Тип урока: комбинированный: обучение новому материалу и закрепление пройденного.
Цели урока:
Образовательная:
- Освоение возможности выборки данных по определенному признаку.
- Использование в запросе логических операторов и шаблонов
- Подготовка к изучению темы «Базы данных»
Развивающая:
- Способствовать развитию логического мышления при решении практических задач
- Совершенствовать навыки, полученные на занятиях
- Самостоятельное освоение новых приемов во время выполнения практического задания
Воспитательная:
- Привитие интереса к решению логических задач
- Концентрация внимания при выполнении задания
Оборудование урока:
- Компьютеры
- Проектор
- Файлы-презентации и Excel-файлы для освоения нового материала
- Раздаточный материал: карточки с заданиями для выполнения практической работы
Структура занятия
№ п/п | Наименование структурных элементов урока. Деятельность преподавателя | Время | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | 1 – 2 мин | Готовятся к уроку |
2 | Тест по теме: «Ввод и сортировка данных в БД» | 8 мин | Отвечают письменно. |
3 | Самопроверка тестов. Подведение итогов. | 2 - 3 мин | Проверяют свои тесты. Выставляют оценки. |
4 | Опрос с целью мобилизации знаний учащихся для усвоения новой темы | 5 – 7 мин | Участвуют в беседе, отвечают устно на вопросы преподавателя. |
5 | Сообщение темы занятия. Постановка цели. Мотивация знаний учащихся. | 2 мин | Записывают тему занятия. |
6 | Объяснение нового материала по теме:
«Запросы в БД» 1. Показ презентации: Определение фильтрации. Введение понятия запроса. Вызов Автофильтра. 2. Упражнение (освоение вызова Автофильтра) в готовом файле Excel. 3. Показ презентации: Содержание раскрывающегося списка в поле. Разбор каждого элемента списка с примером в готовой таблице. 4. Упражнение на отображение уникальных записей. 5. Решение практических задач в готовой таблице: Задача 1. Выбор наибольших и наименьших элементов списка. Задача 2. Фильтр по условию с логическим оператором И. Задача 3. Фильтр по условию с логическим оператором ИЛИ. Задача 4. Создание фильтра для нескольких полей. 6. Показ презентации: Отмена режима фильтрации (без уничтожения фильтров) 7. Фильтрация в текстовом поле Задача 5. Фильтр по 2 полям с использованием шаблонов в текстовом поле. 8. Показ презентации: Отключение Автофильтра. 9. Решение задач на основе данных готового Excel-файла (с обсуждением поставленных задач и поиском решений) |
20 мин | Ведут записи, выполняют параллельно с преподавателем действия по фильтрации данных в таблице, участвуют в беседе (отвечают на вопросы преподавателя, обсуждают возможные варианты решения), самостоятельно выполняют задания. |
7 | Закрепление изученного материала: Практическая работа: Задание 1. Лабораторная работа по изученной теме. Применение изученного материала в сходных задачах. Задача 2. Применение темы в новых задачах, требующих творческого подхода. Задание 3. Творческое решение задачи с применение ранее изученных тем. |
30 – 35 мин | Практическая работа на компьютере, задания дифференцированные. |
8 | Подведение итогов: 1. Вопрос: Что нового вы узнали на занятии? Какими методами мы пользовались, чтобы этого добиться? 2. Оценка работы каждого ученика и выставление итоговых оценок за занятие. 3. Домашнее задание |
5 – 10 мин | Отвечают на вопросы преподавателя, рассказывают о методах, с помощью которых решались практические задачи. |
Конспект урока
Тема: «Запросы в базах данных в электронных таблицах Excel»
Примерный план диалога:
- Что может служить объектом БД? Приведите примеры.
- Каковы характеристики данного объекта? Какими свойствами он обладает и как их можно описать? Вывод: большое количество информации легче сохранить на компьютере в виде БД.
