Музей боевой славы 22-й Гвардейской Сибирской добровольческой Рижской стрелковой дивизии как центр патриотического воспитания учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Современный период, несмотря на все наши трудности, несомненно, является периодом раскрытия многих новых тенденций в культурной жизни страны.

По-новому происходит оценка исторического наследия, возрождаются ранее забытые имена и исторические события. Важная тенденция перехода от исследования и сохранения памятников культуры и природы к изучению и сохранению наследия в его целостности и многообразии была отмечена еще академиком Д.С. Лихачевым в конце 80-х годов.

С давних времен осознание единой Русской земли ассоциировалось с образами, обычаями и традициями конкретной малой родины. В многовековую глубину истории уходят корни, питающие и формирующие одно из наиболее глубоких чувств – чувство патриотизма.

Патриотизм сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, подсознании человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого чтят и таковым считают другие люди, прежде всего его соотечественники.

Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Человек рождается, чтобы оставить свой след на земле, чтобы память о нем жила в сердцах потомков. Как объяснить это маленькому гражданину? Как помочь ему найти свою дорогу в огромном мире? Как научить его быть благородным, заложить в его душе стремление отдавать, а не только получать? Как воспитать ребенка гражданином, патриотом своего Отечества? В этом большую помощь может оказать музей школы.

Воспитание патриотизма невозможно без изучения истории своего Отечества, оно неотделимо от знания героического прошлого своего народа, своего края. История – это душа и память народа, а музеи – активные хранители этой памяти. Музей школы – это центр патриотического воспитания. Через экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, выставки мы пропагандируем накопленный материал, активно привлекая учащихся к данной работе. Все это открывает неисчерпаемые возможности для воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за свою историю и ответственности перед ней.

В современном мире, где основные нравственные ценности нивелируются, отсутствуют положительные герои, на жизненный опыт которых дети могут равняться, СМИ оказывают в большинстве случаев отрицательное влияние на воспитание молодежи, пропагандируя западный образ жизни, становится модным говорить о Родине почти в негативном свете, как о стране «дураков». Все это не могло не сказаться на отношении молодых людей к своей стране, ее истории. Все большее число молодежи стремиться покинуть Россию в поисках лучшей жизни за рубежом.

Изменить этот процесс в лучшую сторону необходимо срочно и кардинально. Большая роль в оздоровлении общества, воспитании патриотизма отводится образовательным учреждениям и в том числе школьным музеям, основной функцией которых является образовательно - воспитательная функция.

Главное преимущество образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель его. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творчества и поиска, общественной активности и гражданственности и привлекает многогранностью способов и самореализации.

Работая в школьном музее, участвуя в поисково-исследовательской работе, организовывая встречи с интересными людьми, знакомясь с историческими фактами, ученики расширяют и углубляют свои знания, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска, учатся работать с информацией, узнают историю и проблемы своего родного края «изнутри», начинают понимать, как много сил и души вложили предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. В процессе этой работы формируется сознание общественного долга, дисциплины, приобретаются организаторские навыки.

Главная задача музея – пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего города, школы, Отечества, не дать погибнуть информации о судьбоносных исторических событиях нашей Родины, участниками которых стали не только полководцы и военачальники, но и все простые люди. Это – бесценное для истории, для потомков достояние.

На основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан к служению Отечеству» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.01г. № 122) и данного понятия актив музея составил программу работы «Я - Патриот Отечества» по воспитанию патриотизма учащихся. Реализация программы рассчитана на 5 лет.

Программа разработана в соответствии с документами Федерального и Регионального значения и реализуется по следующим направлениям:

1. Экскурсионно-лекторская и культурно-просветительская работа.

Данное направление включает в себя тематические блоки:

  • «Моя семья»;
  • «Моя школа»;
  • «Моя малая Родина»;
  • «Мое Отечество»;
  • «Мои герои».

2. Поисковая и исследовательская работа.

3. Работа с фондами.

4. Общественно полезная работа (шефство над ветеранами войны, тружениками тыла, оказание посильной помощи, участие в акциях по уборке территории около памятников защитникам Отечества)

5. Методическая работа.

