Анализ результатов работы приемной комиссии Димитровградского технического колледжа за последние 3 года показал, что за этот период произошло снижение конкурса при поступлении на все специальности почти в 2 раза. Но, несмотря на это, конкурс при поступлении в колледж на большинство специальностей составил в 2006 году от 1,1 до 1,7 человека на место.
Тенденция снижения конкурса при поступлении в учреждения среднего профессионального образования не связана с падением спроса на такое образование, наоборот – спрос на него растет. Так, например, по данным социологического центра “Диалог” управления образования администрации г. Димитровграда количество учащихся 9-х классов, поступивших в ссузы, увеличилось с 19% в 2003 году до 21% в 2006 году.
Объективными причинами уменьшения количества поступающих в колледж являются:
- демографический спад (за последние 5 лет количество учащихся в школах города сократилось почти на 4 тысячи);
- введение с 2005 года подушевого финансирования общеобразовательных школ;
- высокая конкуренция между городскими ссузам (их у нас 3) и профессиональными училищами (2 училища).
Что позволяет нам сохранять высокий рейтинг среди ссузов города?
В таких условиях, когда идет острая “борьба” за ученика, важным направлением деятельности колледжа является повышение привлекательности учебного заведения через организацию различных форм работы с потенциальными абитуриентами.
Одним из направлений работы с учащимися школ является профориентационная работа, т.е. работа по подготовке школьников к профессиональному самоопределению и выбору профессии.
Проведение профориентационной работы среди школьников детерминируется также возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной готовности кадров, т.к. профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям экономики.
Целями профессиональной ориентации:
- оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
- организация первоначального этапа социально-профессиональной адаптации личности взрослеющего человека;
- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, культурному и профессиональному самоопределению.
Полная реализация вышеперечисленного требует полноценного психолого-педагогического обеспечения. В нашем колледже создана психологическая служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение не только участников образовательного процесса комплекса “школа – колледж – вуз”, но и будущих студентов.
Формами профориентационной работы, которые использует колледж, являются – профориентационное компьютерное тестирование, профессиональные консультации учащихся и их родителей по итогам тестирования, проведение презентаций учебного заведения и учебных программ, работа со средствами массовой информации, размещении информации в глобальной сети Интернет.
В 2006 году колледж заключил договор с Центром тестирования и развития в МГУ “Гуманитарные технологии”. В рамках этого договора на базе колледжа открыто представительство Центра, которое проводит компьютерное профориентационное тестирование и консультацию педагогом-психологом учащихся школ города и их родителей. Тестирование помогает учащимся определить профессиональные склонности, исходя из их интересов и способностей; выявить потенциал обучаемости и определить пути развития; выбрать школу, лицей, ССУЗ, ВУЗ, специальность, факультет. Кроме того, результаты тестирования учитываются при поступлении в колледж при прочих равных результатах вступительных испытаний.
По данным исследования, проведенного по заказу Тольяттинского государственного университета – социального партнера колледжа, Дни открытых дверей в учебных заведениях города посещает один из пяти опрошенных. Примерно столько же ответов приходится на поиск информации в сети Интернет. 17% абитуриентов следят за информацией на эту тему, которая появляется в местной прессе.
Поэтому большое место в работе колледжа занимает работа по презентации колледжа и его образовательных программ. Она ведется в нескольких направлениях – работа с родительской общественностью и непосредственно с учениками школ. Традиционно представители колледжа в рамках месячника профориентационной работы, проводимого в общеобразовательных школах, встречаются со школьниками. Несколько лет подряд колледж практикует проведение Дней открытых дверей. В 2006 году мы впервые провели специальные Дни открытых дверей для тех школ, из которых к нам поступает больше всего учащихся. Анализ зачисленных студентов в колледж в этом году показал, что доля выпускников из этих школ увеличилась с 16,7 до 40%.
Профориентационная работа, проводимая колледжем, не ограничивается работой только с городскими школами. В этом году колледж тесно сотрудничает с городским краеведческим музеем, где развернута большая экспозиция, посвященная машиностроению. Частыми посетителями этой выставки являются ребята из близлежащих сельских школ. Осмотр экспозиции заканчивается посещением колледжа, где их знакомят с колледжем, образовательными программами, условиями приема и обучения. Следует отметить, что доля учащихся из сельских школ, поступающих в колледж, составляет ежегодно до четверти и более от всех поступающих. В 2005 году доля абитуриентов из сельских школ составляла 25,6%, а в 2006 году – 29,7%.
Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. В апреле 2005 года в сети Интернет начал работу сайт колледжа, где есть специальная страничка для абитуриентов. За это время сайт колледжа посетило более 5 тысяч человек.
Жизнь колледжа постоянно освещается в печатных средствах массовой информации. За последний год во всех СМИ о колледже вышло более 15 статей и информаций.
Важным направлением в повышении привлекательности имиджа колледжа мы считаем участие в спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, организация совместных дел со школами района. В октябре 2006 года колледж совместно с профессиональным училищем № 11, школами № 19, 26 и детскими садами организовали впервые военно-спортивный праздник “Микрорайон XXI-го века”. Праздник имел широкий общественный резонанс.
Привлекательность учреждения среднего профессионального образования определяется также наличием у него профильных классов и связей с высшей школой. В течение 14 лет технический колледж работает в системе непрерывного образования “школа – колледж – ВУЗ”. На базе колледжа функционируют профильные классы средней общеобразовательной школы № 2, выпускники которых составляют большую часть наших абитуриентов. Образовательный комплекс “Школа – колледж – ВУЗ” обеспечивает углубленное изучение отдельных дисциплин, дифференциацию содержания обучения и обеспечение гибких возможностей для построения индивидуальных образовательных программ с учетом склонностей и потребностей учащихся, а также адаптацию к учебе в профессиональном учебном заведении и будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, у колледжа сложились тесные партнерские отношения с Тольяттинским государственным университетом, Димитровградским институтом технологии, управления и дизайна и др.
Колледж планирует в новом учебном году предложить школам города элективные курсы.
Таким образом, профориентационная работа со школьниками с одной стороны готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, и с другой стороны повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.
По данным социологического исследования, о котором упоминалось выше, в группе учебных заведений НПО и СПО безусловным лидером как у абитуриентов и их родителей, так и у предприятий (потенциальных работодателей) является Димитровградский технический колледж, который привлекает 42% абитуриентов и 40% родителей, ориентированных на получение среднеспециального образования.