Интеллектуально-познавательная игра как эффективная форма работы с учащимися в учреждениях дополнительного образования

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Важную роль в деятельности Калачинской станции детско – юношеского технического творчества занимает организация досугового времени и пространства детей.

Среди огромного многообразия мероприятий, которые мы предлагаем своим воспитанникам, именно «интеллектуально-познавательные игры» заслуживают особого внимания.

В отличие от школьных предметных олимпиад, научных конференций, факультативов, наши игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную и познавательную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник.

Интеллектуально-познавательные игры особенно привлекательны для школьников среднего и старшего возраста, т.к. являются той формой обучения и воспитания подростков, которая ими не отторгается, а принимается в отличие от традиционных форм и методов.

Можно выделить следующие функции игры:

  1. Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.
  2. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы.
  3. Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
  4. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
  5. Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
  6. Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.
  7. Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система.

Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.

Момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы – утвердиться в глазах сверстников. Наличие команды или клуба способствует развитию у детей навыков коллективной мыследеятельности, совместного поиска решения проблемы.

Пять лет на станции юных техников проводятся игры физико-технического направления, с целью приобщения школьников к решению задач, имеющих практическое значение и повышения интереса учащихся к урокам физики в школе.

В них принимают участие учащиеся школ города и района.

Для учащихся 10-11-х классов проходит интеллектуальная физическая игра «Триада» (2 тура – заочный и очный).

Для участия в заочном туре учащимся школ района предлагаются 10 заданий, которые они могут выполнять в течение двух месяцев. По итогам заочного тура выбираем участников очного тура.

Для учащихся 7-8-х классов мы предлагаем командную физико-техническую игру «Гений». Для этого ОУ формируют команды в составе 8 человек из числа ребят, проявляющих способности в области физики, математики. Игра проводится в несколько этапов: 3 отборочных тура, в финале встречаются команды – победительницы.

Третий год, для учащихся 8-9-х классов проводится игра

«Мир технических чудес», по типу игр «Что? Где? Когда?» и «Эрудит – лото».

Интеллектуальная игра может быть посвящена любой теме. Мы проводим игры, включающие познавательные элементы учебных предметов (физики, математики). Как правило, они требуют от школьников умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет. Исходя из возрастных особенностей детей, мы подбираем задания, которые потом «одеваются» в интересную форму. Все задания располагаются «от простого к сложному», по необходимости сопровождаются музыкальными эффектами, используется необходимый реквизит (карточки, рисунки, таблицы и т.д).

Все задания по своему характеру можно разделить на следующие группы:

1. Задания, раскрывающие взаимосвязь наук: физики и химии, физики и биологии, физики и математики.

Пример:

  • Почему в мороз лопаются водопроводные трубы?
  • Когда быстрее распространяется звук: зимой или летом?
  • Почему увеличивается рост космонавтов во время космического полета?
  • В чем опасность ультрафиолетового излучения для человека?

2. Задания позволяющие увидеть изученные на уроках закономерности в природе, объяснить многие явления.

Пример:

  • - Почему ржавой иглой трудно шить?
  • - Почему гитары на сцене часто приходится настраивать?

3. Решение творческих задач, связанных с рационализацией, изобретательством.

- Найти применение машине без колес.

Начиная игру, мы стараемся сконцентрировать внимание участников с помощью приемов:

  • приветствие
  • музыкальное оформление
  • представление команд.

Организуя основную часть мероприятия, мы пытаемся объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность.

Не забываем и о занимательности. (Угадай, что в черном ящике…)

В заключительной части подводятся итоги, дается коллективная оценка, вручаются грамоты. Конец игры должен быть всегда результативным – победа, поражение, ничья. Он всегда яркий, эмоциональный.

Таким образом, какой бы не была тема игры, она должна решать следующие задачи:

  1. Игра должна содействовать сплочению коллектива.
  2. Иметь познавательное значение, развить интерес школьников к физике.
  3. Обеспечить мыслительную активность участников игры.
  4. Создать условия для детского творчества.
  5. Выработать умения у учащихся объяснять многие природные явления.
  6. Подготовить учащихся к творческому решению жизненных проблем независимо от выбора профессии.

Занимаясь ежегодно организацией и проведением интеллектуальных игр, можно сказать о следующих результатах:

- Повысился интерес учащихся, педагогов к проведению мероприятий;
- Выросло число участников;
- Достаточно высокий уровень подготовки учащихся.

Любая игра, а тем более интеллектуальная, не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного в школе материала.

Главное – зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.

Предлагаю сценарии игр физико-технического направления:

«Гений», «Триада», «Мир технических чудес».

См. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.