Цели:
- закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках;
- развивать умения выполнять грамматические разборы;
- развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков;
- воспитывать любовь к предмету, окружающему миру.
Оборудование:
- карта «Город слов»,
- Дом падежей с карточками по каждому падежу,
- словесный поезд,
- слова для разбора по составу,
- вагончики со схемами,
- карточки-телеграммы,
- перфокарты для индивидуальной работы.
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в город слов (Обратить внимание на карту). Цель нашего путешествия: обобщить знания об имени существительном; мы будем выполнять различные задания по определению падежей имен существительных, делать грамматические разборы. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.
II. Подготовка к обобщающей деятельности
1. Таблица со словами:
Моро…
П…льто
Ко…байн
М…тель
С…стье
Лес…ница
М…дведь
Со…нце
Ил…я
Ван…а
Ш…ссе
- Назовите пропущенные орфограммы в словах
(парные согласные на конце слова, безударные гласные в корне слов, удвоенные согласные, сочетание ЧА, разделительный Ь, непроизносимые согласные в корне слова).
Минута чистописания
- Оформление титульной записи в тетрадях.
- Запишите через запятую по порядку все пропущенные буквы и сочетания (з, а, м, е, ч, а, т, е, л, ь, н, о).
- Соедините буквы вместе на следующей строке
- Что получилось?
(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы.
III Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных.
1-ый блок вопросов и заданий
- Что общего у слов, написанных на таблице? (они все – имена существительные)
- Давайте вспомним, что же называется именем существительным?
Дополнения учителя: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи.
2- ой блок вопросов и заданий
- На какие группы можно разделить все имена
существительные?
(одушевленные – КТО? и неодушевленные – ЧТО?) - Превратите записанные на доске неодушевленные
имена сущ. в одушевленные (однокоренные)
сила – силач (на доске)
труба- …
журнал- …
добро- … - При помощи какой части слова образовались новые слова? (выделить)
- Учитель рассказывает о карте города. Дорогой город разделен на два района. Слева от дороги – постоянные признаки существительного, справа – непостоянные признаки. Каждый район в свою очередь поделен на микроучастки.
- Куда мы поместим табличку «Одушевленные –
неодушевленные»?
(В постоянные признаки; учитель с помощью магнитов закрепляет эту и далее упоминаемые таблички)
3-ий блок вопросов и заданий
- Какие ещё постоянные признаки вы знаете?
(нарицательные и собственные) - Подобрать к нарицательным именам
существительным собственные:
(исходные слова записаны на доске)
река …
столица…
журнал…
собака…
- Как пишутся имена собственные?
(с прописной буквы и названия в кавычках) - Разместите табличку «нарицательные и собственные» на карте.
4- ый блок вопросов и заданий
- На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)
- Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно - моё» –
Это правило - твое!
- Выпишите из слов, с которых была начата работа на уроке, имена существительные:
1 ряд - женский род | 2 ряд – мужской род | 3 ряд – средний род |
метель | мороз | пальто |
лестница | комбайн | счастье |
ванна | Илья | солнце |
медведь | шоссе |
- Прикрепляем табличку «Женский, мужской, средний роды» на карту. Повторить. Слева - все постоянные признаки; рассказывая о них, употребляем формулу «существительные БЫВАЮТ».
5 – ый блок вопросов и заданий
- Посмотрите внимательно на существительные, с которых началась вся работа на уроке, и назовите несклоняемые имена существительные. (пальто, шоссе)
- Почему эти существительные называются
несклоняемыми?
(не изменяются по падежам) - А как вы думаете, какое слово здесь может быть
лишним?
(лестница) - Почему?
(в этом слове 3 слога) - Найдите слова, в которых буквы Я, Е обозначают 2
звука?
(Илья, счастье) - Когда же подобные буквы обозначают 2 звука?
(дети называют 3 позиции) - Найдите имя существительное, которое отвечает
на вопрос ЧТО?
(неодушевленное) и все согласные в нем мягкие? (метель)
6. Фонетический разбор слов
3 ученика у доски: Илья, метель, солнце
7-ой блок вопросов и заданий
- Пока ребята работают у доски, давайте мы с вами посмотрим на словесный поезд, который прибыл в наш город.
- Почему первые два вагона соединяются цепью, а последний – на крючок?
- Почему такие же вагончики стоят на запасном пути?
Эти имена существительные записаны на доске: походы, полюшко, верхолазы, полоса .
- Слова хотят сесть в свои вагончики, давайте мы им поможем.
Для этого надо разобрать слова по составу.
Пока вызванные к доске дети разбирают слова, Проверяем фонетический разбор слов.
8-ой блок вопросов и заданий
- Давайте посмотрим, как же изменяется имя существительное? (по числам)
- Изменение существительных по числам:
…-лица
ухо-…
молоко-…
…-косы
друг-…
волос-…
…-ножницы
- Все ли имена сущ. изменяются по числам?
(приводим примеры - ед.число молоко, пальто, солнце, здоровье, добро; мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки, шахматы, качели)
- Какой это признак имени существительного.?
(непостоянный)
- Разместить табличку справа в городе Слов
Физминутка:
1) показ картинок – одушевленные – хлопки:
неодушевленные – маршировка.
2) единственное число – руки вверх
множественное число – сели
9-ый блок вопросов и заданий
- Справа, в одном из микрорайонов города, слова строят высокий дом, в нем живут мама-склонение и шесть её сыновей-падежей. Живущие в городе слова очень любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты к падежам не так уж просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопрос и выполнить задание. (показать увеличенный дом)
- Какой это признак? – непостоянный (Здесь повторить синтаксическую роль существительных).
