Меняя каждый миг свой образ прихотливый
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и чужим.
Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто мог сказать толпе куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица.
С.Я. Надсон.
1. Пояснительная запискаНа Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн. лет назад леса выглядели иначе. В них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветовых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн., 100 млн., 200 млн. лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
Цель курса:
Получить представление об эволюции, закономерностях эволюционных изменений у организмов.
Задачи:
- Дать интегрированные знания из различных областей наук;
- Дать понятие о многообразии и приспособленности организмов к среде обитания.
- Ознакомить учащихся с основными закономерностями эволюционного процесса.
Программа ориентирована на учащихся 9 класса, в рамках подготовки к профильному обучению, и позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.
Содержание курса соответствует познавательным способностям школьников, т.к. содержит новый для учащихся материал, представленный в печатном и в электронном виде.
Курс рассчитан на 17 ч., состоит из 2 модулей.
В содержании курса прослеживаются межпредметные связи с курсами геологии, географии, химии.
Курс имеет практическую направленность. Сегодня очень важно развивать у школьников интеллектуальные способности (умение производить мыслительные операции, работать с литературой). Предполагается выполнение практических, лабораторных работ.
Будут использоваться интерактивные, деятельностные методы и приемы, различные формы занятий (лекции, семинары, конференции и т.д.).
Содержание курса:
I Модуль. Эволюция планеты Земля. (3 часа)
Звездный и планетарный этапы эволюции Земли. Методы исследования внутреннего строения Земли. Внутреннее строение земного шара и внешние оболочки. Взаимосвязь оболочек Земли.
Механизм и скорость перемещения литосферных плит. Формы рельефа поверхности Земли. Дрейф континентов. Изменение расположения материков за длительный период существования нашей планеты.
Изменчивый облик планеты. Эволюция рельефа. Изменения климата Земли. Геологические процессы, происходящие в земной коре, на поверхности и в глубинных слоях Земли.
Конкурс сочинений “Беспокойная планета”.
II Модуль. Картины будущего. (12 часов).
1 Раздел. Через 5 млн. лет.(5 часов).
Ледниковая эпоха. Жизнь на холоде. Механизмы приспособленности организмов к изменениям температуры. Жестокий ледниковый период. Холодная и сухая Земля. Вымирание неприспособленных. Приспособление новых форм к суровым условиям жизни. Характеристика ландшафтных зон будущего. Североамериканская пустыня. Североевропейская тундра. Средиземноморская низменность. Амазонская степь.
Практическая работа №1. “Изучение приспособленности организмов к среде обитания”.
Практическая работа №2. “Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего”.
2 Раздел. Через 100 млн. лет. (3 часа).
Характеристика ландшафтов Земли через 100 млн. лет. Бенгальское болото. Мелководное море. Великое плато. Антарктический лес. После окончания ледниковой эпохи на Земле наступил долгий период стабильности и благоденствия, жизнь снова расцвела.
Гидробионты. Приспособленность организмов к жизни в воде.
Лабораторная работа №1. “ Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов”.
Презентация “Разнообразие приспособлений у организмов”.
3 Раздел. Через 200 млн. лет. (4 часа).
Планета переменилась. Все континенты Земли соединятся и образуют один гигантский суперконтинент Пангея-2.
Характеристика ландшафтов, будущих обитателей Земли. Северный лес. Центральная пустыня. Барьерная пустыня. Всемирный океан.
Практическая работа№3.. Прогнозирование облика будущих обитателей Земли, изучаемых ландшафтных зон.
Резерв 2 часа.
Ожидаемые результаты обучения:
Получение представления о возможности прогнозировать живой мир будущего на основе биологических знаний.
Приобретение начальных умений осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет), применять ее в собственных исследованиях.
Выбор естественно-научного профиля.
Рекомендуемая литература:
- В Гааке “Происхождение животного мира”, М.: “Терра”, 1996.
- “Дикий мир будущего”, Пер.с англ. Е.Токаревой.- М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
- Н.Н.Воронцов “Развитие эволюционных идей в биологии”, М.: Изд. Отдел МГУ, АБФ, 1999.
