Работа над словом как лексической, фонетической и грамматической единицей речи на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. С гордостью могу сказать, что мои ученики любят родной язык! Им нравится разгадывать загадки слов, они с удовольствием решают лингвистические задачи, наблюдают за звуковым и грамматическим строем языка, экспериментируют с лексическим значением слов в разных контекстах. Они учатся исследовать слово, привлекая к этому словари, другие книги, прислушиваясь к речи окружающих и мнению специалистов.
Я стараюсь “подогревать” их азарт, прибегая к коллизиям на уроках.
Так в 4-м классе при изучении глаголов с возвратным значением детям была предложена фонетическая задача: выполнить буквенную запись слова по его звуковому образу (транскрипции). На доске запись: [сп’иа]. У кого-то в тетради появилось существительное “спица”, у других – глагол в настоящем времени “спится”, у третьих – глагол в неопределённой форме “спиться”, а у нескольких ребят – сразу три варианта.
Записи разные, а вывод один и важный: суффикс -ся в глаголах не звучит, поэтому необходимо быть внимательными при написании подобных глаголов.
На том же уроке предлагаю классу убрать суффикс -ся (-сь) в глаголах стихотворного текста: просыпаюсь, лежится, умываюсь, занимаюсь, улыбаюсь.
С одной стороны – задание учителя, с другой – невозможность выполнить его до конца. Рождается вывод: не все глаголы употребляются без -ся(сь).
К данным в тексте глаголам “улыбаюсь”, “стараюсь” найдены на уроке новые примеры: “бояться”, “надеяться”, “гордиться”.
Посовещавшись в парах, мои исследователи делают и другое важное открытие: суффикс -ся(сь) может менять значение глагола на противоположное (просыпаю – просыпаюсь).
Таких примеров очень много.
Далее я хочу представить подобную работу над словом на примере урока во 2 классе по теме “Изменение имён прилагательных по родам”.

Тема: Изменение имен прилагательных по родам.

Цели:

  • Познакомить детей с изменением прилагательных по родам, с родовыми окончаниями прилагательных; учить правильно писать родовые окончания.
  • Развивать речь учащихся, обогащать словарь, развивая коммуникативные способности. Развивать умение глубоко анализировать любую поставленную задачу, в том числе и языковую.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.

Оборудование:

  • Карточки-вопросы прилагательных.
  • Таблица-опора “Окончания имен прилагательных”.
  • Фонограммы: “Туш”, “Прекрасное далеко”.
  • Предметы: помидор, тушь.
  • “Поисковые таблицы” – № 1 (инд.)
  • Памятка “Фонетический анализ”
  • Листочки с цветовыми символами (инд.)
  • Учебник: Полякова А.В. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. М., 2003 г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Организация внимания детей, включение их мыслительной деятельности.

Симультанное чтение: какой? какая? какое? чей? какие? каков?

– Что заметили? (или: – Какое слово “лишнее”?)

Дети должны заметить новый для них вопрос “каков?”. Оставляю эту карточку на доске.

II. Проверка домашней работы

Этот этап можно не приводить, на него будем ссылаться в следующем этапе.

III. Сообщение цели урока

Звучит “Туш”. (Дети знакомы с этой мелодией). Подвожу к коллизии, помогающей найти ответ на вопрос: “От чего зависит окончание имен прилагательных?”.

– Я поздравляю вас с успешным выполнением домашнего задания.

На доске – (знак окончания)

– Нам с вами необходимо особое внимание обратить на [рот]! Запишите это важное слово в тетрадях. (Один ученик записывает на доске его транскрипцию).

Коллизия. Выясняется, что дети записали в тетрадях два варианта: 1) рот, 2) род. (Омонимы, омофоны). Объясняют свой выбор. Первое: необходимо работать губами, хорошо открывать рот, чтобы правильно говорить и писать. Второе: будем говорить о женском, мужском и среднем роде.

– Сегодня будем изменять по родам имена прилагательные.

IV. Работа по теме урока

1. Составление словосочетаний прилагательных с существительными: со словом [туш].

