Тема: Птицы
Цель:
- сформировать представление о птицах, обмен знаниями,
- развить любознательность, фантазию, находчивость,
- воспитывать труд, бережное отношение к птицам, природе.
Оборудование: таблицы, схемы, диаграммы, телевизор, выставка работ детей птиц (лепка), кассета “ Голоса птиц”, учебник, иллюстрации птиц, плакат птиц, кормушки, сделанные детьми, муляж птицы.
Тип урока: урок-пресс конференция с элементами репортажа
Методы: проблемно-посковый, словарный, рассказ, упражнений.
Ход урока
Сообщение синоптиков (запись числа в тетрадь). Как всегда в начале урока – сообщение синоптиков. Сделай прогноз погоды на сегодняшний день.
Д: Погода ясная, температура воздуха -15 С, осадков нет, ветер слабый.
(Отмечают в календаре класса и в тетради учащихся.)
Сегодня мы проводим урок пресс-конференцию. А на какую тему отгадайте сами.
Загадка
Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
На конференцию приглашены журналисты из газеты “Улан”, и “Юный натуралист”.
Они интересуются жизнью и местом обитания птиц, в конце сообщения журналисты могут задать вопросы профессору, доктору наук, зоологу, экологу, краеведу области.
А чтобы проверить знания журналистов по теме, устроим им испытание.
Учитель называет животных, а дети записывают их в таблицу. У детей перфо-карточки.
Проверка домашнего задания
Насекомые | Муравей, муха |
Рыбы | Акула, щука |
Земноводные | Лягушка, тритон |
Пресмыкающиеся | Черепаха, змея |
Птицы | Голубь, ворона |
Млекопитающие | Кошка, собака |
Вступительное слово учителя
Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные – колибри, вес которых составляет 2,4 гр. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – на берегу моря, а за четвертыми – ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей.
1. Расскажет о диких птицах гор – профессор зоологических наук …
А) Беркут.
Б) Улар.
Вопросы:
Во флаге, какой страны есть изображение беркута?
Какая из птиц занесена в Красную книгу Казахстана?
2. Предоставляется слово кандидату наук … Приложение 1
Он расскажет о птиц степи.
А) Розовый скворец.
Б) Сорока.
Вопросы:
1. Какую пользу человеку на полях приносит скворец?
2. Как называют сороку в сказках?
3. Третьим выступит лесничий… Приложение 2
Она расскажет о птицах леса.
А) Cиница.
Б) Дятел.
Вопросы:
Назовите “санитара леса”?
Какая их этих птиц прилетает первой, когда на улице слякоть и первые морозы?
4. Выступит краевед области … Приложение 3
Он расскажет о птицах пустыни.
А) Домовой сыч.
В) Курганник.
Вопросы:
1. Чем отличается домовой сыч от других своих сородичей?
2. Кто обитает вблизи курганов…
Пятым выступает… Приложение 4
Он расскажет о птицах водоемов.
А) императорский пингвин.
В) лебедь-шипун.
Вопросы:
Эта птица не умеет летать.
Где строит свое гнездо лебедь?
Объяснение учителя. Дополнение.
Птицы – это удивительные существа. Тело их покрыто перьями. Эти перья красивы. Птицы бывают: зимующими, перелетными, певчими, редкими, дикими, домашними. Зимующие (оседлые) птицы постоянно живут в одной и той же местности. Это синицы, воробьи, голуби, сороки, галки, дятлы. Твердый клюв птиц позволяет доставать насекомых из-под коры деревьев. Поэтому, даже зимой они находят себе корм и не улетают на зимовку. Но все-таки зимой в морозные дни им трудно добывать корм, и они перелетают ближе к жилью человека, где им легче найти корм. Перелетные птицы из мест гнездования на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.
К перелетным птицам относятся: ласточка, скворец, перепелка, аист, журавль, грач, гусь, жаворонки. Они питаются насекомыми, плодами и семенами деревьев. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма. Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные. Подумайте, почему? Что общего у всех птиц?
(Летают, тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов.)
Чем они отличаются друг от друга?
(Строением тела, клювом, окраской, голосом, местом обитания.)
Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда.
Гнезда у птиц разные. У многих птиц гнездо представляет с собой детскую коляску. Иволга строит гнездо – гамачок. Грач строит гнездо на вершине дерева. Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка. Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных. Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.
Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.
А вы знаете, что…
Самая большая птица и бегун из птиц (72 км/ч) – африканский страус. Высота страуса – 2м 74 см.
