На современном этапе развития личности актуально стоит вопрос о педагогических технологиях. Построение уроков производственного обучения по методикам развивающего обучения побуждает обучающихся самих задавать вопросы, что активизирует их к поиску ответа.
Мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы. Поэтому структура урока проходит в три фазы: вызов, осмысление и рефлекция.
Основной целью урока производственного обучения по теме “Монтаж и контроль мультивибратора” (генератор прямоугольных импульсов) является привитие умений и навыков по монтажу и контролю, организация труда обучающихся и контроль за их деятельностью, с целью эффективности коечного результата обучения.
Предложенный мною урок проводится на втором курсе в электромонтажной лаборатории ПЛ–66, в целью закрепления и формирования навыков по теме “Работа с полупроводниковыми приборами”.
Представляю план-конспект урока.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Время | № п/п | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся |
2 мин | 1 | Организационный момент | |
1.1 1.2 |
Приветствие обучающихся. Дать настрой на урок. |
Приветствуют мастера. Доклад бригадира:
|
|
38 мин | 2 | Вводный инструктаж: Актуализация опорных знаний, умений, навыков, мотивационных состояний. | |
2.1 2.2
2.3
2.4
2.5 |
Проверка домашнего задания. Сообщить тему и цели урока: “Монтаж и контроль мультивибратора” - простой прерыватель тока в нагрузке: а) закрепить материал предыдущего урока; б) научиться собирать и монтировать на плате действующую схему мультивибратора. Опрос – актуализация, необходимый для изучения нового материала по следующим вопросам:
Мотивация учебно-познавательной деятельности. а) показ теоретической и практической значимости темы: узнав принцип работы мультивибратора, вы сможете свои знания не только теоретически, но и практически применить в разных электронных игрушках, в быту для устройства автосигнализации и на заводе, где обслуживают станки с электронным управлением и т.д., но для этого вы должны любить избранную профессию и видеть в ней смысл жизни. Формирование умений и навыков. Текущее повторение и первичное закрепление нового материала. 1 задание: Посмотрите внимательно на схему и дайте описание приведенных в ней радио деталей. Они лежат на ваших столах. (Смотри приложение 1) 2 задание: Ответить на вопросы по карточкам-заданиям. (Смотри приложение 2) |
Демонстрируют изготовленные в домашних
условиях блоки питания. Внимательно слушают и записывают в конспекты и дневники п/о. Слушают, анализируют. Вникают в логику и цель урока. Отвечают Отвечают Попытки ответить на этот вопрос завершаются неудачей. Слушают. С интересом слушают и осознают потребность в выборе мотива, наблюдают. Внимательно слушают, делают выводы и осознают смысл предстоящей деятельности. Учащийся перечисляет имеющиеся в схеме радиодетали, однако расшифровать правильно их не может. Отвечают на вопросы по расшифровке маркировок указанных деталей. |
|
2.6
2.7
2.8
|
3 задание: Руководствуясь монтажной
схемой, составить примерную
маршрутно-технологическую карту монтажа
мультивибратора. (Смотри
приложение 1) ! Вывешивается плакат алгоритма выполнения действий по монтажу. (Смотри приложение 3) Вопрос 1: Приведите алгоритм выполнения закрутки на контактных узлах? Вопрос 2: Перечислите операции подготовки радиодеталей к монтажу и установки их на плате, и какие требования предъявляются к операции рихтовки? Объяснение учащимся об умышленном вводе в комплектовку различных деталей, не входящих в сборку мультивибратора. Отметить, что с вниманием отнеслись к заданию, и похвалить. Изучение передовых приемов труда. Представитель базового предприятия, наш бывший выпускник – Калмыком Артем Валерьевич, знакомит с требованиями, которые демонстрируются показом рабочих приемов в рабочем и замедленном темпе. Закрепление материала: Задание: Показать и прокомментировать передовые и способа монтажа мультивибратора. Изучение мер предупреждения брака при монтажных работах с мультивибратором. 1вопрос: Назовите наиболее часто встречающиеся виды брака при монтажных работах? 2 вопрос: Приведите примеры предупреждения брака? |
Составляют алгоритм выполнения
действий по монтажу мультивибратора.
Сравнивают, обсуждают различные варианты, анализируют. Отвечают.
Отвечают.
