Цели:
- Познакомить учащихся с историей зеркала, раскрыть смысл понятий «мода», «вкус».
- Развивать устную речь школьников, творческое мышление.
- Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Оборудование: зеркало, часы с секундной стрелкой, жетончики, таблички с надписью станций.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет волшебный урок. Мы побываем в 3-х сказочных странах. А в каких, вы узнаете позднее. Тема урока будет связана с обычным предметом домашнего обихода, которым вы пользуетесь каждый день. Чтобы узнать, что это за предмет и чтобы попасть в первую волшебную страну, вы должны отгадать загадки:
- Я молча смотрю на всех.
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома на вашей стене. (Зеркало) - Увидит старик старика,
Ребенок ребенка во мне. (Зеркало) - Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
- Молодцы! Вы отлично справились с моим первым заданием. И тема нашего урока?..(Читаем хором с доски «Свет мой зеркальце, скажи…!»).
- Все вы читали «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Помните, в этой сказке у злой мачехи-царицы было волшебное зеркало:
Ей в приданое дано было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
- О чем же рассказывало зеркальце? Да, оно всем говорило правду, какой человек смотрится в него, как он выглядит.
- Сказка сказкой, а главное в том, что зеркало отвечает человеку на интересующий вопрос: «Красив ли я?»
- Первая наша страна – Историческая. (На доске появляется соответствующая табличка)
- Помните мультфильм о крошке-еноте, когда он подошел к ручью и, увидев собственное отражение, очень испугался? Несомненно, первым зеркалом человеку послужила…Что? (Вода). Потом люди увидели свое отражение на отполированном металле – так появились первые зеркала. Они появились в III тысячелетии до нашей эры, но они быстро тускнели на воздухе и искажали изображение. Потом появилось стекло, и пластину полированного металла скрепляли со стеклянной. А в XVI веке на стекло стали наносить специальный сплав, в который входила ртуть. Так зеркала приобрели вид близкий к современному. Но есть в современном мире и такие зеркала, которые искажают изображение. Какие это зеркала? (Кривые). Где вы с ними встречаетесь? (В цирке, парке).
- Ребята, в каждой волшебной стране вам нужно будет сделать какое-либо задание. Для этого мы с вами разделимся на команды. И за каждый правильный ответ команда будет получать жетончики. Вы придумали название своим командам?
1-я команда: «Винни-Пух».
2-я команда: «Чебурашка».
- Задание 1-ой команде: объясните пословицу «С лица воду не пить», 2-ой команде пословица: «Встречают по одежке, провожают по уму».
- А теперь мы с вами отправимся в следующую страну, но, чтобы попасть в эту страну, каждая команда должна отгадать загадки.
1-ой команде:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
2-ой команде:
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу прыгала –
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка)
- Молодцы, правильно отгадали, эти предметы нам очень пригодятся во 2-ой волшебной стране – «Чистюлькино». (Выставляется соответствующая табличка).
- Ребята, в этой стране есть три города: Утро, День, Вечер. А как вы думаете, что за страна такая – Чистюлькино, какие в этой стране жители и что они нам могут интересного рассказать? Мне кажется, в этой стране вы никогда не заблудитесь. Все вы прекрасно знаете, что делают утром, днем и вечером, чтобы выглядеть всегда чистым и аккуратным. Что для этого делаете вы утром? (Умываемся, чистим зубы, причесываемся, одеваемся). Днем? (Поправляем волосы, моем руки перед едой и после еды и т.д.) Вечером? (Умываемся, чистим зубы). Я так и думала, что вы все знаете, потому что выглядите всегда чистыми и аккуратными. Быть такими мы обязаны не только для себя, ведь мы живем среди других людей. Неопрятный человек проявляет неуважение к окружающим. Приятно вам будет пожимать немытую руку с грязью под ногтями или разговаривать с человеком, от которого неприятно пахнет, так как он не чистит зубы или не любит мыться?
- Задание команде «Винни-Пух»: Один человек из команды садится за отдельный стол и, смотрясь в зеркало, должен говорить слова: «Какие у меня красивые и чистые уши!». Его задача: не смеяться.
- Задание команде «Чебурашка»: «Какая у меня чистая и длинная шея!». (Выигрывает тот, кто дольше продержится и не засмеется. Засекается время).