- Крайзман В.Е. “Введения в учебное исследование”. Фестиваль “Открытый урок”.
- Ю.В. Чайковский “Эволюция”, Биология (приложение к газете “Первое сентября”), 1996, №20,40. 1997 №5, 22, 43. 1998 №28, 1999 №11, 2000 № 7,46.
Критерии успешности освоения курса:
Модуль 1. Участие в конкурсе сочинений (макс. 10 баллов).
Написано – 5 баллов.
Оригинальность, образность – 5 баллов.
Модуль 2.
Практическая работа №1. Оценивание по 5-балльной системе.
Практическая работа №2. Оценивание по 5-балльной системе.
Лабораторная работа №1. “ Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов”. Оценивание по 5-балльной системе.
Презентация “Разнообразие приспособлений у организмов” (макс. 10 баллов).
Наличие рисунка – 5 баллов.
Красочность – 3 балла.
Оригинальность – 2 балла.
Практическая работа №3. “Создай себе чудовище” (макс. 10 баллов).
Наличие рисунка – 5 баллов.
Красочность – 3 балла.
Оригинальность – 2 балла.
Максимальное число баллов – 40.
Успешным окончанием курса считается выполнение не менее 70 % заданий.
Приложение: Учебно-тематический план
№ п\п | Название модуля, раздела, темы | Количество часов |
Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практика | ||||
I модуль. Эволюция планеты Земля. | 3 | |||||
1.1 Земля изнутри. | 1 |
1 |
Лекция с элементами беседы | Конспект, схема. | ||
1.2 Дрейф континентов. | 1 |
1 |
Групповой практикум | Составление опорного конспекта по теме | ||
1.3 Изменчивый облик планеты. Конкурс сочинений |
1 |
1 |
Урок - конкурс | Написание сочинения | ||
II Модуль. Картины будущего. |
12 | |||||
1.Раздел. Через 5 млн. лет. | 5 |
|||||
1.1Ледниковая эпоха. Жизнь на холоде. | 1 |
1 |
Видеоурок | Устно ответить на вопросы. | ||
1.2 Механизмы приспособленности организмов к изменениям температуры. | 1 |
1 |
Игра-исследование | Устно ответить на вопросы. | ||
1.3 Практическая работа№1. “Изучение приспособленности организмов к среде обитания”. | 1 |
1 |
Практикум | Правильно оформленная работа.. | ||
1.4 Характеристика ландшафтных зон будущего. | 1 |
1 |
Видеоурок | Устно ответить на вопросы. | ||
1.5 Практическая работа №2.“Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего”. | 1 |
1 |
Практикум | Правильно оформленная работа. | ||
2. Раздел. Через 100 млн.лет. | 3 |
|||||
2.1 Характеристика ландшафтов Земли через 100 млн.лет. | 1 |
1 |
Видеоурок | Письменно ответить на вопросы, конспект | ||
2.2 Гидробионты Приспособленность организмов к жизни в воде. | 1 |
1 |
Лекция с элементами беседы Лабораторная работа №1. | Собственное решение научной проблемы. | ||
2.3 Презентация “Разнообразие приспособлений у организмов”. | 1 |
1 |
Творческая работа | Публичное ыступление | ||
3. Раздел. Через 200 млн.лет. | 3 |
|||||
3.1 Планета переменилась. | 1 |
1 |
Видеоурок | Тезисы, ответы на вопросы | ||
3.2 Характеристика ландшафтов, будущих обитателей Земли. | 1 |
1 |
Групповой практикум | Анализ и собственное решение научной проблемы | ||
3.3 Практическая работа№3.. Прогнозирование облика будущих обитателей Земли, изучаемых ландшафтных зон. | 1 |
1 |
Практикум | Рисунки живых организмов далекого будущего | ||
Резерв. | 2 |
|||||
Итого часов: 17 |
Примерные рекомендации по проведению практических, лабораторных работ, семинаров, конференций.
Модуль 2.
Тема 1.2. Практическая работа№1.“Изучение приспособленности организмов к среде обитания ”. (Работы № 13, 14, 15 Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Биология Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы, 11 кл. М.: “Дрофа”, 2000.).