Самая “летающая птица” – черный стриж. Может находиться в воздухе 2-4 года, не приземляясь. Спит, ест, пьет на лету. У стрижа длинные крылья и короткие ноги. Если он опустится на землю, чтобы попить воды, то ему будет трудно взлететь.
Птица, которая летает выше всех – лебедь-кликун. Они были замечены на высоте 8230 м.
Самая старая птица – сибирский белый журавль – 82 года.
Семья скворцов за день поедает 350 гусениц, жуков и улиток.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за 1 день 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек уничтожает за лето около миллиона различных вредных насекомых.
Жаворонки, овсянки склевывают семена сорняков, тем самым снижает засоренность полей.
Птицы прекрасные предсказатели погоды.
А кто знает птичьи приметы?
- Если синички долго пищат – к долгой весне.
- Вороны и галки садятся на верхние ветки деревьев – к морозу, а к нижним веткам – к ветру.
- Прячет ворона свой нос под крыло – к холоду.
- Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.
- Снегирь под окном чирикает – к теплу.
- Сова кричит – к похолоданию.
- Если голуби ворчат – будет тепло.
- Соловей поет всю ночь – к теплу.
Разноуровневые задания.
Какая птица лишняя. Почему?
1 | 2 | 3 |
Дятел, синица, журавль Беркут, пингвин, чайка Аист, цапля, синица |
Орел, гриф, чайка Пингвин, утка, петух Дятел, жаворонок,гриф |
Беркут, фламинго, клёст Лебедь,фламинго,козодой Дятел, ворона, голубь |
“О ком идет речь?”
Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их быстро отгадать и записать в соответствующую строчку.
Зимующие | Перелетные |
Воробей Синица Снегирь Ворона |
Скворец Аист Журавль Грач |
1. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (воробей)
2. Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет (скворец)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика (синица)
4. Ты откуда, ты откуда!
Прилетел к нам красногрудый,
Облетел я всю Сибирь
Как зовут тебя?.. (снегирь)
5. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричит – Кар,кар,кар! (ворона)
6. Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин (журавль)
7. Он летает на охоту
За лягушками в болото (аист)
8. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач)
Вступительное слово:
Покормите птиц зимой
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Конкурс кормушек, сделанных руками детей. Какую пользу приносят птицы людям? Какую помощь птицам мы можем оказать?
(Каждый ряд показывает свой макет скворечника.)
Игра “ Птицы” (физминутка)
Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!
Запись на кассете “Пение птиц”.
А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поют птицы.
Репортаж из птичьей столовой.
Ученик с экрана ТВ читает логическую задачу.
(Дети должны определить птицу)
Положил я в кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (их много возле моего дома). Хлеб склевали. А рябину не трогают… (воробей).
Затем прилетела небольшая птичка с красной грудкой… (снегирь).
Потом прилетела любопытная, длиннохвостая шалунья, прилетела поесть, но и присмотреть, чего-бы ей украсть… (сорока).
Ребята, угадайте, кто обедал в птичьей столовой?
Игра “ Чей клюв и чьи ноги”
Одним птицам художник забыл нарисовать клювы, а другим – ноги. Для чего нужны клюв и ноги птице? Покажи, где, чей клюв и где, чьи ноги.
Игра “Покорми птиц”
На птичках пишутся вопросы, связанные с темой урока. Ученик , ответив на вопросы, сажает птичку в кормушку, “кормит” ее- так подводится итог.
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
2. Какая из птиц считается самой умной? (Ворона)
3. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек? (Клест)
4. Какая птичка помогла Дюймовочке, а та потом помогла ей? (Ласточка)
5. Какая из птиц строит гнездо на крыше дома? (Аист)
6. Дарит нам яйца (Курица)
7. Доставляет почту (Голубь)
Игра “Крестики-нолики”
Учащиеся на лист бумаги отвечают на вопросы, ставя +, если ответ положительный, 0- если ответ отрицательный.
Вопросы:
1 | Прячутся ли насекомые к зиме? | + |
2 | Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? | 0 |
3 | Зимующие птицы это те птицы, которые зимуют на родине. Так ли это? | + |
4 | Ласточка, соловей, скворец- это зимующие птицы | 0 |
5 | Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? | + |
6 | Нужно ли птиц подкармливать? | + |
7 | Верно ли, что птицы зимой не погибают от голода и холода? | 0 |
Установи связь между этой цепочкой?
Диагностическая карта урока
Вопрос: Нужны ли нам птицы?
За |
Против |
Дети опускают шарики в коробочки, потом подсчитываются.
Почему вы отдали свой голос за птиц?
Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины. Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.
Итог урока.
Берегите птиц,
Птиц вы берегите,
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно –
Люди, берегите!