Задачи праздника:
- Показать результаты работы над правильностью произношения звуков, различением звуков речи на слух.
- Показать, что у детей сформированы грамматические системы, их словарный запас соответствует возрастным нормативам.
- Развивать логическое мышление, тактильные ощущения, положительные эмоции.
Оборудование:
- Иллюстрации к скороговоркам.
- Таблички со слогами.
- Резиновый мяч, деревянный куб, “волшебный мешочек”.
- Письмо от Незнайки.
- Ребусы.
- Фишки.
Гости праздника:
Петрушка, Почтальон.
В зал входит Петрушка:
Петрушка: - Здравствуйте ребята!
Узнаёте меня?
Я – весёлая игрушка,
А зовут меня - … (Петрушка)
Я самый весёлый на свете,
За это и нравлюсь я детям.
Очень мне хочется узнать, зачем мы здесь собрались.
Логопед: Мы с ребятами отправляемся на праздник в страну Правильной речи.
Петрушка: Можно и мне с вами в эту чудесную страну заглянуть? Тем более, вам без меня не обойтись. Чтобы попасть в эту волшебную страну, вы должны отгадать загадку.
Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает.
А в дом не пускает. (Замок)
Ой, как громко вы кричите! Сейчас сделаем вот что: каждый подойдёт ко мне, возьмёт из мешочка одну фишку. Фишки двух цветов: красные и жёлтые. Вот и у нас будет две команды: красные и жёлтые. Мы увидим, кто из вас красивее и правильнее разговаривает, кто знает больше стихов, скороговорок.
А оценить ваши знания мы попросим жюри.
Логопед: Первое задание для вас, дети. Придумайте, пожалуйста, слова, в которых первый звук: [р], [а], [ш], [с].
Петрушка: Очень люблю я стихи сочинять,
А дети будут мне помогать.
Жук упал, и встать не может,
Ждёт он кто ему … (поможет).
Подводной лодке не страшна
Океанская … (волна).
Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое … (варенье).
На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит … (глазки).
Закрывают дети глазки,
Детям сниться будут … (сказки).
Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз).
Логопед: Молодцы, ребята. Помогли Петрушке, а теперь помогите мне. Я вам сейчас покажу рисунки, а вы вспомните, к какой они скороговорке.
(Развитие логического мышления, автоматизация изученных звуков во фразовой речи.)
- Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили
чёрными чернилами чертёж. (Рисунок 1)
- Свинья тупорыла весь двор перерыла. (Рисунок 2)
- Белые бараны били в барабаны. (Рисунок 3)
- На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.
(Рисунок 4)
Петрушка:
У меня к вам есть вопросы.
Отвечайте без ошибок.
Отвечайте быстро, просто,
Обязательно – с улыбкой.
(Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.)
Чай | - холодный. |
Молоко | - холодное. |
Компот | - холодный. |
Вода | - холодная. |
Какао | - холодное. |
Лимонад | - холодный. |
Сливки | - холодные. |
Сок | - холодный. |
Логопед: А моя загадка для мудрёнышей:
Как зовут у свиньи детёнышей? – Поросята!
А у гуся? – Гусята!
У лошади? – Жеребята.
У овцы? – Ягнята.
У курицы? – Цыплята.
У медведя? – Медвежата.
У волка? – Волчата.
У стрекозы? - … Такого слова нет, но можно ласково сказать: “стрекозка”.
Петрушка:
Вот волшебный мой мешок,
Вы его берите в руки.
А кто скажет больше слов,
Тот и приз получит, будет не до скуки.
Сообщите как можно больше о свойствах предмета в мешке.
(Резиновый мяч, деревянный кубик.)
Логопед:
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв-сестёр родных?!
Тридцать три! А сколько люди
Могут слов сложить из них?!
Ребята, вы знаете, на что делятся слова?
Дети: Слова делятся на слоги
Логопед: Помогите вот этим слогам собраться в слова.
Зи ле кук миш ма то ла ка
(Зима, лето, кукла, мишка.)
Логопед: Мы умеем отдыхать, бегать, прыгать и играть. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Летает – не летает”. Я назову предмет, а вы покажете, летает он или нет.
Стрекоза, стол, дом, самолёт, книга, вертолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди.
Петрушка: Он, она или оно?
Угадайте-ка, окно – оно?
(Печенье, яблоко, колесо, небо, жираф, дом, мышь, овощ, помидор, туфля, зал, занавес, ночь, день, утро, вечер.)
Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон, приносит письмо от Незнайки.
Учитель читает детям письмо.
“Здравствуйте, ребята! Узнал я, что у вас праздник, что вы и буквы знаете, и читать умеете, и разговариваете красиво. Вот и я решил отправить вам свои задания. Желаю вам успешно их выполнить. До свидания. Незнайка”.
Логопед: Выполним, ребята, Незнайкины задания? Тогда слушайте.
Задание № 1. (Решение ребусов.)
Буква есть, картинка есть,
Но слово не могу прочесть.
Кто знает, что это за задание?
Дети: Это ребусы.
Логопед: Разгадайте слова, зашифрованные в ребусах.
(Незабудка, крот, бусы, бабочка.) (Рисунки 5-8)
Задание № 2. (Вставь пропущенную букву.)
Логопед: Незнайка написал слова, но, как всегда, допустил ошибки. На этот раз он потерял буквы, а без них слова очень трудно понять. Вставьте пропущенные буквы.
(. омашка, .рибы, к.ыша, .тол, .каф, .нига.)
(ромашка, грибы, крыша, стол, шкаф, книга.)
Задание № 3. Неправильные истории.
Логопед: Внимание! В этом стихотворении правильные истории перемешаны с неправильными. Отвечайте, правда ли?
(Развитие слухового внимания.)
В этот час, весёлый час,
Вам загадок я припас.
Вам загадок я припас,
Уж послушаю я вас!
Вьюга поле замела,
И берёза вся бела.
Отвечайте, правда ли?В марте стаял снег и лёд.
Это к нам зима идёт.
Отвечайте, правда ли?
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли?Шерсть скатали мы в моток,
Выйдет шёлковый платок.
Отвечайте, правда ли?Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?Закудахтал пёс Барбос
И в гнезде яичко снёс.
Отвечайте, правда ли?Лапой хвать, зубами щёлк!
Хищник – тигр и хищник – волк.
Отвечайте, правда ли?
Верно, дети! Молодцы!
Вам в награду – леденцы!
Логопед: Вот и закончилось наше удивительное путешествие. А пока жюри подводит итоги нашего праздника, дети прочитают интересные стихи, которые они выучили специально для этого дня.
Литература.
- Волина М.Н. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
- Ильина М.Н. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты для детей. – СПб.: Дельта, 1997.
- Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. – М.: Просвещение,1994.
- Журнал “Педсовет” №4, 1998.
- Сценарии, утренники, праздники. Февраль,1997. Декабрь,1996.