ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: познание мира, математика.
ТЕХНОЛОГИИ: развивающее обучение.
ЦЕЛЬ: расширить кругозор учащихся.
ЗАДАЧИ:
- Повторить группы растений, познакомить учащихся с условиями для жизни растений.
- Развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: словесные, частично-поисковые, наглядные.
ОБОРУДОВАНИЕ: схемы и таблицы на развитие логического мышления, изображения солнца, деревьев, кустарников, трав, животных, календарь настроения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, психологический настрой.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
II. Повторение пройденного материала.
Упражнение на развитие логического мышления.
- Повторение изученного материала мы начнём с интересного задания. Сейчас я прочитаю отрывки-описания о растениях, которые вы должны будете отгадать.
1) “В индейские вигвамы пришла тревожная весть: “В долине Семи озёр появилась неведомая трава! Листья гладкие да круглые. А посреди них - хвост торчит. Не трава страшна, страшен тот, кто её занёс в наши края, - мрачно сказал вождь племени. …А растение это очень полезное”.
КЛЕВЕР - 4
ПОДОРОЖНИК - 6
ОДУВАНЧИК - 8
(Дети высказывают свои предположения.)
- Чтобы точно узнать, о каком растении идёт речь, мы должны найти “ключ”.
- Какая существует связь между числами и рисунком в первой строке?
- К числу 3 нужно прибавить количество треугольников – 4, получится 7.
- Проверим своё предположение во второй строке:
- К числу 2 нужно прибавить количество кругов – 3, получится 5.
- Принимая закономерность, найдём ответ - “ключ” на наш вопрос:
- К числу 5 прибавим количество прямоугольников – 1, получится 6 – это “ключ”.
- Вы отгадали – числу 6 соответствует слово ПОДОРОЖНИК.
(На доске появляется рисунок подорожника.)
- Молодцы! Скажите, к какой группе относятся все эти растения? (К травам.)
- Чем отличаются травы от деревьев? (Ответы детей.)
- Следующее задание: вы должны отгадать, о каком дереве идёт речь?
“Сколько песен, стихов сложено об этом растении. Часто оно употребляется в сказках, песнях, загадках. Из древесины делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. А весной, если на коре сделать насечку, оно заплачет и напоит вкусным и полезным соком”.
РЯБИНА - 8
КЛЁН - 7
БЕРЁЗА - 6
- Какая существует связь между числами и рисунком в первой строке?
- Проверим своё предположение во второй строке:
- Принимая закономерность, найдём ответ - “ключ” на наш вопрос:
- Итак, числу 6 соответствует слово БЕРЁЗА.
(На доске появляется рисунок берёзки.)
- К какой группе относятся эти растения? (К деревьям.)
- Нам предстоит разгадать ещё одну загадку.
“Этот кустарник знаком многим из нас: у него к осени созревают вкусные орехи. Орешки привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, - белки, лесные мыши”.
ЛЕЩИНА - 3
МАЛИНА - 2
СИРЕНЬ - 1
- Определите, какая существует связь между рисунком и числами? Как вы считаете, стрелки, направленные вниз, помогут нам увеличить или уменьшить число?
- Проверим своё предположение во второй строке.
- Принимая закономерность, назовите искомое число.
- Итак, числу 3 соответствует слово ЛЕЩИНА.
(На доске появляется рисунок лещины.)
- Как называется эта группа растений? (Кустарники.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев?
- Ребята, а теперь скажите, что общего у всех этих растений? (Ответы детей.)
III. Постановка учебной проблемы, активизация познавательной деятельности.
(Детям было дано домашнее задание – найти дополнительный материал о воде, солнце, воздухе.)
1. Игра “Вопрос - ответ”.
(Дети задают вопросы учителю, отгадывают слово “солнце”.)
Например:
- Это одушевлённый или неодушевлённый предмет?
- Какого он цвета?
- Какую пользу он приносит? И т.д.
- Ребята, какое значение имеет солнце для растений? (Ответы детей.)
- А кто может рассказать о солнце какие-либо дополнительные сведения?
(На доску прикрепляется рисунок солнышка.)
- Солнце даёт Земле свет и тепло.
2. Мини-дебаты.
- Ребята, солнце может принести не только пользу, но и вред. Давайте поспорим о пользе и вреде солнца.
(Дети делятся на две группы и высказывают своё мнение - за и против.)
3. Игра “Типография”.
- Зачеркните все заглавные буквы и прочитайте слово:
Щ О в У о Д Т з А Е д Б И у Г х Э (Воздух.)
- Ребята, как вы думаете, растениям нужен воздух?
- Кто может дополнить?
- Давайте проведём маленький эксперимент: задержим дыхание. Долго ли мы смогли продержаться?
- Листья растений поглощают углекислый газ, который мы с вами выдыхаем. Этот газ выбрасывают и заводы и фабрики. Когда его очень много - это вредно. Растения забирают этот газ и тем самым защищают нас с вами.
- Ребята, а в нашем посёлке есть предприятия, которые загрязняют воздух? (Ответы детей.)
- Ребята, а я могу поместить рисунок воздуха на доске? Почему?
4. Задание “Найди ошибки”.
“Прекрасно время года - лето! Печёт солнышко, земля покрыта пушистым белым покрывалом из снега”. (Ответы детей: летом не бывает снега, потому что тепло.)
“Рады зиме дети! Можно поплавать в море, покататься на лыжах с горки, побегать под тёплым грибным дождиком”. (Ответы детей.)
- Ребята, скажите, а что такое снег и откуда он берётся?
- Как вы думаете, снег нужен для растений?
- Много снега - много хлеба. Снег - это замёрзшая вода, которая также необходима растениям.
5. Мини-дебаты.
(Дети высказывают своё мнение о вреде и пользе воды.)
(На доске появляется рисунок озера)
- Что появилось у нас на доске? (Растения, солнышко и озерцо.)
- Какой вывод можно сделать: без чего не смогут существовать растения?
- Правильно, ребята. Для растений необходимы солнце, воздух и вода. А чтобы они хорошо росли, нужны “витамины”, т.е. минеральные вещества.
- А для человека и животных нужны растения?
- Правильно. Всё в природе взаимосвязано.
IV. Физ. минутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили назад.
V. Закрепление пройденного.
- Ребята, давайте составим “цепочку”, которая показывает, как связанны между собой растения, животные и человек.
(Дети составляют из картинок “цепочки”.)
- Растения, животные, насекомые, птицы – великий дар природы, и каждый человек должен помнить о бережном отношении к ним. Нельзя нарушать цепочку, которую мы сегодня составили.
VI. Итог урока.
- Что необходимо для роста растений?
- Солнце, воздух, вода.
- Посмотрите на доску. У нас получился красивый пейзаж: солнышко, растения, озеро. Природа очень хрупкая, и мы должны беречь её.
VII. Рефлексия.
- На ваших партах лежат листочки. Раскрасьте их, используя календарь настроения. Какое настроение у вас возникло в конце урока?
(Жёлтый – радость, красный – беспокойство, чёрный – грусть.)
- Спасибо за урок.