Цель урока: дать понятие о новой части речи – глаголе.
Задачи:
- познакомить со словами, отвечающими на вопрос “что делает?” и обозначающими действие предмета, новым понятием “глагол”;
- развивать умения ставить вопрос, на который отвечает слово;
- учить устанавливать сходства и различия понятий “Имя существительное” и “Глагол”, воспитывать отношения делового сотрудничества.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Выполнение комплекса упражнений №1.
- Массаж для пальчиков.
- Упражнения для глаз.
Чистописание.
Сегодня на чистописании вам предлагается написать букву, но сначала отгадайте ее:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (Это буква ”О”).
- Показ буквы: о о о.
Эта буква у нас необычная, она умеет превращаться. А во что? Попробуйте ее превратить.
- Дети подходят к доске и дополняют букву до любого рисунка.
II. Словарная работа.
А пока мы с вами рисовали, наши рисунки захотели поиграть.
На доске:
за _ ц –
м _ дведь –
с _ бака –
п _ тух –
дев _ чка –
м _ шина –
– Что это за слова? (С непроверяемыми орфограммами.)
Вы должны вспомнить, как они пишутся, и тогда может произойти чудо (вместо пропуска появляется соответствующий рисунок).
– Спишите слова в столбик, вставьте нужные гласные, а один ученик за доской.
- Проверка.
– Что вы можете сказать об этих словах? (Они обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что?)
– Как в русском языке называется эта часть речи? (Имя существительное.)
Вы много рассказывали о словах, им это понравилось и сейчас произойдет чудо, если вы плотно закроете глазки.
(Я произношу фразу: “Крабли, грибли, фок…” и выставляю игрушки, названия которых записаны на доске.)
– Откройте глазки. К нам пришли сами игрушки, они не только играют с нами, а еще помогают нам узнавать новое.
Физминутка.
А сейчас давайте вместе с игрушками отдохнем.
- Включаю музыку (Иванушки “Куклы”).
Сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.
Вокруг себя повернись, в кукол превратись.
III. Изучение нового материала.
Мы с вами сказали, что в русском языке существует часть речи, это …(имя существительное – дети продолжают), они обозначают…(предметы) и отвечают на вопросы …(кто? что?).
– Выпишите имена существительные в тетрадь столбиком.
(На доске слова: парта, мальчик, бежит, ворона, идет.)
- Проверка.
– Докажите, что это имена существительные? (Дети называют и глаголы, и имена существительные).
– Можно ли сказать, что это существительное слово “бежит”? (нет). Почему?
Значит, эта другая часть речи.
Тогда, давайте обратимся к учебнику (с.18).
IV. Работа по учебнику.
– Слова, которые обозначают действия предмета имеют интересное название, давайте его найдем в книге.
– Прочитайте, хором скажем.
– Рассмотрите рисунки.
– Какие действия совершают дети, давайте назовем (устно: прыгает, колет, варит, играет, загорает, лежит).
Если эти слова правильно расположить в кроссворде, то у нас получится ключевое слово “глагол”.
– Что такое глагол? Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет плакат. (Глагол – это часть речи, …действие предмета и …что делает?)
V. Закрепление.
А теперь попробуем записать действия, которые выполняют наши помощники-игрушки.
– Найдите в тетради, где записано первое слово заяц.
Посмотрите на зайчика (нажимаю кнопочку) что делает? (хохочет, смеется – у нас в классе, а в лесу – прыгает).
- Запись действий.
Заяц (что делает?) хохочет.
Медведь поет.
Собака лает.
Петух кукарекает.
Девочка-кукла сидит.
Машина едет.
Итог.
– С какой частью речи познакомились?
– Что обозначает?
– На какие вопросы отвечает?
VI. РРО.
К именам существительным подберите подходящие по смыслу глаголы:
Парта –
Мальчик –
Ворона –
VII. Домашнее задание.
В память о нашем уроке я и мои помощники-игрушки, а также гости хотим подарить вам картинки.
Дома вы постараетесь подобрать к картинкам как можно больше слов, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопрос что делает?
– Как называются такие слова?
VIII. Итог урока.
А сейчас прозвенит звонок,
И закончится урок.