Программа нацелена на формирование базовой культуры личности школьника на основе воспитания гражданственности и патриотизма и призвана воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию «Малой Родины», осознанию причастности к истории города, области, России.

Задачи:

  1. Создавать условия для развития направления по гражданско-патриотическому воспитанию.
  2. Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения: любовь к Родине, к городу, семье.
  3. Формировать уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности.
  4. Формировать у учащихся собственную активную гражданскую позицию.
  5. Углублять знания детей в области истории, культуры своего народа, своей малой Родины.
  6. Воспитывать у детей музейную культуру.

Патриотическое воспитание в музее оказывается наиболее действенным в том случае, если приобщение к музейным ценностям происходит в самом раннем возрасте, когда дети постигают предметный мир. Поэтому программа музея разработана для учащихся разных возрастов, начиная с 1 класса и заканчивая 11 классом.

Содержание программы включает в себя проведение фондовой, поисковой, исследовательской, экскурсионно-лекторской, культурно-просветительской, методической и общественно полезной работы.

Осуществлять программу помогает актив музея, созданный из числа учащихся 4-8 классов в количестве 25 человек, который возглавляет Совет музея (15 человек). Руководитель музея постоянно проводит с активистами занятия по изучению музейного дела, на которых рассматриваются теоретические и практические вопросы по организации экскурсионной, поисковой, оформительской и фондовой работы.

Ребята выступают в роли ведущих, экскурсоводов, помощников, оформителей, поисковиков. К делу подходят ответственно, с интересом. Также к проведению мероприятий привлекаются все желающие учащиеся, не входящие в актив музея.

Для стимулирования детской инициативы заведена «Книга знатоков истории и активистов музея». Всего в эту книгу за двухлетний период вписано 180 учащихся 2-10-х классов. По окончании уч.года проходит награждение активистов на общешкольном празднике «За честь школы», детям в личные дела вписываются благодарности от школы.

Как уже было сказано, музей школы имеет большой музейный фонд, около 1500 тысячи экспонатов. Что дает возможность в полной мере осуществить намеченную программу. Ведется учетная документация и систематизация. Стендовые материалы интересны и содержательны, оформлены в соответствии с требованиями эстетики и музейных стандартов. В течение года фонд постоянно пополняется новыми экспонатами, тематическими папками, сценариями.

Музей школы сотрудничает с городским музеем, музеем СХК, музеями школ города, совершает экскурсии в музеи города, его посещают не только учащиеся школы и учителя, но и работники СХК, знаменитые люди города, ветераны, о чем свидетельствуют благодарственные отзывы и пожелания в Книге Отзыва.

«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А. Сухомлинский. Работая с учащимися, мы постоянно помним об этом.

Музей работает по плану, являющемуся составной частью общешкольного плана в учебно-воспитательной работе по патриотическому воспитанию школьников. Открыт музей в 1969 году. В нем, в основном, собраны материал о 22 Сибирской добровольческой Рижской стрелковой дивизии, которая формировалась в 1942 году. В дивизию входил 48 артиллерийский полк, сформированный в Томске. Все годы в музее ведется работа по воспитанию патриотизма учащихся, формированию чувства долга и любви к Родине, благодарности и уважения к тем, кто защищал Родину, во время Великой отечественной войны.

В музее более 1500 экспонатов, в том числе около 670 подлинных. Это вырезки из фронтовых газет за 1942 год, подаренные автором, военным дивизионным корреспондентом Леонидом Стекольщиковым, газеты за 1947 год с материалами о военных журналистах, фронтовые письма – треугольники, похоронки, каски, винтовки, снаряды, патроны, мины, гранаты, военные котелки, немецкие каски, футляр от немецкого противогаза, земля с братских могил, педаль от танка, пролежавшего в болоте 25 лет. Все это привезено с мест боев дивизии.

