Понятие о словах, отвечающих на вопрос "что делает?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: дать понятие о новой части речи – глаголе.

Задачи:

  • познакомить со словами, отвечающими на вопрос “что делает?” и обозначающими действие предмета, новым понятием “глагол”;
  • развивать умения ставить вопрос, на который отвечает слово;
  • учить устанавливать сходства и различия понятий “Имя существительное” и “Глагол”, воспитывать отношения делового сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Выполнение комплекса упражнений №1.
  • Массаж для пальчиков.
  • Упражнения для глаз.

Чистописание.

Сегодня на чистописании вам предлагается написать букву, но сначала отгадайте ее:

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (Это буква ”О”).

  • Показ буквы: о о о.

Эта буква у нас необычная, она умеет превращаться. А во что? Попробуйте ее превратить.

  • Дети подходят к доске и дополняют букву до любого рисунка.

II. Словарная работа.

А пока мы с вами рисовали, наши рисунки захотели поиграть.

На доске:

за _ ц –
м _ дведь –
с _ бака –
п _ тух –
дев _ чка –
м _ шина –

– Что это за слова? (С непроверяемыми орфограммами.)

Вы должны вспомнить, как они пишутся, и тогда может произойти чудо (вместо пропуска появляется соответствующий рисунок).

– Спишите слова в столбик, вставьте нужные гласные, а один ученик за доской.

  • Проверка.

– Что вы можете сказать об этих словах? (Они обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что?)

– Как в русском языке называется эта часть речи? (Имя существительное.)

Вы много рассказывали о словах, им это понравилось и сейчас произойдет чудо, если вы плотно закроете глазки.

(Я произношу фразу: “Крабли, грибли, фок…” и выставляю игрушки, названия которых записаны на доске.)

– Откройте глазки. К нам пришли сами игрушки, они не только играют с нами, а еще помогают нам узнавать новое.

Физминутка.

А сейчас давайте вместе с игрушками отдохнем.

  • Включаю музыку (Иванушки “Куклы”).

Сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.

Вокруг себя повернись, в кукол превратись.

III. Изучение нового материала.

Мы с вами сказали, что в русском языке существует часть речи, это …(имя существительное – дети продолжают), они обозначают…(предметы) и отвечают на вопросы …(кто? что?).

– Выпишите имена существительные в тетрадь столбиком.

(На доске слова: парта, мальчик, бежит, ворона, идет.)

  • Проверка.

– Докажите, что это имена существительные? (Дети называют и глаголы, и имена существительные).

– Можно ли сказать, что это существительное слово “бежит”? (нет). Почему?

Значит, эта другая часть речи.

Тогда, давайте обратимся к учебнику (с.18).

IV. Работа по учебнику.

    – Слова, которые обозначают действия предмета имеют интересное название, давайте его найдем в книге.

    – Прочитайте, хором скажем.

    – Рассмотрите рисунки.

    – Какие действия совершают дети, давайте назовем (устно: прыгает, колет, варит, играет, загорает, лежит).

    Если эти слова правильно расположить в кроссворде, то у нас получится ключевое слово “глагол”.

    – Что такое глагол? Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет плакат. (Глагол – это часть речи, …действие предмета и …что делает?)

V. Закрепление.

А теперь попробуем записать действия, которые выполняют наши помощники-игрушки.

– Найдите в тетради, где записано первое слово заяц.

Посмотрите на зайчика (нажимаю кнопочку) что делает? (хохочет, смеется – у нас в классе, а в лесу – прыгает).

  • Запись действий.

Заяц (что делает?) хохочет.
Медведь поет.
Собака лает.
Петух кукарекает.
Девочка-кукла сидит.
Машина едет.

Итог.

– С какой частью речи познакомились?

– Что обозначает?

– На какие вопросы отвечает?

VI. РРО.

К именам существительным подберите подходящие по смыслу глаголы:

Парта –

Мальчик –

Ворона –

VII. Домашнее задание.

В память о нашем уроке я и мои помощники-игрушки, а также гости хотим подарить вам картинки.

Дома вы постараетесь подобрать к картинкам как можно больше слов, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопрос что делает?

– Как называются такие слова?

VIII. Итог урока.

А сейчас прозвенит звонок,
И закончится урок.