Внимательно слушают, смотрят, запоминают, осознают смысл предстоящей работы. И осознают потребность выполнения задания. Учащийся на демонстрационном столе показывает и комментирует операции, освещенные представителем завода, остальные следят за его действиями и комментарием. Отвечают. Отвечают. |
|
2.9
2.10
2.11 2.12 |
Задание на урок: За урок мы должны будем с вами произвести монтаж мультивибратора. Назначение контролеров промежуточного контроля (3 человека с каждого ряда). Окончательно будут сдаваться Калмыкову А.И. и мне. Покажите примеры рихтовки. Задание 1: Расскажите о требованиях, предъявляемых к операции формовка и покажите ее на демонстрационном столе. Задание 2: Из имеющегося набора монтажных инструментов организуйте рабочее место для сборки мультивибратора и прокомментируйте свои действия? Вопросы по технике безопасности:
Физкультурная пауза. Актуализация опорных знаний. Вопросы: С какой целью проводится входной корнтроль? С какой целью выполняется входной контроль? С какой целью выполняется входной контроль? С какой целью выполняется входной контроль? С какой целью выполняется входной контроль? |
Контролерами ОТК назначаются учащиеся 3 человека, знакомятся условиями контроля монтажа.
Один показывает, остальные слушают. Выходит к демонстрационному столу, отвечает и показывает, остальные наблюдают. Работа учащихся по организации рабочего места и сверяют по маршрутной схеме.
Дают правильные ответы, думают. Отвечают.
Перечисляют верно: следить за осанкой, не сутулиться, расстояние от глаз до рабочей зоны от паров свинца, олова и канифоли. Проводит физорг. |
3 | Формирование практических знаний и, приемов и способов действий. |
||
3.1
|
Задание: Произвести визуальный входной контроль деталей, входящих в сборку мультивибратора. | Самостоятельная работа по входному контролю, комплектующих изделий, входящих в сборку мультивибратора, возникают различные вопросы, одни обнаруживают лишние детали, другие – несоответствие характеристик. Обращаются к мастеру за разъяснением. | |
4 | Применение знаний, формирование умений, навыков (текущий инструктаж) |
||
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6 |
Самостоятельная работа учащихся. Целевые осмотры: а) организация самостоятельной, познавательной деятельности учащихся по контролю радиоэлементов перед монтажными работами; б) работы с электрическими приборами; в) правильность выполнения монтажных операций, качества пайки и др. Целевые обходы: а) проверка организации рабочих мест учащихся; б) проверка правильности выполнения алгоритма сборки деталей мультивибратора; в) контроль качества работ и соблюдение правил техники безопасности при выполнение операции пайки радиодеталей. Текущий инструктаж: Вспомните, какие операции входят в подготовку радиодеталей к монтажу и их последовательность. Целевые обходы: а) проверка правильности использования инструментов, приборов, материалов; б) контроль исполнительской и технологической дисциплины; в) контроль организации промежуточной монтажных работ; г) индивидуальная помощь учащимся при монтажных работах; д) методическая помощь наставником (контролером ОТК) на уроке; е) осуществление взаимосвязи двух видов образования (теоретического обучения и производственного обучения). Прием и оценка контролерами работ учащихся.
Целевой обход: Оказание помощи наставником и членами общественного ОТК по приему и оценке выполненных работ. Подготовка к заключительному инструктажу. |
Производственная деятельность: а) подготовка электрических приборов (паяльники, тесторы, пробники) к работе; б) монтаж деталей мультивибратора; в) промежуточный самоконтроль монтажа мультивибратора; г) окончательный самоконтроль. Выполняют самостоятельные работы по монтажу мультивибратора, знаний норм и правил стандартов.
Учащийся отвечает, анализирует, приходит к выбору верности выполнения, показывает приемы формировки вывода резистора, транзистора, конденсатора на печатной плате. Выполняют производственные работы по монтажу мультивибратора.
Осуществляют учащиеся, выполняющие функции общественного ОТК, принимают работы. Сдача выполненных работ. |
|
5 | Домашнее задание | ||
5.1 | Повторить по радиоэлектронике тему “Усилители”, по спецтехнологии тему “Технологический процесс производственной радиоаппаратуры и ЭВМ” | Слушают, производят записи в рабочих тетрадях | |
6 | Заключительный инструктаж. Подведение итогов урока. | ||
6.1 6.2
6.3
6.4 |
Самоанализ результатов дня. Наставник (представитель завода Калмыков А.И.), проводит детальный анализ допущенных ошибок учащихся и указывает пути и методы их устранения. Сообщает, что с самооценкой учащихся он в принципе согласен. Демонстрирует лучшие образцы учащихся. Объявить оценки, выставить в журнал. Мастер благодарит всех учащихся за выполнение работ и награждают отличившуюся бригаду “сладкими” призами. Уборка рабочих мест |
Бригадир группы подводит итог
работы группы: а) проводит анализ производственной деятельности бригады в целом, отмечая лучших и анализируя; б) дает оценку работы группы в целом и деятельности учащихся (с обоснованием выставленной отметки). Учащиеся эмоционально относятся к результатам своей работы, горды и довольны; осознают значимость и полезность работы. |