Вели переписку почти со 150 ветеранами дивизии. Каждый из них внес свою лепту в создание музея. Они подарили очень много фотокарточек военного времени, личных вещей. Например: гимнастерки, пилотки, документы, благодарственные письма, военный вольтметр – основной прибор для работы связистов по ликвидации разрывов связи, военные ложки, вилки, книги о дивизии, о Великой Отечественной войне. Полные комплекты «Книги памяти», «Всероссийская книга памяти». Есть книги подаренные, авторами: «Рубежи бессмертия» - З.Верховцева, «Завидная наша судьба» – А.Стученко, генерал армии, командир Сибирского добровольческого корпуса, «А мы с тобой, брат, из пехоты». «Любые флаги» – М.И.Казаков, генерал – лейтенант, командир 10 гвардейской армии, «Сибирская добровольческая» – под редакцией А.Ширяева и другие. В музее имеется более 200 книг, описывающих ВОВ, много буклетов о городах-героях.

Музей оформлен тематическими экспозициями:

  1. «Родина – мать зовет». Здесь на красном фоне помещен плакат «Родина – мать зовет», материалы о начале войны, документы о создании Сибирской добровольческой дивизии, в том числе и книга «Сибирская добровольческая».
  2. «Где сибиряки - там победа»о военноначальниках, руководивших сибирскими дивизиями и армиями. Здесь портреты М.И.Казакова, командира 10-й гвардейской армии, Л.И.Сандалова, бывшего начальника штаба 2 Прибалтийского фронта, в который входила 22 дивизия, А.Т. Стученко, генерала армии, командира Сибирского добровольческого корпуса, А.И.Еременко, командующего 2-м Прибалтийским фронтом и др.
  3. «Нам 41-ый не забыть, нам 45 славить». Изображение памятника советскому солдату, книги о солдатских подвигах.
  4. «Уходил на войну сибиряк» – о дивизиях Томска: 49 гвардейской стрелковой дивизии, 370 стрелковой дивизии, 166 стрелковой дивизии, 19 гвардейской стрелковой дивизии, 48 артиллерийском полке, 20 отдельном прожекторном батальоне.
  5. «Шла война великая, шла война жестокая, 1418 дней» Эта экспозиция посвящена 22-й Сибирской добровольческой дивизии. Здесь ее первые командиры, политработники. Фото военного времени и фото послевоенного времени - многочисленные встречи ветеранов. Это Морозов В.И., командир 22 гвардейской дивизии, Ширяев А.С., начальник политотдела, Косов М.П., секретарь партбюро дивизии, Гуменный Н.М., первый командир 48 полка, Кулаков И.П., первый в дивизии кавалер ордена Ленина.
  6. «У войны не женское лицо». Это о женщинах, воевавших вместе с мужчинами все 1418 дней. Здесь материал и о Галине Онегиной (Востриковой), комсорге, с чьего письма начался сбор материала о дивизии. Здесь на фото Ширяева Т.Т., врач полка, Колова З.С., машинистка в штабе полка, Гололобова Г.Н., комсорг дивизии, Бессонова А.Ф., санинструктор, член партбюро полка, Алферова А.В., связист полка, Жилина О. В., санинструктор, погибла при спасении раненых.
  7. «Нас осталось в мире так немного» о ветеранах дивизии, живших и живущих в нашем городе. К сожалению, в живых остался только один - это Козлов Алексей Кузьмич, 1924 года рождения, который, не смотря на возраст, постоянно приходит в школу, делится воспоминаниями, участвует в праздниках и различных мероприятиях, посвященных военной тематике.
  8. «Никогда для тебя смертной даты не будет» - это о молодых солдатах-сыновьях, погибших в ВОВ и при исполнении воинского долга в послевоенное время. Здесь портреты Бориса Богашкова, дивизионного поэта, Заварзина Владимира, командира батареи, Саши Елшина – первого кавалера ордена Отечественной войны, Трухина Бориса, Федорова Николая.
  9. «И помнит мир спасенный…» - экспозиция рассказывает о ветеранах ВОВ микрорайона, тружениках тыла, детях-сиротах войны.
  10. «Наш неповторимый город на Томи» - здесь разделы «Северск исторический», «Северск современный», «Будущее Северска», «55 лет Северску», «СХК – градообразующее предприятие».
  11. «Родная школа - начало дорог» - здесь собраны материалы о школе, ее выпускниках, спортивная жизнь школы и т.д.
  12. «Возращение» - о выпускниках школы, погибших при исполнении воинского и служебного долга: Денисе Боршове – погиб в Чечне, Сергей Ершов – работал в милиции и погиб при задержании преступника, Асташов Виктор, Богачев Андрей – погибли во время службы в армии, выполняя задание командования.

