Введение
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Данный проект рассчитан на блок занятий, во время которых учащиеся под руководством учителя-предметника формулируют задание, обосновывают его место в научно-исследовательской работе в школе. Проводят обзор методов решения задачи и обоснование выбора метода решения. Затем учащиеся приступают к построению алгоритма решения задачи по выбранному методу, реализации его в среде программирования, написанию и отладки программы.
Тип блока занятий: создание проекта с элементами исследовательской, поисковой и творческой работы учащихся
Цели: систематизация знаний, умений и навыков учащихся
Задачи:
- Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по использованию языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft PowerPoint для создания интерактивной тестирующей программы;
- формирование у учащихся понимания значения использования VBA и презентаций при решении прикладных задач
- Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся;
- творческое применение своих знаний в области программирования и создания интерактивных презентаций
- Воспитательные:
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности
План работы над проектом
I. Проблемно-целевой этап
На этом этапе учащимся объясняются цели и задачи проектных работ, основной замысел, предлагается и обсуждается примерная тематика и жанры будущих проектов, как в дальнейшем будут использоваться данный проекты, каким должен быть проект для того, чтобы полностью отвечать поставленным целям и задачам, как лучше распределить обязанности в группе, если проект будет носить групповой характер.
II. Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлением технического задания.
Для создания проекта “Использование современных компьютерных технологий при создании универсальных тестирующих программ” учащимся необходимо решить следующие задачи:
- создать унифицированную структуру слайда с вопросами и вариантами ответов, разместить элементы управления;
- создать форму для регистрации и создания файла с фамилией тестируемого для записи результатов тестирования;
- разработать алгоритмы процедур, обеспечивающие функционирование элементов управления;
- реализовать блокирование перехода к следующему слайду до тех пор, пока ученик не ответит на вопрос;
- обеспечить подсчет числа правильных и ошибочных ответов и выставление отметки.
III. Этап практической работы:
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях.
Практическая работа над проектом начинается:
- с создания на диске C папки “Test”;
- настройки PowerPoint для работы с макросами (уровень безопасности устанавливается на средний, при сообщении о том, что макросы могут содержать вирусы, нажать на кнопку “не отключать макросы”);
- создания титульного слайда, где указываются тема тестирующей программы; реквизиты автора проекта и т.д. Переход на второй слайд осуществляется по гиперссылке.
Создание второго слайда. Здесь указывается инструкция к тесту. Размещена командная кнопка “Начать работу”, при нажатии на которую появляется форма для регистрации. Если при регистрации допускается ошибка, то выводится окно сообщения “Вы забыли зарегистрироваться!”. После регистрации создается файл с фамилией тестируемого, указывается время начала и окончания тестирования. Здесь же будут произведены записи результатов выполнения заданий. Переход на третий слайд осуществляется согласно процедурному коду.
Ввод кода процедур для слайда 2
Private Sub CommandButton1_Click()
FrmInteraction.Show
End Sub
Ввод кода процедур для формы регистрации
Private Sub txtPupel_Change() End Sub Private Sub UserForm_Initialize() 'Инициализация формы, установка курсора ввода в поле элемента Поле и его очистка FrmInteraction.TxtPupel.SetFocus 'Установка курсора ввода в поле элемента Поле и ввод имени файла FrmInteraction.TxtPupel.SetFocus 'Сообщение об ошибке. В случае ошибки в процедуре регистрации, она завершается и для повторения регистрации необходимо вновь щелкнуть на кнопке "Зарегистрироваться" If strName = "" Then |
Продолжение Exit Sub 'Удаление ранее созданного и создание файла для записи регистрационного имени StrFile = Dir("C:\Test\Фамилия") 'Создание файла для записи результатов выполнения заданий StrFile = Dir("C:\Test\" & strName & ".txt") |
В настоящее время широкое распространение получили тесты, содержащие вопросы и несколько вариантов ответов для каждого из них. Тесты данного типа чаще всего используются для проведения тестирования по определенной теме. В процессе тестирования учащимся предлагается выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Наряду с этим существуют тесты, когда тестируемому необходимо ввести ответ на вопрос с клавиатуры. Рассмотрим два варианта создания тестирующих программ.
Вариант А
Создание слайда 3. На этом слайде записывается вопрос и 4 варианта ответов. Напротив каждого варианта устанавливаются управляющие кнопки и командная кнопка для перехода на следующий слайд. Если тестируемый не выбрал ни одну из управляющих кнопок, то на экран выводится сообщение об ошибке “Вы не ответили на вопрос”. Переход на следующий слайд осуществляется после ответа на вопрос и при нажатии на кнопку “Далее”.
Ввод кода процедур для слайда 3
‘Активизация переключателей Private
Sub OptionButton1_Click() 'Обработка результатов ответов – кнопка "Далее" Dim Flag_1 As Boolean ‘Проверка активизации переключателя If (Not OptionButton1.Value) And (Not OptionButton2.Value) And (Not
OptionButton3.Value) And (Not OptionButton4.Value) Then 'Ошибка! Не выбран ответ на вопрос If Flag_1 = False Then |
Продолжение 'Открыть файл с фамилией тестируемого Open "C:\Test\" & "Фамилия" For Input As #1 'Результат тестирования Open "C:\Test\" & Name_Input & ".txt" For Append As #1 'Установка переключателей в неактивное состояние OptionButton1.Value = False 'Переход к слайду 4 With SlideShowWindows(1).View |
В зависимости от количества вопросов “Слайд 3” дублируется необходимое количество раз. Необходимо только вносить изменения в программный код для каждого слайда (указывается номер управляющей кнопки)
'Результат тестирования
Open "C:\Test\" & Name_Input & ".txt" For Append As #1
If OptionButton4.Value Then
Print #1, "1"
Else
Print #1, "0"
End If
Примечание: в программный код последнего слайда с вопросом необходимо вставить – Print #1, Now 'системная дата и время окончания тестирования.
