Развивающие аспекты обучения младших школьников

Разделы: Начальная школа


В настоящее время российское образование находится в состоянии поиска эффективных путей развития. В период обновления общества цель обучения школьников определяется потребностью не только в образованной, но и в социально активной личности, обладающей творческим потенциалом. На начальном этапе обучения в школе должны быть заложены основы для разностороннего развития учащихся. Этому способствует развивающее обучение. При развивающем обучении решается следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. На каждом уроке развертывается живой процесс познания, осмысленное и творческое овладение учебным материалом. У детей возникают вопросы. В поисках ответов они коллективно трудятся, учитель незаметно направляет их к желаемой цели. На уроках дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, объясняют закономерности. Мы понимаем, что задания должны давать пищу для ума. Мелких вопросов на уроках нет, т. к. дети должны извлекать знания из собственного ума. Одна из главных задач работы учителя - научить ребенка говорить. В детских сочинениях реализуется потребность детей рассказать о своих чувствах, переживаниях. Сочинения помогают развивать внутренний мир ребенка, раскрыть возможности отстающих и "молчунов". Л. В. Занков писал: "Мы строим обучение на высоком уровне трудности так, чтобы ребенок "не размагничивался" тем, что ему предлагается задание, которое он может бездумно и механически выполнить, а чтобы задание требовало от него интенсивной умственной работы". Главное в уроке - деятельность учащихся, где напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Предлагаю учителю добиваться соблюдения «развивающих правил» на любом уроке:

  • ничего не сообщайте в готовом виде - новое знание ученик открывает самостоятельно в процессе выполнения системы упражнений;
  • начинайте с задания (вопроса) в общей формулировке (в ситуации затруднения сформулируйте задание более конкретно);
  • держите паузу после остановки задачи - не мешайте включению (активизации) мыслительных процессов( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);
  • не спешите с оценкой ответа (даже мимикой), чтобы не прерывать мыслительный процесс ученика;
  • не пропускайте без обсуждения ни единого ответа (даже ошибочного), создайте ситуацию, когда допустивший ошибку сам ее найдет, укажет ее причину, назовет способы проверки;
  • приучайте детей обосновывать (без напоминаний) свои ответы, это поможет формированию общеучебных навыков слушать ответы одноклассника;
  • приучайте учеников самостоятельно воспринимать учебное задание ( на слух, из учебника и др) и выполнять его без дополнительных разъяснений ( Можно использовать следующий вид работы с текстом задания: ученики самостоятельно (каждый вполголоса) читают задание; учитель прислушивается и при необходимости помогает в правильности чтения.
    После этого учитель задает вопрос типа : "На какие моменты задания мы должны обратить внимание, чтобы правильно его выполнить?")
  • готовя задание, продумайте возможные ответы учеников и вашу реакцию на них.

Хотелось бы отметить, что выработка таких «привычек » у учителя, приносит свои плоды. Сначала учителю трудно перестроить себя, проще дать готовый ответ и не дожидаться развития мыслей обучающихся. Но, поверьте, всему есть награда. И она, при проявлении настойчивости, не заставит себя долго ждать. Используя в работе с детьми развивающие аспекты, отмечу свой особый интерес к проведению уроков естественно-научного цикла. Я считаю, что именно в них дети могут «раскрыться». Здесь большое «поле» для проявления творчества и инициативы детей. Опишу некоторые рекомендации к построению развивающего урока естествознания ( природоведения) :

  • тема урока должна быть ясна детям, с ней дети знакомятся заранее, дети готовятся к уроку;
  • учитель должен расписать задачи урока ( на серию уроков);
  • ребятам желательно объяснить, в какой связи эта тема идет в разделе;
  • должен быть стержень урока в полной его широте;
  • время - строго не регламентируется (если необходимо дополнительно время, то его можно занимать), гибкость в составлении расписания, возможность сдваивать уроки при необходимости;
  • урок - сценарий как творчески цельное, который никогда не нужно разрывать;
    (урок-диспут, урок знатоков природы, урок исследование);
  • учитель на уроке может быть только слушателем, ребенок - главное действующее лицо;
  • учитывать подготовку DVD фильмов, слайдов, музыки, звуков;
  • на уроке может не быть отметок (это могут быть баллы, создающие комфорт на уроке);
  • план - не в обязанность учителю, может быть сценарий урока (допускается разработка одной темы группами учителей - вариативность урока);
  • цели по каждому уроку не обязательны, они могут быть для серии уроков.

