Цели урока:
- Повторить основные формулы и законы геометрической оптики: закон отражения, закон синуса, формулы тонкой линзы.
- Закрепить у учащихся навыки решения задач темы
- Развивать умение объяснять окружающие явления.
I этап. Задание на доске (оформлены заранее)
Задание 1. Сопоставить (указать стрелками) основные законы и формулы.
- Закон отражения D =
- Закон Снеллиуса n =
- Фокус
- Оптическая сила
- Абсолютный показатель преломления Г =
- Формула тонкой линзы F =
- Увеличение
Дополнительный вопрос: Докажите, что именно эта формула определяет фокус линзы, т.е. укажите её из основной формулы.
Ответ:
F =
Задание 2. Предмет находится двойным фокусным расстоянием линзы. Построить его изображения. (см. Приложение, рисунок 1)
Дополнительный вопрос: Где используется такое изображение?
Ответ: в фотоаппарате.
Задание 3. По положению предмета и его изображению (параллельны) восстановить положение линзы и её главных фокусов. (Приложение, рисунок 2.1 (I способ), рисунок 2.1 (II способ)
Дополнительный вопрос: Почему линза располагается именно в такой плоскости. Как можно её наклонить, что бы она тоже проходила через оптический центр?
Ответ: т.к. предмет и его изображение параллельны друг другу, следовательно, и линза находится в плоскости и параллельно им.(Если наклеить линзу, то формула тонкой линзы не будет работать).
Дополнительный вопрос: Какое свойство линзы позволяет широко использовать их в оптических приборах?
Ответ: Свойство изменять направление лучей, или, как говорят, световыми пучками (основано на явлениях отражения и преломления).
Во время решения этих заданий фронтальный опрос:
1. На какие два фундаментальных закона опирается геометрическая оптика?
Ответ: Закон отражения, закон преломления.
2. Сформулируйте законы отражения света.
Ответ:
- Угол падения, равен углу отражения;
- ;
- Свойство обратимости лучей.
3. Приведите краткие исторические факты из истории открытия закона преломления света.
Ответ: 1620 г. астроном и математик Снеллиус открыл закон. Ранее в трудах Декарта выведен с помощью принципа Гюйгенса.
4. В чём заключается принцип Гюйгенса?
Ответ: Каждая точка среды до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн.
5. Сформулируйте закон преломления.
Ответ: = n = =
6. В чём заключается физический смысл показателя преломления?
Ответ: Он равен отношению скоростей света в средах на границы, между которыми происходит преломление.
7. Что показывает абсолютный показатель преломления среды?
Ответ: это показатель преломления среды относительно вакуума. n1 =
– Итак, всё, что мы сейчас с вами повторили, обобщим в задании 1.
Проверка задания на доске.
II этап урока: Решаем задачи на применение законов отражения и преломления
Задача 1. Луч света падает на границу раздела двух сред под углом 30 градусов. Показатель преломления первой среды равен 2,0. Определите показатель преломления второй среды, если известно, что отражённые и преломлённые лучи перпендикулярны друг другу.
Дано:
о;
n1 = 2,0;
= 90о. (см. Приложение, рисунок 3)
________
n2 – ?
Решение:
+ + = 180о;
так как = , , = 180о – ( + ) = 180о– ( + ).
Из закона Снеллиуса следует, что , , n2 = n1
Вывод: вторая среда оптически менее плотная.
Дополнительный вопрос: От каких факторов зависит абсолютный показатель преломления среды?
Ответ: Во-первых, абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в среде, следовательно, как и его скорость зависит от физического состояния среды: от температуры вещества, его плотности и зависит от характеристик самого света (?).
Задача 2. Кажущаяся глубина водоёма h = 6 м. Определите истинную глубину водоёма h0.
Дано:
h = 6 м;
h = 1,33 м. (см. Приложение, рисунок 4)
________
h0 – ?
Решение:
(1)
треугольник КВ'C KC = h tg;
треугольник КВС КС = h0 tg;
tg= h0 tg
h0 = = h = h n = 6м 1, 33 8 (м)
tg sin
tg sin для малых углов.
Ответ: h0 = 8 м.
Вывод: кажущаяся глубина водоёма меньше истинной глубины.
Дополнительный вопрос: Если поверхность воды колеблется, то изображение предметов в воде принимают причудливые формы. Почему?
Ответ: Колеблющаяся поверхность воды представляет собой ряд вогнутых и выпуклых зеркал самой различной формы, дающие разные изображения.
Учитель показывает сферические зеркала.
Учитель: Источники света, падая на эти зеркала, дают разные изображения. Подобно этим сферическим зеркалам.
