Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения и другие негативные последствия.
Совершенно очевидна связь между социально-экономическими проблемами в обществе, злоупотреблением психоактивными веществами и ростом преступности среди несовершеннолетних. В России, по разным оценкам, от 3 до 8 миллионов людей принимают наркотики. Если учесть, что в эту проблему вовлечены еще и члены семей наркоманов, то число людей, непосредственно страдающих от наркотиков, увеличивается еще как минимум втрое.
Постоянно растет число молодых наркоманов, а их средний возраст (15–17 лет) все время снижается. Уже не редкость встретить наркомана 9–11 лет.
Белгородчина всегда являлась форпостом Российского государства, защищала его от набегов иноземцев. И в войне с наркоманией и наркоторговлей наша область также защищает рубежи России. Однако ситуация в области выглядит не лучшим образом. За последние 5 лет число больных наркоманией и потребляющих наркотики увеличилось более, чем вдвое. Причем, из зарегистрированных на 1 октября 2003 года 1546 наркоманов, 205 человек – несовершеннолетние. Особенно тревожный факт: за 2 последних года число употребляющих наркотики среди учащихся школ и колледжей области выросло в 5 раз, а среди студентов – втрое.
С 1996 года количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков увеличилось в 2,5 раза, а тех, что связаны со сбытом наркотиков – в 8 раз. В 2003 году зарегистрировано 1026 преступлений этой категории – на 16,3 % больше, чем в 2002 году. В общей массе преступлений на наркокриминал пришлось 5 %. По этому показателю область заняла 4 место в ЦФО (после Москвы, Тамбовской и Рязанской областей), наряду с Воронежской и Московской.
Поведение риска, или отклоняющееся поведение, является результатом неадекватных дезадаптивных форм поведения. Дети и подростки не имеют определенных жизненных навыков, которые позволяли бы им самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый эффективный стиль без употребления наркотиков и других дезадаптивных форм поведения. Они не готовы противостоять постоянно усиливающемуся социальному давлению. Им проще включиться в общий человеческий поток и делать так, как другие, как модно и принято, вместо того, чтобы решать самому, как поступать в каждом конкретном случае.
Общество должно помочь каждому своему члену, особенно молодому, утвердиться духовно в этом мире, выбрать верные нравственные ориентиры. Молодые люди нуждаются в постоянном внимании, социальной поддержке, в сочувствии и понимании, в создании необходимых условий для самоопределения и самоутверждения. Из социально активных, востребованных обществом людей не получаются наркоманы. Справиться с проблемой наркомании усилиями одного ведомства невозможно, здесь нет какого-то простого решения. Ее надо решать комплексно, сочетая силовые методы, усилия государственных организаций, эффективную государственную молодежную политику, различные общественные организации и духовенство.
В нашей области разработаны нормативно-правовые акты и областная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2005 годы”. В рамках реализации данной программы Управлением по делам молодежи администрации Белгородской области, Белгородско-Старооскольской епархией, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Старый Оскол и Старооскольского района создается профилактический военно-спортивный лагерь для детей и подростков с делинквентным поведением Основной целью организации лагеря является создание необходимых условий для проведения полноценного отдыха подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели создана комплексная программа психоло-медико-педагогического сопровождения воспитанников лагеря “Феникс”. Она ориентированна на систему развития здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению возрастных и психологических задач у подростков из групп социального риска. Программа направлена на помощь подростку в осознании, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет. Каждый человек может развить в себе возможности и обучиться навыкам, способствующим достижению здоровья (уверенного поведения, эффективного снятия напряжения, преодоления проблем, бесконфликтного общения и т.д.), справляться с собственными проблемами.
В зависимости от тактики профилактической работы в программе использованы следующие подходы:
- информационный;
- подход, основанный на аффективном обучении;
- подход, основанный на формирование жизненных навыков;
- подход, основанный на учете роли социальных факторов;
- подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности;
- подход, основанный на укреплении здоровья.
В процессе реализации программы проводится работа как с подростками, так и с воспитательским составом лагеря.
Реализация программы строится на конструктивно-позитивном принципе профилактики.
