Цели:
- закрепление знаний о связи между сложением одинаковых чисел и действием умножения;
- совершенствование умений решать задачи;
- закрепление вычислительных приёмов сложения и вычитания;
- создание положительной учебной мотивации;
- создание экологически безопасной и психологически комфортной информационной среды;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Оборудование:
- карточки - примеры,
- таблицы «Весёлые человечки»,
- кубики.
Ход урока:
1. Организация класса на работу.
Оформление тетради, посадка, девиз «Я всё смогу!»
2. Вводная часть.
а) Минутка чистописания.
(Учащиеся прописывают число 12).
б) Учитель:
- Какое число записали? (12).
- Что вы о нём можете сказать?
(Двузначное, состоит из 1дес. и 2ед., записывается с помощью двух цифр «1» и «2», предшествующее -11, последующее -13, чётное, в старину называли «дюжина»)
в) Учитель: - Как можно получить число 12 разными слагаемыми?
(1+11, 2+10, 3+9, 4+8, 5+7)
-Как число 12 можно заменить суммой одинаковых слагаемых?
(12=2+2+2+2+2+2, 12=3+3+3+3, 12=4+4+4, 12=6+6)
-Каким действием можно заменить эту сумму? (Умножением).
-Почему? (Одинаковые слагаемые берём несколько раз).
-Что показывает в выражениях каждый множитель?
(Первый множитель показывает – какое число мы взяли слагаемым, второй множитель – сколько раз мы его взяли).
3. Игра «Передай кубик».
Каждому ученику даётся задание передать кубик соседу, присчитывая: первый ряд - по 2, второй- по 3, третий ряд- по 4.
Результат последних в ряду произносится вслух и проверяется.
4. Отгадать загадку:
Двенадцать братьев по-разному называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы)
Учитель:
Сегодня братья-месяцы у нас в гостях, и они приготовили вам сюрпризы.
5. Игра «Круговые примеры».
На доске в беспорядке расположены карточки с математическими выражениями, на обратной стороне которых написаны названия месяцев. Ребята по желанию выходят к доске, решают пример, переворачивают карточку. Если правильно все примеры поставить по кругу, то и месяцы в году встанут в правильном порядке.
21+17 38-6 32+8 40+20 60-7 53-50 3+20
23+10 33-11 22-14 8+60 68-47
6. Физминутка:
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ,
Мы плечами чик-чик,
Мы глазами миг-миг,
Раз туда, два сюда,
Повернись вокруг себя,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
7. Учитель:
12 месяцев делятся на времена года - зима, весна, лето и осень.
На парте у каждого ученика карточки-задания на цветной бумаге.
Каждому времени года соответствует свой цвет. Карточки синего цвета – зима, жёлтого цвета – осень, зелёного – лето, красного – весна.
а) Учитель загадывает загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках укатила. (Зима)
По команде учителя встают учащиеся, у которых карточки-задания синего цвета, находят свою пару, встают у доски. Остальные учащиеся проверяют правильность решения заданий.
Задание «Синим»: 67-(18+2)= 87-(32+8+)=
48-(12-9)= 5+(54-14)=
20+(15+4)= 9+36-6=
б) Учитель загадывает следующую загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Задание «Красным»: 34+34= 34•2=
0+0+0+0= 0•4=
17+17+17= 17•3=
в) Учитель загадывает загадку:
Жаркий, длинный, длинный день.
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос. (Лето)
Задание «Зелёным»:
Составить задачу по краткой записи и найти решение.
Было -?м Отрезали – 8м и 6м Осталось – 16м У Миши – 5р. У Оли – 20коп. |
16+(8+6)=30м |
(5+50)-20=35р. | |
20+(20-5)=35коп. |
г) Учитель загадывает следующую загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Задание «Жёлтым»: 1ч.30мин.= 90 мин.
300см= 3м
4см 7мм= 47мм
3м 2дм= 32дм
8. Учитель:
Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и пришло время отдохнуть.
«Игра-разминка на внимание».
Учащиеся закрывают глаза, считают до пяти, открывают глаза. Учитель показывает карточку с «Весёлыми человечками». Ребята повторяют изображённые движения человечка.
9. Самостоятельная работа учащихся.
Выписать только те суммы, где можно заменить сложение умножением, найти значение выражений.
На доске:
15+15+15= | 1+1+1+1= |
22+23+28= | 7+8+6= |
3+3+3+3= | 7+7+7=z |
10. Итог урока.