- На верхнем этаже живет… (И.п.)
- Он самый старший и предпочитает быть главным членом предложения …. Помогите! (подлежащим)
- Правда, как говорит мама-склонение, ему приходится соглашаться и на сказуемое.
- Любимые вопросы этого падежа? (кто? что?)
- Давайте ещё вспомним, что мы знаем о существительном в Именительном .падеже? (начальная форма имени существительного, всегда без предлогов)
- Упр.277 с.79 Найти предложения, где выделенное имя существительное будет являться подлежащим. (2,4)
- Вставить карточку «Именительный падеж» в домик
- Почему выделен Именительный падеж другим цветом? (главный падеж, остальные – косвенные)
10-ый блок вопросов и заданий
- Этажом ниже живет Родительный падеж. Родился и стал родительный
- На какие вопросы отвечают существительные в Родительном падеже.? (Кого? Что? Откуда?)
- С какими предлогами этот падеж употребляется? (у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после)
- Каковы значения существительных в Родительном падеже? (принадлежность, часть, место, материал)
- Поставьте существительные в форму родительного падежа.
1ряд | 2ряд 3 | ряд |
Цвет (небо) | следы (зверь) | краски (осень) |
Звуки (лес) | капли (дождь) | шелест (листва) |
(дети объясняют – убирают скобки и пишут правильные окончания)
- Вставляем карточку « Родительный падеж»
11-ый блок вопросов и заданий
- Ещё ниже живет Дательный падеж . – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь и его любимые вопросы…
(кому? чему?)
- Какие предлоги употребляются с Дательным падежом?
(к, по)
- Скажите, а в каком падеже мы пишем имя существительное на почтовой открытке, конверте, указывая, кому оно адресовано?
- Вам пришла телеграмма
(у каждого на парте лежат телеграммы)
- Прочтите строки из известных вам произведений, найдите словосочетания с существительными в Дательном падеже (6 вариантов) отвечает 1 ученик с каждого варианта.
А) уж сколько раз твердили миру…
Б) вороне где-то бог послал кусочек сыру…
В) плутовка к дереву на цыпочках подходит…
Г) к муравью ползет она…
Д) по улицам слона водили…
Е) случилось соловью на шум их прилететь…
- Строки из каких произведений вы прочитали?
(Басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Квартет»).
- Поставить карточку «Дательный падеж»
12-ый блок вопросов и заданий
- А вот Винительный падеж. Он всегда всех и во всем обвиняет и даже своих братьев падежей за то, что они разобрали все вопросы, а ему пришлось заимствовать вопросы кого? что? у Родительного и Именительного падежей.
- Посмотрите внимательно на столбики словосочетаний и исключите лишнее в каждом столбике, ответ обоснуйте.
1 вариант | 2 вариант |
срубили б..резу | пер..летел через дорогу |
залез на дерево | подкрался к двери |
плыл по реке | посадил репку |
- Карточка с «Винительный падеж» ставится в домик
- Разбираем предложение по членам предложения (синтаксический разбор)
3 ученика у доски:
1 – с комментарием записываем
2 – списываем с карточки и разбираем
3 – самостоятельно
- Леса украшают природу нашей страны.
- Они защищают поля от засухи.
- Деревья очищают воздух от пыли.
- 1-ый ученик отвечает, характеризует и разбирает предложение, проверяем работу 2 и 3 учеников.
Воспитательный момент: о значимости леса и бережном отношении к природе.
13-ый блок вопросов и заданий
- Следующий брат - Творительный падеж. Этот падеж – мастер на все руки. Постоянно что-то пилит, строгает, чертит, творит.
- Назовите вопросы – кем? чем? Предлоги?
- Нам тоже предстоит построить, но не дом и не башню, а пословицу. (на доске разбросаны слова: не, пишут, пером, умом, а)
- Составьте пословицу и запишите её. Не пером пишут, а умом.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Определить падеж имен существительных.
- Карточку «Творительный падеж» – в домик.
14-ый блок вопросов и заданий.
- Предложный падеж в нашей речи встречается очень часто. Он занимает второе место после Именительного и без предлогов никогда не употребляется, отсюда его название.
- Назовите вопросы Предложного падежа. (О ком? О чем?)
- А какие предлоги употребляются с ним? (о, об, в, на и др.)
- Задание – тест на перфокарте (индивидуально для каждого)
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».
Заданий шесть
Да | Нет | |
1. нырнул в воду | о | м |
2. играют в воде | о | к |
3. на морском берегу | л | п |
4. привез на берег | и | о |
5. скользят по воде | ч | д |
6. в морской пучине | е | н |
7. жить на острове | ц | й |
- Молодцы, ребята, вы сами дали оценку своей работе.
- Ставим карточку «Предложный падеж» в домик
- Ещё раз возвращаемся к карте Города слов, повторяем все постоянные и непостоянные признаки существительного.
15. Морфологический разбор
Давайте ещё вместе сделаем морфологический разбор имени существительного.
В воде – (в чем?) сущ., начальная форма – вода, неодушевленное, нарицательное, ж.р.; в ед.ч., в П.п., второстепенный член
III Итог урока:
- Чем занимались на уроке?
- Парад падежей
- Дети (коронки на голове) читают стихотворения о падежах.
1
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют.
2
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
3
А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
4
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
5
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
6
А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
7
А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять