“Математический маятник”
В процессе работы над учебными элементами данного модуля вы должны
Знать: условия возникновения колебания; формулу зависимости периода колебаний от длины маятника; уравнение гармонического колебания и его характеристики.
Уметь: использовать компьютерную программу для моделирования колебаний тела на подвесе.
Видеть: перспективу использования компьютера в изучении физики.
УЭ-1 | ЦЕЛЬ: Повторить ранее
изученный материал. Выполнить тест.
А 1с В 1,5 с С 2 с 2 Амплитуда незатухающих колебаний точки струны 2 мм, частота колебаний 1 кГц. Какой путь пройдет точка струны за 0,4 с? Какое перемещение совершит эта точка за один период колебаний?
В каких точках 1, 2 или 3 потенциальная энергия максимальна? (см. рис. 1) А 1 и 3 В 1 и 2 С во всех точках одинакова. 4 Математический маятник длиной 2,45 м совершил 100 колебаний за 314 с. Определить ускорение свободного падения для данной местности. А 6 м/ с2 В 0,1 м/ с2 С 9,8 м/ с2 5 Координата колеблющегося тела изменяется по закону X = 5 cos ? t. Чему равны амплитуда, период и частота колебаний, если в формуле все величины выражены в единицах СИ? |
Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Ответы записываете в лист контроля. | ||||||||||||||||
|
Проверьте результат по листу самоконтроля. | |||||||||||||||||
УЭ-2 | ЦЕЛЬ: Исследовать зависимость
периода свободных колебаний нитяного маятника
от его длины в данной точке земли, а также
проверить справедливость закона сохранения
энергии при колебательном движении. Включите компьютер по алгоритму работы с компьютерной программой “Открытая физика”. Установите курсор на название темы “Механические колебания и волны” и щелкните левой клавишей мыши. Установите курсор на раздел “Свободные колебания (маятник)” и щелкните левой клавишей мыши. Изучите изображение на экране. Вы можете получить математический маятник с разными значениями угла отклонения (?о), длины подвеса (L). В среднем окне приводятся графики зависимости скорости от времени ? (t) и смещения от времени ? (t). В нижнем правом окне значение потенциальной и кинетической энергии. Установим зависимость периода колебаний от амплитуды для L=100 см. Заполните таблицу:
Сделайте вывод: Если увеличить амплитуду колебаний, то период…….. Установим зависимость периода от длины маятника для =20 0
Сделайте вывод: если увеличить длину маятника, то период……………, частота…….. Пронаблюдайте, в каких точках возвращающая сила, ускорение, скорость, потенциальная и кинетическая энергия максимальна. Сделайте вывод:
Проверьте выводы партнера, если ваши выводы отличаются, то обратитесь за помощью к учителю или к материалу учебника стр. 100 (А.В.Перышкин Е.М.Гутник Физика 9. М, Дрофа, 2003г) |
Зарисуйте таблицу в тетрадь Запишите вывод в тетрадь. Зарисуйте таблицу в тетрадь. Запишите вывод в тетрадь. Вывод запишите в тетрадь. Оценку за работу выставляет ваш партнер, проверяя ее по листу самоконтроля. За каждый правильный ответ ставит по 1 баллу. Запишите формулу периода колебаний математического маятника |
||||||||||||||||
УЭ-3 | ЦЕЛЬ: Проверить на практике
зависимость периода колебаний от длины маятника
в данной точке земли. Решите задачу: Определите период колебания нитяного маятника, если длина нити равна 98 см, а ускорение свободного падения 9,8 м/ с2 . Установи левой кнопкой мыши значение длины нити на экране компьютера и сравни ответы. |
Запиши решение в тетради. Если результат получился, то поставь себе 1 балл. |
||||||||||||||||
УЭ-4 | Выходной контроль. Если встретили затруднения во время работы над модулем, то решите задачу, заложенную в программу. Для этого нажмите левой кнопкой мыши на знак вопроса в верхней части монитора Задача 2 уровня сложности: а) Напишите уравнение зависимости ? (t) математического маятника, если g = 9,8 м / с 2 , L= 99 см, ?0 = 15 0. в ) Определите ? в момент времени t = 4 с. Проверьте ответ по графику ?(t) Для этого левой кнопкой мыши выбери нужные параметры и нажми “старт”. Следи за показаниями t. |
Решение записываете в тетрадь (ответ
округлите до сотых). За правильное решение 1 балл. Записи делайте в тетради. Решение задачи проверяет учитель. Максимальное количество баллов за задачу 3. |
||||||||||||||||
УЭ-5 | Подведите итог. Подсчитайте результаты в листе контроля и поставьте оценку за урок. 13-15 баллов оценка “5 ” 10-12 баллов оценка “4 ” 8-10 баллов оценка “3 ” |
Оценку поставьте в дневник. Запишите дом. задание: § 27, 28 упр. 25 (1 ) |