Урок математики во 2-м классе по теме: "Прием умножения с помощью сложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. закрепление знаний о связи между сложением одинаковых чисел и действием умножения;
  2. совершенствование умений решать задачи;
  3. закрепление вычислительных приёмов сложения и вычитания;
  4. создание положительной учебной мотивации;
  5. создание экологически безопасной и психологически комфортной информационной среды;
  6. учёт индивидуальных особенностей учащихся.

Оборудование:

  1. карточки - примеры,
  2. таблицы «Весёлые человечки»,
  3. кубики.

Ход урока:

1. Организация класса на работу.

Оформление тетради, посадка, девиз «Я всё смогу!»

2. Вводная часть.

а) Минутка чистописания.

(Учащиеся прописывают число 12).

б) Учитель:

- Какое число записали? (12).

- Что вы о нём можете сказать?

(Двузначное, состоит из 1дес. и 2ед., записывается с помощью двух цифр «1» и «2», предшествующее -11, последующее -13, чётное, в старину называли «дюжина»)

в) Учитель: - Как можно получить число 12 разными слагаемыми?

(1+11, 2+10, 3+9, 4+8, 5+7)

-Как число 12 можно заменить суммой одинаковых слагаемых?

(12=2+2+2+2+2+2, 12=3+3+3+3, 12=4+4+4, 12=6+6)

-Каким действием можно заменить эту сумму? (Умножением).

-Почему? (Одинаковые слагаемые берём несколько раз).

-Что показывает в выражениях каждый множитель?

(Первый множитель показывает – какое число мы взяли слагаемым, второй множитель – сколько раз мы его взяли).

3. Игра «Передай кубик».

Каждому ученику даётся задание передать кубик соседу, присчитывая: первый ряд - по 2, второй- по 3, третий ряд- по 4.

Результат последних в ряду произносится вслух и проверяется.

4. Отгадать загадку:

Двенадцать братьев по-разному называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы)

Учитель:

Сегодня братья-месяцы у нас в гостях, и они приготовили вам сюрпризы.

5. Игра «Круговые примеры».

На доске в беспорядке расположены карточки с математическими выражениями, на обратной стороне которых написаны названия месяцев. Ребята по желанию выходят к доске, решают пример, переворачивают карточку. Если правильно все примеры поставить по кругу, то и месяцы в году встанут в правильном порядке.

21+17 38-6 32+8 40+20 60-7 53-50 3+20

23+10 33-11 22-14 8+60 68-47

6. Физминутка:

Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ,
Мы плечами чик-чик,
Мы глазами миг-миг,
Раз туда, два сюда,
Повернись вокруг себя,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.

7. Учитель:

12 месяцев делятся на времена года - зима, весна, лето и осень.

На парте у каждого ученика карточки-задания на цветной бумаге.

Каждому времени года соответствует свой цвет. Карточки синего цвета – зима, жёлтого цвета – осень, зелёного – лето, красного – весна.

а) Учитель загадывает загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках укатила. (Зима)

По команде учителя встают учащиеся, у которых карточки-задания синего цвета, находят свою пару, встают у доски. Остальные учащиеся проверяют правильность решения заданий.

Задание «Синим»: 67-(18+2)= 87-(32+8+)=

48-(12-9)= 5+(54-14)=

20+(15+4)= 9+36-6=

б) Учитель загадывает следующую загадку:

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)

Задание «Красным»: 34+34= 34•2=

0+0+0+0= 0•4=

17+17+17= 17•3=

в) Учитель загадывает загадку:

Жаркий, длинный, длинный день.
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос. (Лето)

 

Задание «Зелёным»:

Составить задачу по краткой записи и найти решение.

Было -?м
Отрезали – 8м и 6м
Осталось – 16м

У Миши – 5р.
У Коли – 50р.
Истратили – 20р.
Осталось - ?р.

У Оли – 20коп.
УАни - ?, на 5коп. М. ?

16+(8+6)=30м
(5+50)-20=35р.
20+(20-5)=35коп.

г) Учитель загадывает следующую загадку:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

Задание «Жёлтым»: 1ч.30мин.= 90 мин.

300см= 3м

4см 7мм= 47мм

3м 2дм= 32дм

8. Учитель:

Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и пришло время отдохнуть.

«Игра-разминка на внимание».

Учащиеся закрывают глаза, считают до пяти, открывают глаза. Учитель показывает карточку с «Весёлыми человечками». Ребята повторяют изображённые движения человечка.

9. Самостоятельная работа учащихся.

Выписать только те суммы, где можно заменить сложение умножением, найти значение выражений.

На доске:

15+15+15= 1+1+1+1=
22+23+28= 7+8+6=
3+3+3+3= 7+7+7=z

10. Итог урока.