Цели:
- познакомить с образованием сложных слов без соединительных гласных;
- упражнять в написании сложных слов;
- продолжить работу по развитию интереса к предмету;
- развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память;
- работать над орфографической зоркостью.
ХОД УРОКА
1. Организационное начало.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Помогут настроиться на работу упражнения:
А) Упражнения на дыхание.
Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым ртом сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).
(Это упражнение улучшает осанку, стимулирует движение диафрагмы, улучшает кровообращение, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем).
Б) Упражнение для пальцев “Замок”
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Быстрое соединение пальцев в замок.
Потянули…
Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.
Покрутили…
Выполняются волнообразные движения кистями рук.
Постучали…
Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.
И открыли!
Пальцы расцепились.
“Лезгинка”.
Левую руку сложили в кулак, большой палец оставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.
2. Минутка чистописания.
Девизом нашего урока будут слова:
Хочешь альпинистом стать – иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.
(читаем про себя, вслух)
- Как понимаете эти слова?
- Из записанных на доске пословиц выбери ту, которая по смыслу похожа на наш девиз.
Без терпенья нет ученья.
Ученье многих трудов требует.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Почему?
- Запишите и подчеркните орфограммы.
- Сколько орфограмм? Какие?
- О каком слове из этой пословицы идёт речь: в этом слове все согласные мягкие. (Ученье)
- Подберите и запишите насколько однокоренных слов. Выделите корень. (Проверить у нескольких учеников).
- В этом слове есть особая буква русого алфавита, какая это буква? В чём её особенность?
В от эту букву мы и запишем.
ь! ь11 ь111
Догадались, какая закономерность? Продолжите самостоятельно.
3. Словарная работа.
- Следующее задание потребует от вас внимания и зоркости. Найдите словарные слова, в записи которых встречается Ь. (По классу развешены словарные слова ). Орфографическое чтение слов.
4. Повторение изученного.
Отгадайте загадки:
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас.( Фотоаппарат)
Что скажите об этих словах?. Докажите.
(вывешивается схема____е____)
- А что вы знаете о сложных словах? Приведите примеры сложных слов с соединительной гласной –о- (-е-).
Выполним упражнение 183 (самостоятельно) Проверить по цепочке.
Физминутка.
Если услышите сложное слово- присядь, нет – стоите.
Домохозяйка, хоккей, птицеферма, касса, кросс, теплопровод, кассета, огнетушитель, оттепель.
Сколько слов вы услышали?
Сколько сложных слов? На какую орфограмму другие слова?
5. Объяснение нового.
- Внимательно посмотрите на слова пылесос и фотоаппарат. Чем отличаются? Как образовано первое слово? Второе?
Как можно сделать вывод?
Упражнение 175.
6. Закрепление нового.
- А сейчас вы поработаете в группах. Вам надо вспомнить и записать как можно больше сложных слов на тему “ Техника”. Время работы 3 минуты.
(каждая группа читает , дети слушают и считают, сколько слов)
Упражнение 181 - устно.
Для названия какого животного употребляется сложное слово (носорог) . Составьте предложение с этим словом и подчеркните основу предложения.
- Кто желает прочитать?.
7. Обобщение.
- Вот подходит к концу наш урок. Как настроение?
Что нового узнали? Возвращаемся к нашему девизу. Какое задание заставило вас думать?
- Я благодарю вас за урок.