он совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Заболел он в городе Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой ночным поездом. Мальчик капризничал, плакал, стонал и, чтобы его как-то развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Одна строчка появлялась за другой под стук вагонных колес:
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил,
По-турецки говорил,
Крокодил, Крокодил, Крокодилович!
– Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Корней Иванович стал быстро сочинять дальше – не важно что, лишь бы мальчуган больше не плакал. Поэтому он тараторил дальше:
И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу
И тысячу порций мороженого!
– Мальчик слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий, но вскоре с Корнеем Ивановичем произошел похожий случай. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, так не хотела мыться. Он вышел из своего кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!
– Так родился на свет знаменитый “Мойдодыр”.
Звучит отрывок из звукозаписи “Мойдодыра” (2мин. 30 сек).
– С тех пор прошло много лет. Чуковский
прожил долгую жизнь (77 лет). Его книги любите вы,
любят ваши папы и мамы, любили ваши дедушки и
бабушки.
Какие произведения Корнея Ивановича Чуковского
вы знаете?
Дети называют знакомые им произведения, находят книги на выставке.
– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения Корнея Ивановича Чуковского.
Учитель знакомит детей с условиями игры-викторины. Шесть конвертов с заданиями-конкурсами. Очередность конкурсов разыгрывается по крутящемуся волчку.
III. Конкурсы [3]
Конкурс 1. Угадай, к какому произведению этот рисунок?
Демонстрируются детские рисунки, дети называют произведение и указывают, кто изображен на рисунке.
Конкурс 2. Угадай, из какого произведения эти строчки?
Дети читают отрывки из произведений К. И. Чуковского, участники называют, из какого произведения эти строчки.
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
“О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?” (“Айболит”)
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать
Не ходите, дети,
В Африку гулять. (“Бармалей”)
Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую (“Тараканище”)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое, что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом. (“Мойдодыр”)
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
“Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!”. (“Федорино горе”)
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал–
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!” (“Краденое солнце”)
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лег –
Звонок!
– Кто говорит?
– Носорог.
– Что такое?
– Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
– В чем дело?
– Спасите!
– Кого?
– Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото. (“Телефон”)
Конкурс 3. Отгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
2. Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою
И всякую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароходЪ
Быком на реке заревет,
Я тоже реву “У-у-у!”
3. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
4. Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
5. Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец глупца,
Баран барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
По вертикали:
1. Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
Ответы:
По горизонтали: 1. Коньки. 2. Эхо. 3. Крапива. 4. Еж. 5. Зеркало.
По вертикали: 1. Ковер.
Конкурс 4.
Ведущий читает отрывки из произведений К. И. Чуковского, дети называют произведение.
Но веселые зверята –
Поросята, медвежата –
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мышки кошку изловили
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. (“Путаница”)
Начал Мишка хвосты примерять,
Начал Мишка перед зеркалом гулять:
То кошачий, то собачий прикладывает
Да на лисоньку сбоку поглядывает.
А лисица смеется: “Уж очень ты прост!
Не такой тебе, Мишенька, надобен хвост!
Ты возьми себе лучше павлиний:
Золотой он, зеленый и синий.
То-то, Миша, ты будешь хорош,
Если хвост у павлина возьмешь!” (“Топтыгин и лиса”)
Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик.
Ростом, бедняга, не выше
Вот этой маленькой мыши.
А он, поглядите, какой боевой:
Бесстрашно и дерзко бросается в бой.
Со всеми, со всеми
Готов он сразиться
И никогда
Никого
Не боится.
Он весел и ловок,
Он мал да удал,
Другого
Такого
Я век не видал. (“Приключения Бибигона”)
Конкурс 5. Угадай-ка!
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море! (утюг)
Никогда не ест,
А только пьет.
А как зашумит –
Всех приманит (cамовар).
Показываются иллюстрации самовара и утюга.
– В какой сказке Чуковского упоминаются эти предметы? (“Федорино горе”)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор – (Айболит). (“Айболит”)
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит – (крокодил). (“Краденое солнце”)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха из произведения “Муха-Цокотуха”)
По бокам коробки
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом, в уголке,
Ручка с трубкой на шнурке. (Телефон из произведения “Телефон”)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло из произведения “Мойдодыр”)
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти, с мылом тру
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка из произведения “Мойдодыр”)
Конкурс 6. Инсценировка сказки “Телефон”.
IV. Итоги конкурса
Награждение участников праздника.
Литература
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты для детей. – М.: Издат-Школа, 1998.
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
- Под редакцией М.А. Козловой. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.