Имеются двояковыпуклые и вогнутые линзы, которые имеют радиусы кривизны сферических поверхностей. Мы решали задачи на применение формулы, и рассчитывали радиус кривизны.
Формула: D = (n – 1) ()
Вопрос: Что эта за формула? Что мы рассчитываем по этой формуле?
Ответ: Формула тонкой линзы.
Учитель: Верно. Но есть и другая запись формулы тонкой линзы (где не учитывается R)
III этап: Решения задач (одновременно у доски)
Задача 3 (I вариант)
Рассматривая предмет в собирающую линзу, и располагая его на расстоянии 4 см от неё, получают его линейное изображение, в 5 раз больше самого предмета. Какова оптическая сила линзы?
Дано:
d = 4 см = 0,04 м;
Г = 5
_______________
D – ?
Решение:
D = –
D = (1)
Г = (2)
Из (1) следует f =
Г =
Г(1 – Dd) = 1
Г – ГDd = 1
ГDd = Г – 1
Ответ: 20 (дптр)
Дополнительный вопрос: В магазине в отделе “Оптика” выставлены очки. Около них находятся таблички с надписями +2 дптр, – 4 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки?
Ответ: Очки D = + 2 дптр исправляют дальнозоркость, в очках используют собирающие линзы. У дальнозоркого глаза фокус за сетчаткой. Чтобы изображение попало на сетчатку глаза, усиливают оптическую силу, применяют собирающуюся линзу. Очки – 4 дптр исправляют близорукость, в очках используют рассеивающую линзу, уменьшают оптическую силу. У близорукого глаза изображение получается впереди сетчатки, чтобы оно передвинулось на сетчатку, оптическую силу уменьшают, применяют рассеивающую линзу.
Задача 3 (II вариант)
В трубку вставлены две собирающиеся линзы на расстоянии 20 см одна от другой. Фокусное расстояние первой линзы 10 см, второй – 4 см. предмет находится на расстоянии 30 см от первой линзы. На каком расстоянии от второй линзы получится действительное изображение?
Дано:
а = 20 см = 0,2 м;
F1 = 10 см = 0,1 м;
F2 = 4 см = 0, 04 м;
d1= 30 см = 0,3 м
__________________
f2 – ?
Решение:
f1=
f1=
d2 = а – f1 = 0,2 м – 0,15 м = 0,05 м
f2=
Ответ: f2 = 0,2 м.
Дополнительный вопрос: Почему сидя у горящего костра, мы видим предметы, расположенные по другую сторону костра, колеблющимися?
Ответ: вследствие изменения температуры воздуха, изменяется его показатель преломления, следовательно, изменяется и сама среда.
Домашнее задание: № 1121, № 1124, № 1127. (Рымкевич “Сборник задач по физике”)
Итог урока: тест (4 мин.)
I вариант
1. В каком случае угол преломления равен углу падения?
А. Только тогда, когда показатели преломления
двух сред одинаковы.
Б. Только тогда, когда падающий луч
перпендикулярен к поверхности раздела.
В. Когда показатели преломления двух сред
одинаковы; падающий луч перпендикулярен к
поверхности раздела сред.
2. Каким равенством выражается закон преломления ?
- ;
- ;
- .
3. При переходе луча в оптически более плотную среду угол падения:
- Меньше угла преломления;
- Больше угла преломления;
- Равен углу преломления.
4. Если истинная глубина дна водоёма 2,66 м, то кажущаяся глубина равна:
А. 2 м;
Б. 1,33 м;
В. 2,66 м.
5. Возможно ли полное отражение, если световой луч, падает из воздуха в воду?
А. Нет;
Б. Да;
В. Может, если угол падения больше предельного угла отражения.
II вариант
1. Как меняются кажущиеся размеры предмета в воде?
А. Увеличиваются.
Б. Уменьшаются.
В. Не изменяются.
2. Каким равенством выражается увеличение линзы?
А. Г = ;
Б. Г = ;
В. Г = .
3. При переходе луча в оптически менее плотную среду угол падения:
- Меньше угла преломления;
- Равен углу преломления.
- Больше угла преломления;
4. Человек рассматривает дно водоёма глубиной 4 м (истинная глубина), то кажущаяся глубина:
А. Больше 4 м;
Б. Меньше 4 м;
В. Равна 4 м.
5. Возможно ли полное отражение, если световой луч падает, из воды в стекло?
А. Да;
Б. Нет;
В. Может, если угол падения больше предельного угла отражения.
Ответы:
I вариант 1. В |
II вариант 1. А |