22 дивизия прошла большой путь, начавшийся в Новосибирске (Томская область с 1944 года). Далее ее путь шел по маршруту Москва, Калинин, Белый, Великие Луки, Орша, Пустошка, Новоржев, Опочка, Карсава, Огрэ, Балажи, Рига, Салдус.

После войны солдаты разъехались по всей нашей стране. Мы получали письма из Томска, Новосибирска, Кемерова, Москвы, Ленинграда, Риги, Кременчуга, Киева, Львова, Краснодара. Баку, Харькова, Тобольска, Южно-Сахалинска и многих других мест нашей большой страны.

Несколько лет переписывались и встречались с командиром Сибирского добровольческого корпуса, генералом Армии, начальником академии им. Фрунзе Андреем Трофимовичем Стученко. Он подарил авторскую книгу «Завидная наша судьба», много фотографий. В том числе совместное фото с С.Буденым в юности и через 35 лет. Фото парада 24 июня 1945, где он командовал корпусом, в который входили представители сибиряков-добровольцев.

Встречались и переписывались с бывшим начальником 2-го Прибалтийского фронта (куда входила 10 гвардейская армия, в составе которой и была 22 Сибирская добровольческая дивизия) Сандаловым Леонидом Михайловичем, генералом полковником в отставке. Надолго осталась в памяти встреча с Ширяевым Андреем Сергеевичем, начальником политотдела дивизии, который в 60-е годы возглавлял работу по военно-патриотическому воспитанию в Новосибирской области. Он приезжал специально в нашу школу и дал высокую оценку проведенной работе.

Он написал в книге отзывов: «Труд искателей, поисковая работа представлены широко и конкретно о подвигах сибиряков-добровольцев, боевой путь дивизии. Музей - один из лучших в городе по его направленности, цельности и конкретности».

Отзывы о музее оставили, посетив его в свое время, зав отделом ЦК партии Н.С.Черных, секретарь Томского обкома ВЛКСМ Любовь Полубятко и многие, многие другие. «Очень хорошо, что дети занимаются изучением подвигов своих отцов и дедов не только по книгам, но и совершая походы по пути прославленных частей и соединений Советской Армии в годы Великой отечественной войны. Молодцы! Хороший музей создали о сибиряках. Продолжайте, это благородное дело. Спасибо руководителям-учителям за поддержку инициативы учащихся в создании музея. 11.02.72 г.»

Неоценимую роль в воспитании патриотизма играют встречи с ветеранами ВОВ, а точнее - их дружба. Каждый класс шефствует над одним из ветеранов, живущих в микрорайоне школы. Они встречаются в классах на классных часах, различных мероприятиях, поздравляют с праздниками, с днем рождения. Частым гостем музея является ветеран 22 Сибирской добровольческой дивизии, единственный оставшийся в живых в нашем городе, Козлов Алексей Кузьмич. Его рассказы о военном времени и боевом пути всегда памятны учащимся.

На базе музея проводятся уроки по истории, литературе, если тема связана с ВОВ. Очень интересным было мероприятие, посвященное «Русской воинской доблести». Были проведены классные часы с музыкальным оформлением, викторина. А закончена была тема «Русская воинская доблесть» КВНом, смотром песней и строя.

Много интересных мероприятий подготовлено и проведено к 60-ой годовщине со Дня Победы. Была проведена операция «Память». Оформляли детские работы с воспоминаниями: «Дедушкины ордена», «Война в моей семье», «Орден в моем доме», «Женщина на войне» и т.д.

