Тема урока: | Окружность и круг. |
Цели урока: | Закрепление изученного материала. |
Задачи урока: | |
Практическая: | Формирование навыков решения задач и познавательных способностей учащихся. Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей. |
Образовательная: | Формирование знаний по теме “Окружность и круг”. Формирование умений открывать закономерности, находить способы решения задачи в результате обобщения или конкретизации, устанавливать логические связи между этапами решения задач. |
Развивающая: | Формирование способности анализировать, обобщать, развитие навыков применения компьютерных технологий при изучении математики; Формирование логического мышления. |
Воспитательная: | Активизация интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков. Формирование интереса к предмету геометрия. |
Оснащение: | Компьютеры с установленной программой “The Geometer’s Sketchpad”, мультимедийный проектор, экран, программа MS Office 2003, Power Point. |
ХОД УРОКА
Этап |
Речь учителя |
Слайд |
Время мин |
Доп. матер. |
1. 2. 3. 4. 5. 6.
7. 8.
10. 11. |
Организационный момент Приветствие. Устная работа. Выполнить задания, написанные на доске. Объявление темы и цели урока Актуализация опорных знаний. Повторение определений. Выполнение теста учащимися. Работа за компьютером. Построение окружности по заданному радиусу. Сделать вывод о том, как связаны радиус и диаметр. Выполнение задания №1 Математическая зарядка и гимнастика для глаз. Работа за компьютером. Выполнение задания №2. Выполнение задания №3. Выполнение задания “проверь себя”. Домашнее задание. Подведение итогов урока Изучено и экспериментально подтверждено
соотношение |
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
1 3 1 2 3 13
4 15
1 2 |
раздаточный материал
|
План урока в 5 классе
Тема: Окружность и круг
Цель урока: закрепление изученного материала.
I. Математическая разминка.
(Задания написаны на доске.)II. Повторить определения окружности, круга, радиуса, диаметра.
Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности.
Круг – это фигура, все точки которой лежат на расстоянии не больше (меньше или равном) данного.
Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности называется радиусом. Все радиусы окружности равны друг другу.
Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности.
III. Выполнение теста в Excel.
IV. Работа за компьютером.
1. Построение окружности по заданному радиусу.
Построить отрезок, обозначить, измерить (меню Measure); точку вне отрезка. Выделить точку и отрезок. В меню construct выбрать Circle by Center and Radius (Окружность по центру и радиусу). На выделенной окружности строим точку: в меню construct выбираем point on object. Соединив центр окружности и эту точку отрезком, получим радиус.
2. Построение диаметра.
Построить окружность (3 кнопка). Соединить точку на окружности и центр отрезком. Это радиус. Подписать и измерить. Выбрать инструмент прямая (4 кнопка), затем указатель объектов. Выделить центр окружности и точку на ней. В меню construct выбрать line. Через центр окружности будет построена прямая. Сделайте ее пунктирной: в меню Display (вид), Line style (стиль линии), dashed (точечный). Вместе с клавишей Shift выделите окружность и прямую. В меню Construct – Point at Intersection (точка на пересечении). Выберите инструмент Отрезок. В меню construct выбираем segment. Будет построен диаметр. Сделайте его толстым в меню Display (вид), Line style (стиль линии), Thick.
Убедитесь, что диаметр равен 2 радиусам, а радиус – половина диаметра. Для этого измерьте радиус и диаметр инструментом калькулятор в программе “Живая геометрия”.
Задание №1.
Дан отрезок AB, его длина |AB| = 4 cm.
Постройте точку X, если известно, что:
1) |AX| = 3cm, |BX| = 5cm; (две)
2) |AX| = 1cm, |BX| = 3cm; (одна)
3) |AX| = 1cm, |BX| = 5cm; (одна)
Сколько таких точек можно построить в каждом из этих случаев? Подсказка: Чтобы построить точку X надо:
1) Построить окружность радиуса |AX| с центром в точке A. Для этого отметьте точку A и один из отрезков m=3 см, n=5 см (нужной длины). После этого выполните команду из меню Construct "Circle by Center + Radius"
2) Построить окружность радиуса |BX| с центром в точке B.
3) Построить точки пересечения двух окружностей, отметив окружности и выполнив команду "Point At Intersection". Выделить точки пересечения и концы отрезка, соединить отрезками, измерить длины.
V. Математическая зарядка.
Правильно – встали, неправильно – сели.
4*16=64 стоят |
48:12=3 сели (4) |
52-7=45 стоят |
75:15=6 сели (5) |
4*25=100 встали |
15*6=80 сели (90) |
5*12=70 сидят (60) |
4*14=66 сели (56) |
90:5=18 встали |
57-9=48 встали |
70:14=5 встали |
18*0=18 сели (0) |
VI. Гимнастика для глаз.
VII. Работа за компьютером.
Задание.
Радиус окружности равен 2 см. Расположите точки A, B, C так, чтобы расстояние от O до A было меньше 2, расстояние от O до B было равно 2, расстояние от C до O было больше 2.
Задание.
Выполнить задание № 3, которое находится в программе P01_p5.
Диаметр 2,56 см, следовательно, радиус 1,28 см.
Задание.
Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 3 см. Проведите прямую, которая пересекает окружность в точках М и К. На каком расстоянии от центра окружности находятся эти точки?
Задание для хорошо успевающих учащихся.
Провести эксперименты, которые находятся в программе:
FILE ОРЕNPART_1Point_01 (двойным щелчком) OPEN ALL WORKP01_p1 и P01_p2 (построение окружности) и P01_p4 (построение круга).
Задание на дом.
1. Начертите отрезок CD, равный 5 см. Проведите окружность с центром С и радиусом 3 см, а также другую окружность с центром D и радиусом 4 см. Обозначьте точки пересечения окружностей буквами А и В. Чему равны длины отрезков АС, СВ, DA и BD?
2. Начертите отрезок МР, равный 6 см. Найдите две точки А и В, которые находились бы на расстоянии 4 см от точки М и 5 см от точки Р.
VII. Итог урока.
Изучено и экспериментально подтверждено соотношение между радиусом и диаметром окружности. Все поставленные для данного урока задачи выполнены.