Познавательное занятие для детей старшего возраста на тему: "Путешествие в живую природу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых.

Развивающие: развивать речь детей (диалогическую, монологическую); прививать навыки учебной деятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.

Оборудование:

  1. карта «Путешествие в живую природу»;
  2. предметные картинки: птицы, рыбы, животные, насекомые, цветы;
  3. плакаты «Части растения»;
  4. изображения Флоры и Фауны как персонажей.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы хотите пойти в поход? Сегодня мы это сделаем. Я принесла карту, которая нам пригодится. Как вы думаете, для чего нужна карта?

Дети. Чтобы в походе не заблудиться.

Воспитатель. В верхней части карты написано «Живая природа». Какую природу мы называем живой?

Дети. Ту, что рождается, питается, растет, размножается и умирает.

Воспитатель. Давайте найдем начало нашего пути. (Дети находят на карте ворота). От ворот ведут две дороги, выберите ту, по которой мы пойдем (Дети выбирают).

Воспитатель. Итак, отправляемся в путь к живой природе. Но дорога, которую вы выбрали раздваивается: одна ведет к Флоре, другая – к Фауне. Фауна – это покровительница животных. Если мы пойдем по этой дороге, то встретимся с разными животными. Пойдем?

Первая остановка «Лес».

Вопросы детям:

  1. Как называются животные, которые живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и за которыми человек ухаживает?
  3. Чем питаются животные?
  4. Как называются животные, которые едят только растения?
  5. Как называются животные, которые едят мясо?
  6. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
  7. Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев?

Вывод: В наших лесах живут дикие животные. Они приспособлены к нашему климату. Одни питаются растительной пищей, другие едят животных, их мы называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им холодно, нет привычной пищи. Все в лесной жизни взаимосвязано. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву. Больные зайцы могут распространять болезни, а волки и лисы являются санитарами, так как охотятся только за больными животными.

Вторая остановка «Озеро».

Вопросы детям:

  1. Какие рыбы живут в реке?
  2. Какие рыбы и животные живут в море?
  3. Что необходимо обитателям водоемов для жизни?
  4. Чем отличается озеро от реки, моря?

Вывод: Любой водоем является домом для его обитателей, которые приспосабливаются к жизни в нем. Поэтому там, как в хорошем доме, должен быть всегда порядок и чистота. Об этом обязательно должны помнить люди, иначе жители водоемов могут погибнуть или заболеть.

Третья остановка «Птицы»

Вопросы детям:

  1. Чем отличаются птицы от животных?
  2. Как птиц можно назвать по-другому?
  3. Как называют птиц, которые улетают на зиму?
  4. Почему они улетают?
  5. Как называют птиц, которые остаются зимовать?
  6. Чем питаются птицы?

Вывод: Среда обитания птиц не только земля, но и воздушное пространство. Гнезда птицы вьют везде – и на земле, и на ветвях деревьев, и в кустарниках. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями, поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Другие остаются зимовать, их называют зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать.

Четвертая остановка «Насекомые»

Вопросы детям:

  1. Как можно назвать одним словом всех, кто изображен на этих картинках? (Воспитатель обращает внимание детей на стенд с изображением насекомых)
  2. Кому нужны на земле насекомые?
  3. Что будет, если исчезнут все насекомые?

Вывод: Насекомые необходимы для сохранения жизни на земле. Исчезнут насекомые – исчезнут птицы и другие животные, которые питаются ими. Эту цепочку можно продолжать очень долго. Если исчезнет хоть одно животное, жизнь на земле может прекратиться. А мы ведь не хотим этого? Поэтому давайте будем заботиться о птицах, животных, насекомых.

Воспитатель. Вот и закончился наш поход в гости к Фауне. А прежде, чем продолжать наш путь дальше, предлагаю отдохнуть на привале.

Привал.

  1. Игра-зарядка «Кто как двигается?» Воспитатель называет животное, человека, насекомое, а дети отвечают на вопрос, как они передвигаются и воспроизводят соответствующие действия. (Например: человек, птица, рыба, змея, кузнечик, бабочка).
  2. «Кто как голос подает?» Дети называют и воспроизводят голосом крики тех или иных животных (корова, собака, кошка, свинья, тигр, голубь, утка, гусь, лягушка, комар).
  3. «Кто как ест?» (собака – грызет кость, кошка – лакает молоко, курица – клюет зерно, гусь – щиплет травку и пр.).

Воспитатель. Ну, что ж, отдохнули. Теперь можно продолжать наш путь дальше, по дороге, ведущей в гости к Флоре.

Первая остановка «Деревья»

Вопросы детям:

  1. Какие деревья вы знаете?
  2. Какие деревья называют лиственными?
  3. Какие деревья называют хвойными?
  4. Что общего у всех деревьев?
  5. Какую пользу приносят деревья?

Вывод: Деревья бывают хвойными и лиственными, у всех есть корень, ствол, крона. Деревья бывают самыми разнообразными, причудливыми, загадочными. Все они приносят огромную пользу окружающему миру, животным, человеку и всей планете.

Вторая остановка «Кустарники»

Вопросы детям:

  1. Какие кустарники вы знаете? Назовите их.
  2. Что выше – дерево или куст?
  3. Бывают ли хвойные кустарники? Назовите их.
  4. Какую пользу приносят кустарники?

Вывод: Кустарники – близкие родственники деревьям. Они не менее важны и значимы для жизни на земле, чем деревья.

Третья остановка «Цветы»

Вопросы детям:

  1. Как называют цветы, которые растут на клумбе?
  2. Какие вы знаете садовые цветы?
  3. Какие цветы растут на лугу?
  4. Назовите луговые цветы.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель. Ребята, и деревья, и кусты, и цветы можно назвать одним словом – растения. Скажите, какие части есть у всех растений?(Ответы детей).

Воспитатель с детьми рассматривают плакат «Части растения»

Вопросы детям:

  1. Какие части растения расположены под землей?
  2. Какие части растения расположены над землей?
  3. Что необходимо для роста растений?
  4. Солнце и дождь – это живая или неживая природа?

Игра «Угадай, о чем я говорю»:

У него зеленые листья (ответы детей).

У него есть корень, ветви и листья (ответы детей).

У него есть корень, ветви, листья и ствол, покрытый корой (ответы детей).

Назовите существенные признаки, характеризующие травянистые растения, кустарники и деревья.

Воспитатель. Что вы можете сказать о цветах и цветках? Это одно и то же или нет? (ответы детей)

Воспитатель. Человек, наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и отразил это в приметах. Например: коли в мае дождь, то будет и рожь. Март с водой, апрель с травой, май – с цветами и др.

Как вы думаете, Флора и Фауна дружат между собой? (ответы детей)

Вывод: Флора и Фауна – это две сестры. Звери, рыбы, птицы и насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле. Если каждый из нас сорвет хотя бы один цветок, то все цветы на земле исчезнут. Но если мы все-таки сорвали цветок, то вместо него нужно посадить не один цветок, а 10!

Итог. Путешествие наше закончилось. Но мы каждый день совершаем путешествие, когда идем в детский сад, гуляем около дома. Я думаю, что вы будете более внимательными, когда пойдете со своими родителями в лес, на луг, на речку.

Флора и Фауна дарят каждому ребенку подарки: изображение ребенка в цветочке.