Привожу развернутый план одного из проектов урока по естествознанию в 3-4 классе.

Тема урока: Строение и функции сердца. Движение крови по сосудам. Значение тренировки.

Проблема на уроке:

Почему работу сердца и движение крови называют главным жизнеобеспечением любого организма?

Место урока: Тема: кровообращение.

Цели урока:

  1. Расширение и обогащение жизненного кругозора детей о работе внутренних органов и систем человеческого организма.
  2. Конкретизация знаний детей о функциях сердца и крови.
  3. Развивать умение выделять главные источники значений в информационном потоке. Выяснение взаимосвязи в строении органов и систем с жизненным практическим опытом ребенка.
  4. Развивать умения отстаивать доказательность и истинность самостоятельно добытых знаний.
  5. Развивать умения соотносить знания сверстников, выделяя главные; кратко оформлять выводы, обобщения.
  6. Развитие соподчиненности среди поиска знаний сверстников.
  7. Воспитывать культуру поведения, чувства уважения друг к другу, понимания важности познания человека с его физиологической и психологической стороны.

Подготовка к уроку:

Учителя:

  • дать информацию о наличии литературы в школьной библиотеке;
  • выбрать необходимый материал из имеющихся у детей энциклопедий "Все обо всем". Т № 1-0356,357,358 Т №> 2-с237,239,242,245,246 Т № 3-с392,394,396,397,399 Т № 1-с2 59,300,301,302;
  • работа по таблице "2 круга кровообращения";
  • продумывание организации работы на уроке;
  • помощь учителя в выборе литературы отдельным детям;

Учеников:

  • работа над написанием сочинений;
  • работа над проблемными вопросами при подборе информации;
  • чтение научной литературы;
  • чтение учебного материала.;
  • просмотр телепередач;
  • подготовка тетрадей.

Демонстрационный материал::

а) Таблица "Круги кровообращения".
б) Муляж сердца.
в) Таблица "Сердце".
г)3аписи терминов на доске:
Лучевая артерия, Желудочек. Пульс. Предсердие.
Эритроциты. Вена, гемоглобин, тромбоциты, артерия, кислород, лейкоциты, капилляры
д) Запись проблемы: Докажи важность работы сердца и крови для человеческого организма.

Общий сценарий урока.

-Какие жизненно важные органы вы знаете? Что вы можете сказать о сердце?

-Как вы относитесь к идее о сердце как о жизненно важном главном органе в жизни

человека? Почему вы так считаете? – Давайте последовательно продвигаться в своих суждениях.

-Почему сердце должно двигаться? Что способствует этому в организме человека?

(Акцент направляется на особое строение скелета человека, а именно, на полуподвижное соединение костей в грудной клетке человека. Существует возможность расширения и сужения грудной клетки из-за работы внутренних органов.) Связано ли такое соединение костей с работой только сердца? Почему? (Связать с необходимостью движения ребер из-за работы органов дыхания - легких.)

Детям предлагается вздохнуть и проверить истинность высказываний.

-Вы говорите о движении. Так почему же сердце должно постоянно работать?

Необходимо ли это? Что будет, если произойдет обратное?

(Ответы детей должны направляться на то, что с работой сердца связано движение крови по сосудам.)

(2 человека направляются в другое помещение для выполнения физических упражнений в течение 5 минут.)

-Почему работа сердца тесно связана с движением крови? Докажите что это так.

(Высказывания детей о логике данного предположения.) (Рассматривается возможность использования таблиц на уроке для облегчения учебной задачи.)

- Давайте проделаем небольшой эксперимент: все найдем лучевую артерию на запястье руки и установим на ней указательный палец. ( Приглашаются мальчики для измерения ритма сердца - пульса.)

-Измеряем пульс в течение 1 минуты.

Что скажут дети, выполнявшие упражнения, о своем пульсе? (Идет сравнение информации о пульсе.) Работа с учебником.

-Что можно сказать о рисунках учебника?

-Вернемся к начатой теме. Так что же необходимо сердцу для нормальной его работы?