- В каком виде хранится информация в БД? Ответ: в виде таблиц
- Какие элементы таблиц БД вы знаете? Вероятные ответы: столбец, строка. Правильный ответ: поле, запись
- Что является полем? Если ответ – столбец, то какая информация хранится в столбце? Ответ: одна характеристика объекта
- Совокупность полей образуют … Ответ: Запись БД
- Хранение информации – это еще не все
возможности БД. Сохраненная информация должна
быть использована. Для этого мы освоили операцию
сортировки записей в таблице БД.
Вопрос: Что такое сортировка? Ответ: Сортировка – упорядочивание записей в таблице по возрастанию или убыванию. - Как сортировать БД по одному столбцу? Можно ли сортировать по нескольким столбцам? С помощью какой команды меню можно производить сортировку? По скольким полям? Сортировка предоставляет возможность просмотра записей в БД в определенном порядке. Она эффективна тогда, когда БД короткая. Если БД большая, а нас интересуют только некоторые записи, которые удовлетворяют определенным условиям, мы обращаемся к фильтру.
- Что мы называем фильтром? Ответ: Просмотр записей, отвечающих определенным условиям, в экранной форме. В экранной форме мы можем просмотреть только одну запись. Это ненаглядный способ просмотра информации.
Сегодня мы познакомимся с более наглядным способом отображения отфильтрованных записей, которые выводятся на рабочий лист Excel.
Цель нашего занятия - научиться выбирать данные по определенным условиям и выводить их на рабочий лист Excel.
Эта работа называется запросом в БД
Для этого мы должны изучить приемы построения запроса, выбор критерия отбора записей из БД
Тема: «Запросы в базах данных в электронных таблицах Excel»
Фильтрация позволяет находить и отбирать для
обработки записи БД, которые содержат
определенные значения или отвечают некоторым
условиям. Остальные строки таблицы при этом скрыты. |
Вывод записей на рабочий лист после применения фильтра называется запросом.
Запрос – вывод выбранных по определенному условию данных на рабочий лист Excel |
Для отбора данных используют Автофильтр.
Организация запроса с помощью Автофильтра
- Установить курсор в одну из ячеек таблицы БД.
- меню Данные – пункт Фильтр – выбор Автофильтр
***********
Упражнение (освоение вызова автофильтра)
- Откройте папку Мои документы
- Найдите файл Приложение 1.xls и откройте его.
- Установить курсор в одну из ячеек таблицы (например, Е4)
- меню Данные – пункт Фильтр – выбор Автофильтр
Вопрос: Что изменилось в таблице?
В заголовки столбцов вставляются раскрывающиеся списки, с помощью которых можно задавать критерии поиска данных. |
- Раскрыть список в поле Отдел.
*****
Раскрывающийся список в поле содержит:
1. Перечень всех уникальных значений данного поля
**********
Упражнение: выбрать записи о сотрудниках первого отдела
- В списке поля Отдел – Выбрать значение 1 (отображаются все записи, относящиеся к первому отделу)
Вопрос: Как изменился вид маркера?
Если к полю применен фильтр, то цвет маркера раскрывающегося списка изменится на синий. |
- выбрать опцию Все раскрывающегося списка поля Отдел (фильтр отменится, выводится вся таблица БД)
***********
2. Все - вывод всей исходной таблицы
3. Первые 10 - выбор нескольких наибольших или наименьших значений.
4. Пустые - ячейки, в которых нет данных.
5. Не пустые - ячейки, в которых есть данные
*************
Задача 1. Показать записи о 4 сотрудниках, имеющих самые маленькие оклады.
На доске 1. Начислено: min (4 сотрудника) |
- Раскрыть список поля Начислено – выбрать Первые 10.
- В окне Наложение условия по списку в первом списке установите значение 4.
- Раскройте второй список – выберите значение Наименьших.
- В третьем поле оставьте элементов списка (выберутся только 4 записи с самыми маленькими окладами)
Выбрать опцию Все для отображения полного списка
**********
6. Условие – окно для формирования собственного условия пользователя (можно задать до двух критериев фильтрации одного столбца, связав их логическими операторами И или ИЛИ)
И – если оба условия должны выполняться одновременно.
