Цели:
1. закрепить знания падежных вопросов,
2. усвоить особенности родительного падежа,
3. воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту природы,
4. способствовать формированию навыков грамотного письма.
Ход урока
1. Организационный момент.
Логопедическая зарядка.
2. Закрепление изученного о падежах.
На доске:
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста, вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте.
- О ком говорится в стихотворении?
- Задайте вопросы к слову кот.
- Какую особенность вы заметили? (слово кот употребляется в различных падежах.)
- Что мы сейчас сделали? (повторили падежные вопросы).
3. Создание проблемной ситуации.
Тему сегодняшнего урока вы сформулируете сами немного позднее, а сейчас орфографическая зарядка.
Шубка, шапка и мороз,
Мальчик Коля, пес Барбос.
Солнце, ласточка, весна,
Класс, ребята, тишина.
(много разных орфограмм отыскать придется вам).
Задание: правильно написать пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
4. Работа над предложением (методика В.Н.Зайцева)
(По)следние лист.я (о)падают с б.ре..
А) Объяснить все орфограммы;
Б) Записать предложение по памяти;
В) Разбор предложения по членам, включая второстепенные.
5. Постановка учебной задачи.
- Вернемся к теме нашего урока.
- Какой звук чаще всего звучит на сегодняшнем уроке?
- Какой падеж начинается с этого звука? (родительный)
- Назовите его вопросы.
- Мы с вами составляем проект “Я знаю все о падежах” и сегодня вы будете исследователями.
- Как называется 1 лист проекта? (Именительный падеж)
- расскажите все, что вы знаете об И.п. (обобщение знаний об И.п.).
- Открываем 2 лист нашего проекта:
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
1. вопросы
2. предлоги
3. окончания
6. Чтение стихотворения А.С.Пушкина “Унылая пора…”
(Читает заранее подготовленный ученик).
- Чьё произведение прочитали?
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- А почему он так много писал об осени?
- Вот и мы с вами будем говорить об осени, готовиться к сочинению.
- Посмотрите, пожалуйста, на картины.
- Какое время года изображено?
- Почему вы так думаете?
- Назовите приметы осени.
7. Работа с текстом.
А сейчас давайте прочитаем, как об этом сказано в тексте, написанном на доске:
С (небо) со.нце (по) сылает прощальные лучи. Землю (по)крыл к.вер из пестрых (лист.я). Грус.ный вид (у)природа. Около (реч?ка) ст.ит красиво одетая р.бина. Грозд.я (ягоды) ярко горят на ветвях. Недалеко от (р.ка) печально шумят вековые ели.
Природа ждет (при)хода (з.ма).
- Скажите, все ли вам было понятно при чтении текста?
- А как вы думаете, почему?
- Давайте сначала найдем орфограммы и объясним их написание.
- Найдите слова, от которых зависят слова в скобках, задайте вопрос и поставьте правильно окончания.
Работа в микрогруппах.
- Сейчас работаем в группах. Их у нас три.
- Выберете существительные в родительном падеже, выпишите словосочетания с существительными, стоящими в родительном падеже, обозначьте окончания, и у каждой группы будет свое задание (дифференцированная работа).
1 группа – наблюдение за предлогами.
2 группа – наблюдение за окончаниями.
3 группа – наблюдение за вопросами.
Посылает (с чего?) с неба, ковер (из чего?) из листьев, стоит (около чего?) около речки, гроздья (чего?) ягод, недалеко (от чего?) от реки, прихода (чего?) зимы.
- А сейчас коллективно составляем проект.
Итак,
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
1. вопросы | кого? чего? |
2. предлоги | от, с, из, около, для, без, у |
3. окончания | а, и, ы, ев, нулевое |
8. Закрепление изученного.
(работа по карточкам, в группах)
- На следующем уроке мы будем писать сочинение, поэтому я вам предлагаю словосочетания, которые вы можете употребить в своем сочинении, правильно определив падеж.
1 группа:
Цвет (небо) | следы (звери) |
Звуки (лес) | капли (дождь) |
Шелест (листва) | краски (осень) |
Голоса (птицы) | шум (ветер) |
2 группа:
Цвет ( )неб. | следы ( ) звер. |
Звуки ( )лес. | капли ( ) дождя |
Шелест ( ) листв. | краски ( ) осен. |
Голоса ( ) птиц. | шум ( ) ветр. |
3 группа:
Цвет неб. | следы звер. |
Звуки лес. | капли дожд. |
Шелест листв. | краски осен. |
Голоса птиц. | шум ветр. |
1 группа – изменить окончание, определить падеж, надписать наверху.
2 группа – в скобках поставить вопрос, вписать пропущенные окончания
3 группа – вставить окончания.
9. Работа над деформированным предложением.
Мягкий, к, подножию, цветной, деревьев, ковер, ложится
Мягкий, цветной ковер ложится к подножию горы.
А) записать предложение.
Б) разбор по членам предложения, определить падежи имен существительных, выделить окончания.
10. Итог урока.
- Расскажите все, что знаете о родительном падеже имени существительного.
- Поможет ли вам написать сочинение работа, проведенная на уроке?
11. Домашнее задание:
Подобрать строки из произведений об осени, с родителями написать 6 словосочетаний об этом времени года.