-Что вы называете кровью? (Разговор сводится к осознанию понятий «вена, артерия, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты». Объяснение терминов ведется самими детьми.)

-Сердце не работает без крови.

-Докажите, что сердце - это мощный насос в нашем организме. (Дети участвуют в дискуссии.)

(Толчки крови, поступившие в аорту после сокращения левого желудочка, называются

пульсом.)

-Что будет, если сердце начнет сбивать ритм? (Направить ответы на высказывания о значении тренировки сердца.)

-Предлагаю поработать в группах.

Задания для групп:

-Какая деятельность и упражнения жизни человека ведут к нормальной деятельности сердца?

б) Какие свойства сердца крови можно вывести, зная о том, что, может быть во время травм, порезов?
в) Почему происходит смена пульса у человека в течение суток? Может ли такое быть? ( Выслушать ответы.)

- Послушайте следующее:

Исследователи проводили такой опыт: уравновешивали очень точные весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, затем давали ему решать математическую задачу. Весы выходили из равновесия - голова начинала перевешивать, т.к. кровь в большом количестве приливала к мозгу. А после приема пищи кровь перераспределялась по-новому: она приливала к желудку и кишечнику, т.е. тем органам, которые начинают усиленно работать.

-Объясните ситуацию.

-Почему кровь называют горячей, когда мы мерзнем?

-Почему сердце - неутомимый труженик, если оно еще и отдыхает?

(Высказывания детей)

-Послушайте высказывания из ваших же сочинений о "главности" сердца как органа.

-Как вы думаете, смогли ли вы доказать важность работы сердца и крови?

-Предлагаю к следующему уроку приготовиться и поговорить о том, что бывает при возникновении сбоев в работе органов кровообращения.

(Учебник, энциклопедии.)

-Покажите литературу, использованную к уроку. Представьте ее.

-Спасибо всем за работу на уроке.

Средства обучения на уроке:

а) Учебник
б) Энциклопедия "Биология"
в) Детские энциклопедии"Все обо всем" Т1-10
г) Таблицы"Строение крови","Сердце","Кровообращение"
д) Муляж сердца.

Использованы формы деятельности детей на уроке:

  • Коллективные
  • Групповые
  • Индивидуальные.

Вариантность урока.

Можно проводить урок после изучения болезней органов кровообращения. Возможна разработка к уроку вопросника по результатам изучения темы "Кровообращение". Желательна работа (практическая) с микроскопом: бактерииб, состав крови.

Планируемая результативность урока:

  1. Дети должны понять важность работы сердца и крови; понять невозможность их замены искусственными органами, видеть связь в их работе.
  2. Уметь связывать работу органов кровообращения с другими органами (питания и дыхания).
  3. Видеть и оценивать роль каждого органа внутри человека.
  4. Уметь оценивать ситуацию с позиции работы человеческих органов и систем.
  5. Знать о важных процессах, происходящих внутри человеческого организма, использовать знания в жизни.

Таким образом, в процессе разработки дидактического регламента совершенствуется методический багаж учителя, позволяющий не только формировать и развивать общеучебные умения. Но и далее организовывать деятельность учащихся по освоению традиционных учебных дисциплин. Хочу отметить важность проведения параллельной линии отслеживания развития общеучебных умений педагогом. Я провожу изучение развития мыслительной деятельности с помощью специальных заданий, позволяющих выявить способность переключения с одного угла зрения на другой при усложнении поставленной задачи. Важным является и развитие наблюдательности. Высокий уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Работа по осуществлению идей развивающего обучения очень кропотливая и длительная. Хочу пожелать удачи коллегам, реализующих идеи авторов в образовательной практике. Надеюсь, мой опыт поможет Вам.

В заключение предлагаю характеристику школьника, способного к самопознанию в обучении.

Особенности учебной деятельности:

- способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения;
- может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения;
- понимает требования учителя и старается их выполнить;
- при возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления;
- на уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания;
- способен отделять существенные свойства предмета от несущественных;
- может связно рассказать о событиях своей жизни;
- ориентируется в основных понятиях времени;
- понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания;
- способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания;
- может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал;
- может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами;
- связно выражает свои мысли;
- имеет достаточный словарный запас;
- пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму;
- способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур;
- сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока;
- способен работать в одном темпе со всем классом.