ИЛИ – если выполняется хотя бы одно условие
В условиях поиска для текстовых полей можно задавать символы шаблона:
* - для указания любой последовательности символов в любом месте условия
? – для указания одного любого символа в заданном месте условия
***********
Задача 2. Вывести записи о сотрудниках, табельные номера которых находятся в пределах от 17 до 36.
На доске: 2. Таб.номер: >=17 И <=36 |
- Раскрыть список поля Отдел – выбрать Условие
- В окне Пользовательский фильтр можно указать один или 2 критерия отбора, объединив их с помощью логических операторов:
Для решения поставленной задачи используем следующее условие
- В первом раскрывающемся списке выбираем больше или равно
- В списке значений поля выбрать 17
- установить переключатель в положение И
- Во втором разделе условий выбираем знак – меньше или равно, значение поля – 36 - кнопка Ok (выбраны записи о сотрудниках с указанными табельными номерами)
Возврат к полному списку – опция Все
Задача 3. Вывести записи о сотрудниках первого и второго отдела одновременно.
На доске: Отдел: 1 ИЛИ 2 |
Вопрос: Почему для решения данной задачи
нужно использовать оператор ИЛИ? Ответ: Потому что должно выполняться либо условие 1 либо 2, но не одновременно. |
- Раскрыть список поля Отдел – выбрать Условие
- В окне Пользовательский фильтр в первом раскрывающемся списке выбираем равно
- В списке значений поля выбрать 1.
- установить переключатель в положение ИЛИ, т.к. должно быть отражено хотя бы одно условие (либо 1, либо 2 отдел, но не одновременно)
- Во втором разделе условий выбираем знак – равно, значение поля – 2 - кнопка Ok (выбраны записи о сотрудниках 1 и 2 отделов одновременно)
Выберите опцию Все для отображения полного списка
Задача 4. Вывести записи о сотрудниках 2 отдела, у которых сумма к выдаче находится в пределах от 2000р. до 4000р.
На доске: 4. Отдел: 2; К выдаче: >=2000 И <=4000 |
Используем фильтр для нескольких полей:
- В списке поля Отдел - выбрать 2.
- В списке поля К выдаче - выбрать Условие – в Пользовательском фильтре введите больше или равно 2000 (значение 2000 ввести с клавиатуры).
- установить переключатель И
- меньше или равно – 4000 -
- снять фильтр
Отменить режим фильтрации (без уничтожения фильтров): меню Данные – пункт Фильтр – выбор Отобразить все |
Задача 5. Найти все записи об инженерах 3 –го отдела, фамилии которых начинаются на букву П.
использовать фильтр по трем полям:
На доске: 5. Отдел: 3; Должность: инженер; Ф.И.О.: П* |
в поле Отдел – 3, в поле Должность (критерий Инженер), в поле Фамилия – Условия – равно П*
Отключение Автофильтра выполняется с помощью меню Данные – пункт Фильтр – выбор Автофильтр |
Открыть файл Приложение 2.xls из папки Практика.
Задача 6. Найти фильмы производства США с годами выпуска с 1920 по 1929.
Для выполнения данного задания используем Автофильтр.
- В поле Страна выбрать США
- Раскройте список в поле Год.
- Выберите опцию Условие
- В первом списке выберите опцию – больше или равно, во втором – 1929.
- В данной задаче используем операцию И
- Во втором условии – меньше или равно 1929
Посмотрите результат. На экран вывелись записи о фильмах с нужными годами выпуска.
Отмените фильтр – Данные – Фильтр – Отобразить все
Задача 7. Найти все фильмы про любовь.
Вопрос: Как вы думаете, какую опцию надо использовать для решения задачи?
- В поле Название выбрать опцию Условие.
Попробуйте ввести равно любовь и просмотрите результат. Не отобразилось ни одной записи.
Какой корень у слова любовь?
- В первом списке выбрать равно, во втором – *люб*