Цель: обеспечение комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей развитие социальной и психологической компетентности личности подростка, его самоопределению в социуме.
Задачи:
- Изучение причин девиантного поведения подростков.
- Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам из групп социального риска.
- Формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами.
- Направленное осознание личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля.
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и поведения.
- Развитие стратегий и навыков поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.
Поставленные задачи реализуются посредством:
- Диагностики психологической, медицинской и социальной.
- Просвещения.
- Психологического консультирования.
- Психокоррекционной, медико-реабилитационной и развивающей работы.
Методы и формы психологического сопровождения:
- Психодиагностика (личностные и проективные методики).
- Индивидуальная работа.
- Групповая работа.
- Тренинговые упражнения.
- Психогимнастика.
- Дискуссии.
- Мозговой штурм.
- Беседы.
- Методы саморегуляции.
- Медитации, работа с воображением.
- Ролевые игры.
- Организация и использование массовых мероприятий.
Предполагаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
- Формирование установок на здоровый образ жизни, высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов подростков.
Критерии эффективности:
- Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами.
- Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
- сформированность навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное поведение, эффективное общение.
Программа состоит из трех тематических модулей и предполагает работу в двух уровнях (с подростками и сержантами-воспитателями):
- диагностический;
- информационно-просветительский;
- коррекционно-реабилитационный.
Диагностический модуль
Цель: изучение личностных особенностей.
Задачи:
- Изучение личностных особенностей подростков.
- Изучение причин девиантного поведения подростков.
- Анализ социальных факторов.
- Составление социо-медикопедагогического банка данных.
- Отслеживание динамики работы с подростками.
Главная особенность психо-медико-диагностической деятельности заключается в том, что конечным результатом ее будет характеристика, отражающая целостную картину психологического развития личности курсанта на конкретном этапе его жизненного пути.
Диагностический модуль включает следующие направления:
- Составление психологического портрета подростка;
- Медицинское освидетельствование;
- Отслеживание эффективности работы в динамике
- Составление социального паспорта лагеря.
Решение данных задач осуществляется через:
- составление психологического портрета подростка;
- составление социального паспорта лагеря;
- медицинское освидетельствование;
- отслеживание эффективности работы в динамике (см Приложение).
Информационно-просветительский модуль
Цели:
- Организация и проведение санитарного просвещения.
- Создание условий для эффективного взаимодействия специалистов с подростками.
Работа ведется в двух уровнях с подростками и сержантами-воспитателями посредством реализации двух блоков:
Блок 1. “Поговорим о…”
Работа с подростками по санитарному просвещению.
Задачи:
- Предоставление достоверной, разноплановой и объективной информации о психоактивных веществах и последствиях употребления.
- Профилактика вредных привычек.
- Профилактика развития заболеваний наркологического профиля.
- Способствование росту уровня знаний о психоактивных веществах у личного состава лагеря.
Тематическое планирование
Лекции: “Поговорим о курении” (1,5 часа).
“Поговорим об алкоголе” (1,5 часа).
“Пиво… так ли оно безвредно” (1,5 часа)
“Наркомания” (3 часа).
“Токсикомания” (1,5 часа).
Руководитель – врач нарколог.
Блок 2. “Психологическая мастерская”
Работу со специалистами лагеря проводит педагог-психолог и врач-нарколог.
Задачи:
- формирование у специалистов мотивации на работу по профилактике приобщения подростков к ПАВ;
- обучение активным формам и технологиям профилактической работы;
- изучение возрастных особенностей подростков;
- предоставление объективной информации о ПАВ, их воздействии человека и последствиях их применения.
Тематическое планирование
Психологические особенности подростков (1 час)
Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. (2 часа)
(Семинар)
Психолого-педагогический практикум “Использование активных форм обучения в профилактической работе с детьми” (2 часа)
Тренинг “Формирование отношения к проблеме потребления ПАВ” (6 часов)
Коррекционно-реабилитационный модуль
Цели: Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни и высокоэффективных стратегий поведения.
Реализация данной цели осуществляется через выработку у подростков эффективных способов доступа к внутренним ресурсам; обучения их навыкам ответственного принятия решений и навыков конструктивного общения.
