“Погляди вокруг себя,
Как прекрасна та земля,
Где живешь сейчас малыш,
В детский сад с утра спешишь.
По дороге проходя, сказку
Встретишь иногда,
Ну, а дальше чудеса!...”
Все согласятся с тем, что сказка – неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника.
А детство невозможно представить без сказок.
С самого раннего возраста дети с захватывающим интересом слушают разные сказки. Сказки покоряют детей богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.
Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ и ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла, которое учит отличать “добро” и “зло”, дает возможность малышу встать на место положительного героя, а также возможность выбора собственной позиции.
Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества.
Также сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать “узелки” сказочных “клубочков”.
Например: “Ребята, попробуйте развязать узелок? Сколько сказок свернулось в клубок?”
“Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может”. (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”).
А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:
- Угадайте сказку по трем словам:
1) Коза, козлятки, волк (“Волк и 7 козлят”)
2) Курочка, петушок, зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”)
Или: В какой сказке есть такие слова?
Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (“Морозко”)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться
Разве вкусная вода.
В ямке из копытца (сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).
Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой:
- находить математическое начало в сказках, то есть составлять задачки из сказок:
“Жили-были дед и баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка одно яйцо
Простое, одно золотое”.
Вопрос: Сколько яиц снесла курочка Ряба?
А как захватывает детей работа с шифром или мнемотаблицами. Сначала вместе с детьми делаем таблицы, а дальше дети делают самостоятельно.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно улучшает обучение и решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки “Теремок”.
Этап 1 – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
Этап 2 – осуществление так называемое перекодирование информации.
- домик - крыша
- волк зубами щелк
- медведь и т.д.
Этап 3 – после перекодирования осуществляется пересказ:
- сначала пересказ ведется вместе с воспитателем в младшей группе, в средней группе – частично, в старшей группе – самостоятельно.
Из приведенных примеров видно, что сказка может и учить, и лечить, и воспитывать, и развивать, и путешествовать зовет с собой.
Да, дети любят путешествовать со сказочными героями или в сказочную страну. Сейчас мы убедимся в этом, я приведу один пример: Конспект занятия в старшей группе на тему: “Путешествие в сказочную страну”
Цель занятия: Дать детям понятие о значимости чистой воды; научить их понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки; закрепить умение работать с техникой “живая” капля. Воспитывать нравственные качества (сострадание, сопереживание, желание помочь, умение порадоваться).
Предварительная работа:
Чтение сказок, работа с карточками – символами, рисование “живая” капля.
Развивающая среда:
Дерево, 3 яблока, картины с сюжетами сказок, краски разного цвета, грязная вода, бутылочки, фильтры (вата, марля), фонарик, физическое оборудование (дорожки с пробками, пуговицами и реечками, следы).
Ход занятия
Сегодня в гостях у нас солнечный зайчик.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками по лбу, по носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Он пробежал по голове, шее, животику, по рукам и ногам. Он забрался за шиворот, погладь его и там! Он не озорник – но он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Подружились. Попробуйте догнать его глазками.
- Солнечному зайчику очень понравилось, что вы его быстро находили глазками. Он приглашает вас в сказочную страну.
- Отправляемся.
- Но прежде чем отправиться в сказочную страну нам нужно выбрать каждому из трех дорог – одну, по которой мы пойдем. Все дороги волшебные, все они будут наделять волшебной силой и добротой:
Первая дорога – самая легкая, но и силы она даст вам немного (следы и кочки).
Вторая дорога - потруднее (физическое оборудование – ткань с пуговицами и палочками).
Третья дорога - самая трудная (дорога из железных пробок), но зато она наполнит вас огромной силой, ловкостью и энергией.
- Дети выбирают дороги.
Вхождение в сказку:
Чтобы почувствовать прилив силы и ловкости по дорогам нужно идти без обуви и делать небольшие шаги.
Да и в сказочной стране тепло, мы можем ходить там и без обуви. Ну вот мы и в сказочной стране.