И снова нужно отгадать загадки командам, чтобы нас приняли жители 3 волшебной страны.
1-ой команде:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
2-ой команде:
По полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг)
- Молодцы, ребята, вот мы и попали в новую страну «Модники и модницы». (Выставляется соответствующая табличка).
- А что такое мода? (Выслушиваю ответы). В современном мире модой называют «культуру одежды». А как вы думаете, для чего нужна одежда?
- Во-первых, человек стал одеваться, чтобы оградить себя от действия стихии – холода, жары, солнца, воды;
- во-вторых, раньше одежда рассказывала о своем хозяине (богат ли он, общественное положение и т.д.);
- в-третьих, она украшает человека.
Человек всегда старался выглядеть как можно лучше. Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелье из разноцветных камешков. Все, что попадалось человеку под руку, шло в дело – кора деревьев, перья птиц. Однако сейчас в современном мире костюм идущего по улице человека не всегда откроет нам, кто этот человек, кем он работает. Но зато расскажет о другом: есть ли у него вкус, высок ли уровень его культуры. Вы согласны со мной? Итак, одежда играет большую роль в нашей жизни.
А что необходимо делать для того, чтобы выглядеть всегда хорошо одетым? (Выслушиваются ответы). Во-первых, чтобы быть всегда хорошо одетым, нужно иметь вкус. А что такое вкус? (Умение правильно подобрать одежду). Все предметы одежды должны сочетаться. Представьте себе девочку в зеленой юбке, желтой блузке, красной косынке. Нравится вам ее костюм? А в чем ее ошибка? Во-вторых, не может быть красивым то, что может нанести ущерб здоровью. Например, девочки-школьницы очень рано начинают ходить в туфлях на высоких каблуках, что приводит к серьезным нарушениям осанки.
Запомните, что причудливая и вычурная одежда говорит о нескромном желании выделиться, а тусклая и невыразительная – о пренебрежении к себе и окружающим. Модно и со вкусом одет только тот, чья одежда соответствует возрасту, особенностям внешности, времени года, и, конечно, обстановке. Нелепо выглядит мальчик, который пришел в театр в спортивном костюме. Или девочка, которая, подражая взрослой женщине, навесила на себя бесчисленное количество украшений. Послушайте смешной стишок про такую модницу:
Бусы,
Ленты,
Банты,
Блестки,
Золоченые стрекозки…
Удивляется народ:
Что за елка в Новый год?
Ветерок подул несмело –
Что-то вдруг зашелестело,
Звякнуло, постукало…
Может, это пугало?
Вы ошиблись:
Это – Надя
В праздничном
Своем наряде.
Задумайтесь, какой у вас образ? Спортивный или романтический? Вкус проявляется в умении носить одежду. Красивым делают человека не дорогие вещи и украшения, а чистота и опрятность.
По назначению одежду можно разделить на 3 вида:
Домашняя, в которой мы ходим дома. Какой она должна быть? (Чистой, аккуратной, удобной);
Рабочая. Это та одежда, в которой ваши родители ходят на работу, а вы ходите в школу. А какой она должна быть? Она должна быть красивой, удобной, практичной.
Парадная, которую вы надеваете на
праздники, в гости и т.д. Какая это одежда?
(Нарядные платья и костюмы, белая рубашка).
Молодцы, все правильно! А что еще необходимо для того, чтобы выглядеть красиво? (Чистые волосы, красивая прическа, красивая походка, мимика и жесты)
Чаще заглядывайте в зеркало, оно подскажет вам, как выглядеть красиво.
А сейчас у меня к вам самый трудный вопрос: «Кто такой красивый человек»? Я вам даю 2 минуты на обдумывание, а вы посовещаетесь в командах и опишите, каким должен быть, по-вашему мнению, красивый человек.
Молодцы, мне очень понравилось путешествовать с вами. Я думаю, что вы очень внимательно слушали меня и своих одноклассников и все новое, что вы узнали, вам пригодится в жизни.
А теперь подведем итоги. Вам понравилось путешествие? В каких волшебных странах мы с вами были? В какой из них вам больше понравилось? Для чего нам нужно зеркало? Почему все должны в него смотреться?
Давайте поздравим команду победительницу! (Аплодисменты)
До свидания! Урок окончен.