Коррекционно-реабилитационный модуль включает в себя:
- Программу “Познай себя”.
- Программу “Взгляд в будущее”.
- Профилактические дни.
Программа “Познай себя”
Цель: изменение дезадаптивных форм поведения, осознание форм собственного поведения, позитивное развитие личностных ресурсов и стратегий
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами.
- Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
- Направленное осознание личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля:
- самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам;
- собственной системы ценностей и установок, способности делать самостоятельный выбор, решать жизненные проблемы;
- умения общаться с окружающими, понимать их поведение
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и поведения
- Развитие стратегий и навыков поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.
Тематическое планирование
I. Осознание личностных особенностей (9 часов)
Знакомство с личностными особенностями (1,5 ч).
Личность и характер (1,5 ч).
Эмоции и чувства, способы выражения эмоций (1,5 ч).
Самооценка, отношение к себе (1,5 ч).
Понятие зависимости (1,5 ч).
Причины возникновения зависимости (1,5 ч).
II. Стресс-преодолевающий
Обучение навыкам преодоления стресса и разрешения проблем
Развитие навыков общения (6 часов)
Стресс и жизненные трудности (1,5 ч)
Разрешение проблем (1,5 ч)
Способы преодоления стрессов и решения проблем (1,5 ч)
Обучение методам саморегуляции (1,5 ч)
III. Развития личностных ресурсов и навыков здорового жизненного стиля (3 часа)
Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию (1,5 ч).
Личностные ценности, смысл жизни. Работа с чувством юмора (1,5 ч).
Примерная структура занятия
Этапы |
Время |
Задачи |
Средства |
Примечание |
Приветствие | Обозначение начала занятия | Определенные ритуалы | ||
Разминка | 10 мин. | Включение в совместную деятельность. Сплочение группы Создание доброжелательной атмосферы |
Психогимнастические упражнения, подвижные игры | |
Работа по теме | 50 мин. | В соответствии с темой | Активные формы социально-психологического научения | |
Разминка | 10 мин. | Снятие усталости, напряжения |
Психогимнастические упражнения | |
Завершение занятия | 20 мин. | Выработка и закрепление навыков саморегуляции | Релаксационные, медитативные технологии, упражнения на воображение | С использованием музыкального фона |
Прощание | Обозначение конца занятия | Определенные ритуалы, обмен мнением |
Программа “Взгляд в будущее”
Цель: создание условий для жизненного самоопределения подростков, формирование социально-личностной рефлексии, объединяющий отдельные рефлексивные навыки и сферы решения задач осмысленного выбора, сферы самопознания, сферы взаимодействия.
Задачи:
- создание условий для расширения границ самовоспитания и самопознания.
- формирование адекватной самооценки.
- формирование навыков социального взаимодействия.
- актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения подростков.
- формирование у подростков образа желаемого будущего, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.
- оказание помощи несовершеннолетним в ситуации выбора освобождения от внутреннего комплекса нездоровых интересов, представлений и стереотипов.
Наполнение этого мира многообразием профессиональных деятельностей и “разрешения” себя в этом профессиональном мире.
Тематический план занятий
Раздел “Я и другие” (6 часов)
Вводное занятие (1 час)
Личность. Темперамент, характер. (1 час)
Общение. Средства и стили общения. (1 час)
Тренинг коммуникативных навыков “Учись общаться” (3 часа)
Раздел “Я и мое будущее” (7 часов)
Вводное занятие (1 час)
Путешествие в будущее “Мне – 30 лет” (1 час)
Часы жизни: прошлое, настоящее и будущее (1 час)
Ролевая игра “Мир без наркотиков” (3 часа)
Заключительное занятие (1 час)
Примерная структура каждого занятия
Каждое занятие имеет определенную структуру:
- Начало работы в группе (проговаривание состояния каждого участника на момент прихода в группу, обмен впечатлениями о событиях прошедшей недели).
- Разминка (психологические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, снятие напряжения, улучшения настроения).
- Работа по теме (усвоение теоретических блоков, психодиагностика, упражнение содержательного плана).
- Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе и получение обратной связи).
Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения. Включение блока “начало работы в группе” необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления обратной связи ведущим группы об эффективности работы.