Вопрос? Что мы видим на елочке? (яблоки разного цвета). А какого цвета яблочки? А как вы думаете, почему эти яблочки висят на елке.
Ответы детей.
Я открою вам один секрет – это “дерево добрых поступков”.
Давайте вспомним с вами, что означали цвета для сказки:
Зеленый – хочу помочь;
Красный – радость;
Желтый – “мне жалко”.
Вопросы:
- А кто лежит под елочкой? (камень)
А какой он?
А хотите почувствовать какой он?
Упражнение с камнем:
Воспитатель прикладывает камень к щеке каждого ребенка (холодный, гладкий).
А как можно согреть камень? (говорят дети).
А давайте, ребята, согреем его руками своими, говоря вот такие слова:
“Камень, камень, возьми, пожалуйста, тепло моих рук и души”.
Каким стал камень? (воспитатель прикладывает к щеке детей).
- Ребята, а раз мы находимся в сказочной стране, значит этот камень из какой-то сказки.
Давайте мы подойдем к столу и найдем картину, где есть камень (дети выбирают).
Почему именно вы выбрали эту картину?
- Вспомнил ли кто-нибудь название этой сказки? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
- Кто сидит на камне, а как вы думаете, на камне сидеть хорошо или плохо? (а возле воды камень какой? холодный, мокрый).
А почему Аленушка сидит на камне, что случилось?
Какие чувства вы испытываете к Аленушке?
Какое яблоко бы мы сорвали? (желтое – пожалеть).
- А давайте, ребята, мы ей отдадим камень теплый, который мы согрели. И пожалели ее – “Упражнение “Слезы Аленушки”.
Дети становятся парами. Один другому гладит руки (меняются).
Не перестает плакать Аленушка?
- А давайте мы подарим ей добрые слова: Какая она? (заботливая, добрая, трудолюбивая).
Вот и повеселела Аленушка, а глаза у нее грустные, почему?
Какой поступок хотели бы сейчас совершить – какое яблоко сорвем? (помочь) – зеленое.
А как же козленочка превратить обратно в мальчика Ваню.
А мне сейчас по секрету одна волшебная фея сказала, что нужно напоить козленочка чистой водой.
А где взять чистую воду? (кругом лес, все исхожено следами и истоптано копытами).
В сказке чьи были копытца, еще кроме козлиного? (лошадиное, коровье).
А чьи еще могут повстречаться копытца в лесу?
- Да, а где в лесу нам взять чистую воду, во всех копытцах она грязная.
А я вам открою еще один секрет: “Грязную воду можно очистить? Может и вы знаете как? (ответы детей).
Опыты с водой – очищаем воду через марлю, через вату, через угли.
Смотрим, у кого вода чище стала, почему?
Вот эту воду мы и дадим козленочку выпить.
- А какое сейчас у вас настроение, когда вы помогли Иванушке! (радостное) какое мы яблочко сорвем! Красное! Яблоко радости.
А что мы успели сделать, чтобы порадоваться? (помогли Иванушке, пожалели Аленушку).
В сказочной стране бывают чудеса, пока мы с вами делали добрые дела, прошел цветной дождь. Давайте сделаем необычные рисунки и подарим Аленушке и ее братцу Иванушке.
- Рисуем с детьми, используя прием кляксографии (капаем кляксу и раздуваем ее).
“На что похоже?”.
Заключение: Всю волшебную силу мы истратили, поэтому попрощаемся со всеми и вернемся по тем же дорогам домой, а осветит их нам солнечный зайчик.
Из этого занятия видно, что сказка помогает воспитывать нравственные качества, закрепить технику рисования, понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки.
А если работу эту вести комплексно, то она помогает воспитывать личностные качества у дошкольников. Я веду работу со сказкой вот так (см. Приложение).
Вот такая разнообразная работа со сказкой в игровой форме позволяет и нам, и малышам становиться добрее и умнее.
“И нельзя без сказок
Нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти
Слова для любимых деток или малыша”.