Тема урока: "Условия для роста растений: солнце, воздух и вода"

Разделы: Начальная школа


ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: познание мира, математика.

ТЕХНОЛОГИИ: развивающее обучение.

ЦЕЛЬ: расширить кругозор учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить группы растений, познакомить учащихся с условиями для жизни растений.
  2. Развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: словесные, частично-поисковые, наглядные.

ОБОРУДОВАНИЕ: схемы и таблицы на развитие логического мышления, изображения солнца, деревьев, кустарников, трав, животных, календарь настроения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, психологический настрой.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

II. Повторение пройденного материала.

Упражнение на развитие логического мышления.

- Повторение изученного материала мы начнём с интересного задания. Сейчас я прочитаю отрывки-описания о растениях, которые вы должны будете отгадать.

1) “В индейские вигвамы пришла тревожная весть: “В долине Семи озёр появилась неведомая трава! Листья гладкие да круглые. А посреди них - хвост торчит. Не трава страшна, страшен тот, кто её занёс в наши края, - мрачно сказал вождь племени. …А растение это очень полезное”.

КЛЕВЕР - 4

ПОДОРОЖНИК - 6

ОДУВАНЧИК - 8

(Дети высказывают свои предположения.)

- Чтобы точно узнать, о каком растении идёт речь, мы должны найти “ключ”.

- Какая существует связь между числами и рисунком в первой строке?

- К числу 3 нужно прибавить количество треугольников – 4, получится 7.

- Проверим своё предположение во второй строке:

- К числу 2 нужно прибавить количество кругов – 3, получится 5.

- Принимая закономерность, найдём ответ - “ключ” на наш вопрос:

- К числу 5 прибавим количество прямоугольников – 1, получится 6 – это “ключ”.

- Вы отгадали – числу 6 соответствует слово ПОДОРОЖНИК.

(На доске появляется рисунок подорожника.)

- Молодцы! Скажите, к какой группе относятся все эти растения? (К травам.)

- Чем отличаются травы от деревьев? (Ответы детей.)

- Следующее задание: вы должны отгадать, о каком дереве идёт речь?

Сколько песен, стихов сложено об этом растении. Часто оно употребляется в сказках, песнях, загадках. Из древесины делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. А весной, если на коре сделать насечку, оно заплачет и напоит вкусным и полезным соком”.

РЯБИНА - 8

КЛЁН - 7

БЕРЁЗА - 6

- Какая существует связь между числами и рисунком в первой строке?

- Проверим своё предположение во второй строке:

- Принимая закономерность, найдём ответ - “ключ” на наш вопрос:

- Итак, числу 6 соответствует слово БЕРЁЗА.

(На доске появляется рисунок берёзки.)

- К какой группе относятся эти растения? (К деревьям.)

- Нам предстоит разгадать ещё одну загадку.

“Этот кустарник знаком многим из нас: у него к осени созревают вкусные орехи. Орешки привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, - белки, лесные мыши”.

ЛЕЩИНА - 3

МАЛИНА - 2

СИРЕНЬ - 1

- Определите, какая существует связь между рисунком и числами? Как вы считаете, стрелки, направленные вниз, помогут нам увеличить или уменьшить число?

- Проверим своё предположение во второй строке.

- Принимая закономерность, назовите искомое число.

- Итак, числу 3 соответствует слово ЛЕЩИНА.

(На доске появляется рисунок лещины.)

- Как называется эта группа растений? (Кустарники.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Ребята, а теперь скажите, что общего у всех этих растений? (Ответы детей.)

III. Постановка учебной проблемы, активизация познавательной деятельности.

(Детям было дано домашнее задание – найти дополнительный материал о воде, солнце, воздухе.)

1. Игра “Вопрос - ответ”.

(Дети задают вопросы учителю, отгадывают слово “солнце”.)

Например:

- Это одушевлённый или неодушевлённый предмет?

- Какого он цвета?

- Какую пользу он приносит? И т.д.

- Ребята, какое значение имеет солнце для растений? (Ответы детей.)

- А кто может рассказать о солнце какие-либо дополнительные сведения?

(На доску прикрепляется рисунок солнышка.)

- Солнце даёт Земле свет и тепло.

2. Мини-дебаты.

- Ребята, солнце может принести не только пользу, но и вред. Давайте поспорим о пользе и вреде солнца.

(Дети делятся на две группы и высказывают своё мнение - за и против.)

3. Игра “Типография”.

- Зачеркните все заглавные буквы и прочитайте слово:

Щ О в У о Д Т з А Е д Б И у Г х Э (Воздух.)

- Ребята, как вы думаете, растениям нужен воздух?

- Кто может дополнить?

- Давайте проведём маленький эксперимент: задержим дыхание. Долго ли мы смогли продержаться?

- Листья растений поглощают углекислый газ, который мы с вами выдыхаем. Этот газ выбрасывают и заводы и фабрики. Когда его очень много - это вредно. Растения забирают этот газ и тем самым защищают нас с вами.

- Ребята, а в нашем посёлке есть предприятия, которые загрязняют воздух? (Ответы детей.)

- Ребята, а я могу поместить рисунок воздуха на доске? Почему?

4. Задание “Найди ошибки”.

“Прекрасно время года - лето! Печёт солнышко, земля покрыта пушистым белым покрывалом из снега”. (Ответы детей: летом не бывает снега, потому что тепло.)

“Рады зиме дети! Можно поплавать в море, покататься на лыжах с горки, побегать под тёплым грибным дождиком”. (Ответы детей.)

- Ребята, скажите, а что такое снег и откуда он берётся?

- Как вы думаете, снег нужен для растений?

- Много снега - много хлеба. Снег - это замёрзшая вода, которая также необходима растениям.

5. Мини-дебаты.

(Дети высказывают своё мнение о вреде и пользе воды.)

(На доске появляется рисунок озера)

- Что появилось у нас на доске? (Растения, солнышко и озерцо.)

- Какой вывод можно сделать: без чего не смогут существовать растения?

- Правильно, ребята. Для растений необходимы солнце, воздух и вода. А чтобы они хорошо росли, нужны “витамины”, т.е. минеральные вещества.

- А для человека и животных нужны растения?

- Правильно. Всё в природе взаимосвязано.

IV. Физ. минутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили назад.

V. Закрепление пройденного.

- Ребята, давайте составим “цепочку”, которая показывает, как связанны между собой растения, животные и человек.

(Дети составляют из картинок “цепочки”.)

- Растения, животные, насекомые, птицы – великий дар природы, и каждый человек должен помнить о бережном отношении к ним. Нельзя нарушать цепочку, которую мы сегодня составили.

VI. Итог урока.

- Что необходимо для роста растений?

- Солнце, воздух, вода.

- Посмотрите на доску. У нас получился красивый пейзаж: солнышко, растения, озеро. Природа очень хрупкая, и мы должны беречь её.

VII. Рефлексия.

- На ваших партах лежат листочки. Раскрасьте их, используя календарь настроения. Какое настроение у вас возникло в конце урока?

(Жёлтый – радость, красный – беспокойство, чёрный – грусть.)

- Спасибо за урок.