Тема 1.4. Практическая работа №2. “Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего”.
Проанализировать по морфологическому критерию облик животных будущего, используя иллюстрации в книге (5), заполнить таблицу.
Приспособленность организмов будущего к среде обитания
Вид | Среда обитания | Черты приспособленности | Относительный характер |
1. Китовая олуша | |||
2. Снегозверь | |||
3. Шаграт | |||
4. Криптилия | |||
5. Скрофа | |||
6. Каррон | |||
7. Бабукари | |||
8. Спиногром | |||
9. Каракиллер | |||
10. Смертонос |
Тема 1.5. Конференция “Особенности жизнедеятельности современных животных, обитающих в различных биомах”.
Учащиеся выступают с заранее подготовленными рефератами ( 7-20 в списке тем рефератов). По каждому сообщению назначаются оппоненты, которые выступают после каждого заслушанного сообщения. После этого учитель фронтально опрашивает учащихся, которые не выступали.
Тема 2.2. Лабораторная работа №1. “ Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов”. Заполнить таблицу:
Среда обитания | Строение | Образ жизни |
Морской слизень (настоящее время) | ||
Рифовый плавунец (через 100 млн. лет). |
Тема 2.3. Семинар “Разнообразие приспособлений у организмов”.
Тема 3.3. Практическая работа №3 “Создай себе чудовище”. Прогнозирование облика будущих обитателей Земли, изучаемых ландшафтных зон.
Предварительно надо дать ответ на вопросы:
- Какое современное животное ты возьмешь за точку отсчета?
- Каковы его шансы выжить в новой среде?
- Как оно может эволюционировать?
- Как будет выглядеть новое существо?
Несколько эволюционных советов:
Создавая свое существо, используй эти советы по эволюции животных:
- Способность жить в разной экологической обстановке увеличивает шансы животного на выживание.
- Животному, обитающему в холодном климате, нужен слой жира или мех для теплоизоляции.
- Животные, обитающие в пустыне должны каким-то образом запасать воду.
- Когда еды становится мало, бывает полезна способность питаться любой пищей.
- Увеличение размеров помогает животному защищаться от хищников.
- За всю историю Земли животные однажды уже переселялись из океана на сушу.
Глоссарий:
- Адаптивная радиация – процесс, при котором животные или растения эволюционируют в широкое разнообразие видов, приспособленных к различным условиям жизни.
- Астеносфера – полужидкий слой земной мантии, лежащий под литосферой.
- Барьерная пустыня – пустыня, отгороженная от моря горным хребтом, который не пропускает ветров, несущих влагу.
- Биолюминисценция – испускание света живыми существами, например светлячком.
- Водоносные породы – слой пористых горных пород, содержащий воду.
- Голожаберные – отряд Моллюсков. Обычно ядовиты и ярко окрашены, чтобы отпугивать хищников.
- Зоб – мешок в пищеводе у некоторых птиц, например, у попугаев, который временно заполняется кормом.
- Кальцит – карбонат кальция, основной минерал, из которого состоят твердые части тела животных, например раковины и кости.
- Карр – вертикальная трещина в известняковой породе, возникшая под действием выветривания и воды.
- Карст – тип ландшафта, сложенный известняковыми породами. Характеризуется обилием пещер, трещин и подземных рек.
- Каста – группа специализированных особей внутри колонии, например, рабочие термиты.
- Морена – отложения каменных обломков, оставленных тающим ледником.
- Останец – приподнятый участок карстового плато между трещинами – каррами.
- Пангея – древний суперконтинент, который образовался около 300 млн. лет назад и начал распадаться 200 млн. лет назад.
- Слизевики – многоклеточные существа, имеющие небольшое скользкое тело и размножающиеся спорами.
- Субдукция – процесс, при котором одна тектоническая плита погружается под другую, втягивая старую литосферу Земли в глубь земной мантии.
- Таксономия – наука о классификации живых организмов.
- Тектонические плиты – большие твердые блоки литосферы, из которых состоит поверхность Земли.
- Электроцит – клетка, генерирующая электричество в организмах некоторых существ, например, электрического сома.