Вариант Б
Создание слайда 4. В том случае, если тестируемому необходимо на вопрос ввести ответ с клавиатуры, то предлагается следующий вариант создания слайда. Рассмотрим пример для тестирования лексического материала по английскому языку. На слайде размещаются задание (сделайте перевод, употребляя артикль), слово, которое необходимо перевести, командная кнопка и текстовое поле, куда вводится ответ. Если тестируемый не ввел ответ, то на экран выводится сообщение об ошибке “Вы забыли перевести, пожалуйста, повторите”. Переход на следующий слайд осуществляется после ввода ответа и при нажатии на кнопку “Перевод”.
Ввод кода процедур для слайда 4
Private Sub Txtpupel1_Change() End Sub Private Sub CmdRegister1_Click() Dim StrFile As String strName = Txtpupel1.Text 'Сообщение об ошибке, в случае не введение ответа If strName = "" Then 'Открыть файл с фамилией тестируемого Open "C:\Test \" & "Фамилия" For Input As #1 |
Продолжение 'Результат тестирования Open "C:\Test \" & Name_Input & ".txt" For Append As #1 'Переход к слайду 5 With SlideShowWindows(1).View |
В зависимости от количества вопросов “Слайд 4” дублируется необходимое количество раз. Необходимо только вносить изменения в программный код для каждого слайда (прописывается правильный ответ на вопрос)
'Результат тестирования
Open "C:\Test \" & Name_Input & ".txt" For Append As #1
If strName = "a teacher" Or strName = "A teacher" Then
Print #1, "1"
Else
Print #1, "0"
End If
Заключительный слайд. Здесь выводятся результаты тестирования: количество правильных и ошибочных ответов, всего вопросов, оценка, вопросы, на которые выбраны ошибочные ответы. Размещены командные кнопки “Продолжить работу”, “Завершить работу”, “Показать результат”. Здесь также можно указать автора программы.
Ввод кода процедур для заключительного слайда
‘Показ результатов тестирования Private
Sub CommandButton1_Click() 'Итоги тестирования Count_1 = 0 'Открыть файл с фамилией тестируемого Open "C:\Test\" & "Фамилия" For Input As #1 “Открыть файл с результатами тестирования Open "C:\Test\" & Name_Input & ".txt" For Input As #1 |
Продолжение Sum = Count_1 + Count_0
'Число вопросов 'Выставление оценки If (Count_1 <= 2) Then Label4.Caption =
"Неудовлетворительно" ‘Завершение работы Private Sub CommandButton2_Click() ‘Продолжение работы Private Sub CommandButton3_Click() 'Переход к слайду 1 With Slideshow Windows(1).View |
Примечание: выставление оценки в процедурном коде осуществляется из расчета 5 вопросов. Если вопросов будет больше, то соответственно необходимо производить расчет из числа вопросов.
Для закрытия доступа к программному коду всех процедур необходимо установить защиту с помощью пароля доступа. Для запуска интерактивной тестирующей презентации в режиме демонстрации необходимо сохранить ее с расширением .pps, при этом программа PowerPoint не открывается и тестируемый не имеет возможности перейти в режим редактирования презентации.
IV. Этап предварительной защиты
На данном этапе осуществляется просмотр создаваемой программы, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится его документация. Здесь первая задача руководителя проекта – организовать процесс своеобразного тестирования программы, поиски ошибок с последующим их устранением. Для этого необходимо самому протестировать программный продукт вдоль и поперек. Учащимся потребуется помощь при написании пояснительной записки, при оформлении технической документации к проекту, поэтому необходимо заранее ознакомить их с предъявляемыми требованиями к данному виду работ, оценить содержание и внешний вид представляемого описания.
V. Этап презентации – публичной защиты проекта
На этом этапе производится защита проекта ее участниками, готовятся рецензии и отзывы на представляемую программу и ее описание, дается оценка проекту членами жюри.
Работа с Приложением
Прежде чем работать с тестирующей программой, необходимо скачать его на свой компьютер, затем на диске C создать папку “Test”, где создается файл для регистрации и файл с фамилией тестируемого, куда будут произведены записи результатов выполнения заданий.
Перед запуском приложения необходимо настроить уровень безопасности настройки PowerPoint для работы с макросами (уровень безопасности устанавливается на средний, при сообщении о том, что макросы могут содержать вирусы, нажать на кнопку “не отключать макросы”).
Тест является программой многоразового использования – заменяется только файл регистрации, а файлы с фамилиями и результатами тестирования остаются. Это удобно для проведения дистанционного тестирования, когда после завершения теста тестируемый может увидеть свои результаты, а в папке “Test” остаются файлы с записью результатов.