Надолго запомнился ребятам праздник «Детство, опаленное войной», на который были приглашены дети-сироты войны, педагоги нашей школы. Своим рассказом они растрогали всех присутствующих до слез.

На празднике «Нас песня вела к победе» учащиеся старших классов рассказали об истории создания некоторых песен времен ВОВ, исполняли их. Присутствующие на празднике ветераны ВОВ, по их словам, «побывали в своей юности».

В марте 2005г была проведена встреча с ветеранами ВОВ, живущими в нашем микрорайоне, на тему «Строки, опаленные войной». Был дан концерт, а после - устроено чаепитие. Ветераны любят приходить в школу, т.к. находят здесь взаимопонимание, видят отдушину для себя. Могут поговорить друг с другом, с детьми. Многие ветераны подарили в музей макеты «Пулеметчик в бою», «Памятник погибшим сибирякам», «Вечный огонь», «Родина – мать».

Интересной для младшего и среднего возраста была беседа «Хлеб войны». По этой теме оформлена выставка, где помещены фотографии, Ольги Берггольц, стихи (о дороге жизни), фотокопии хлеба военного времени, рецепт его изготовления, стихи о хлебе, хлебные карточки и т.д.

В нашем городе каждую осень проводится соревнование по художественной гимнастике, посвященное памяти Героя Советского Союза, томички Марии Октябрьской. Но многие горожане, да и многие спортсмены, не знали, кто она такая. Мы решили ликвидировать этот пробел, и выступили по местному радио, где рассказали о жизни и смерти этой героини.

Так же по радио рассказали о работе своего музея. Имеются заметки в газетах «Диалог» и книге «Дорогами отцов». Выступали на областном телевидении о своем походе по местам боев нашей Сибирской добровольческой дивизии.

Музей постоянно организовывает встречи не только с ветеранами войны, но и с известными людьми нашего города. Так, в гостями музея были: депутат Госдумы Томской области Трегуб Виктор Данилович, Герой социалистического труда, бывший руководитель Химстроя г.Северска, Пронягин Петр Георгиевич, участники ликвидации Чернобыльской катастрофы, Северский поэт Михаил Карбышев и многие другие. Эти встречи дают ребятам возможность много нового узнать о жизни этих людей и об истории нашего города. Каждая встреча по традиции заканчивается дружеским чаепитием, где ребята еще раз, в неформальной обстановке, могут пообщаться с гостями.

Конференция «Никто не забыт и ничто не забыто» стала большим образовательным событием в школе. На ней были представлены проекты учащимися 2-11 классов, посвященные ветеранам ВОВ. Особенно ценным было то, что дети рассказывали о своих родственниках, внесших свой вклад в Победу над фашизмом. На конференции присутствовали ветераны ВОВ и были растроганы до слез. Более 20 проектов приняли участие в Российском конкурсе «А память нам покоя не дает». Все работы были отмечены дипломами и опубликованы в газете «Томская гвардия», некоторые вошли в сборники «Нам эта память дорога», «Говорят участники победы, внуки и правнуки чтят их подвиг».

Актив музея постоянно занимается проектной и исследовательской деятельностью. Много интересного и нового об истории нашего города и Отечества ребята узнали, выполняя проект «Страницы истории детского движения г.Северска». Проект был представлен на городском конкурсе музеев «Моя малая Родина», где занял 1 место, на областном конкурсе «Отечество» - 2 место, на региональном конкурсе Интернет проектов и Городском молодежном форуме.

Музей неоднократно награждался Почетными грамотами, дипломами. Среди них был получен диплом из Москвы, с подписью И.С.Конева. В городских смотрах музей неоднократно занимал призовые места. В областном смотре-конкурсе историко-патриотических музеев, посвященном знаменательным датам в истории России, музей дважды был награжден дипломом за 2-ое место, актив музея неоднократно был победителем городских и областных конкурсов.

Опыт работы музея школы и детские проекты актива музея неоднократно были опубликованы в средствах массовой информации г.Северска, Томской области, на Всероссийском уровне.