Преподавание черчения в общеобразовательной школе поставлено в жесткие временные условия. Что бы научить каждого ребенка за минимум уроков проецированию, и диагностировать причину ошибок, а ошибки в силу психологических особенностей могут быть различные, была разработана методика обучения проецированию на спичечных коробках.
К уроку проецирования у каждого ребенка должен быть изготовлен из бумаги макет трехгранного угла с названиями плоскостей проекций и осей (рисунок 1). Макет хранится в специальном конверте, приклеенном к обложке рабочей тетради. Ребята с желанием работают с макетами и на всех последующих уроках. На уроке каждый учащийся должен иметь макет и два спичечных коробка. Условно принимаем размеры ребер спичечного коробка 10х20х30. Помещаем два спичечных коробка в трехгранный угол. Решаем задачи по рисунку 56 (учебник “Черчение” Ботвинников А. Д. и др.). Пример решения первого положения коробок показывается с помощью учащихся на доске (рисунок 2). Второе и третье положение коробок ребята решают самостоятельно. В это время учитель мысленно делит учащихся на три группы. Первая – “понимающие”, вторая – “пытающиеся”, третья – “скрывающиеся”. В зависимости от потенциала класса количество ребят в группах может быть разным. На следующем уроке дается контрольная работа по индивидуальным заданиям. Контрольная не только для ребят, но и для учителя. Выявление потенциала класса, системных ошибок, методов устранения последних - вот задачи решаемые учителем на этой контрольной.
Для контрольной работы используется комплект, состоящий из 36 вариантов заданий (рисунок 3). Это позволяет заполнить резерв времени для “понимающих”, дать дополнительный шанс “пытающимся”, исключить возможность списывания для “скрывающихся”. Комплект заданий можно использовать в создании тестов для компьютерной диагностики по теме проецирование.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3