Коллизия. Необходимо сделать акцент на окончаниях прилагательных. Дети могут не увидеть подвоха, поэтому в руках держу флакон с плакатной тушью и пенал с тушью для ресниц. Но они молодцы! Они увидели омонимы. После лексической работы открываю на доске слова: тушь, туш. Проводим орфографическую работу. Записываем в тетрадь словосочетания. В таблице появляются окончания прилагательных ж. р., м. р.

– От чего же зависит окончание имен прилагательных?

Делаем вывод: от рода имени существительного, с которым оно связано.

V. Физкультминутка 1

Дети выполняют движения: сгибание рук в локтях, вращение туловища и др. Начинают девочки, им вторят мальчики. Находят прилагательные.

Девочки:

– Я красивая!
– Я очень сильная!
– Как ива гибкая!
– Такая ловкая!
– Еще я скромная!

Мальчики:

– Красивый я!
– И сильный я!
– Гибкий и я!
– Ловкий и я!
– Значит, и я!

Вместе:

– Мы красивые, обаятельные,
Очень умные и старательные!
Любим “добрые” прилагательные.
А уроки у нас увлекательные!

– Какие же “добрые” прилагательные вы любите?

Дети называют: вежливый, щедрый, доброжелательный…

2. Изменение родовых окончаний имен прилагательных при изменении имен существительных.

– Составьте словосочетания существительных с прилагательными; используя название этого предмета. (Показываю муляж помидора).

Дети составили:

  • красный помидор; крупный помидор, большой помидор;
  • разговорное: красная помидорина, красная помидоринка.

И здесь основное внимание окончаниям прилагательных.

3. Окончания прилагательных среднего рода.

VI. Работа в группах. Игра

– Придумайте словосочетания с одним из существительных среднего рода, но не называйте это существительное! Мы будем его угадывать! (И мой вариант тоже звучит.)

По окончании этой работы в кармашках таблицы появляются окончания: -ее; -ое.

4. Начальная форма имени прилагательного.

– Вот теперь наша таблица заполнена, но почему же в таблице два цвета?  Мы знаем начальную форму глаголов! (Дети называют: неопределенная форма) Существительных! (Cлушаем ответ.) А теперь запомним начальную форму имени прилагательного. Она отвечает на вопрос “какой?”. (Смотрят на доску).

VII. Физкультминутка 2

Помогает писать, независимо от стрессов; устраняет путание букв при чтении и письме. Под мелодию песни “Прекрасное далеко” дети в воздухе рисуют “лежащие восьмерки”.

VIII. Закрепление полученных знаний

– Посмотрим, как вы запомнили родовые окончания прилагательных.

Убираю окончания из динамической таблицы. К доске вызываю двух учеников. Они должны восстановить таблицу. Но обнаруживается “лишнее” окончание -ие.

– А это и есть наше “близкое далеко”: изменение прилагательных по числам. Это ближайшая перспектива.

IX. Работа по рядам

5. Фонетический анализ прилагательных.

Используются “Памятки” и индивидуальная помощь.

  • I ряд – умный
  • II ряд – умная
  • III ряд – умное

Выясняется, что в прилагательных женского и среднего рода букв больше, чем звуков, и это зависит от окончаний.

– Это еще одна загадка русского языка!

Задание соединяет в себе лексическую и грамматическую работы.

– А эту загадку вы без труда разгадаете:

часовой
столовая
мороженое.

Дети должны “увидеть” разные части речи (омонимы), привести примеры употребления. Предлагаю детям свои примеры (открываю доску).

  • Часовой механизм очень сложный.
  • Для супа нужна столовая ложка.
  • Мороженое мясо нужно разморозить.

– Можно ли изменить род имен прилагательных? А существительных?

6. Фразеологизмы.

Задание для обогащения активного словаря ребят.

– Замените каждую фразу одним прилагательным:

  1. Голова варит (умный)
  2. Высунув язык (усталый)
  3. Язык без костей (болтливый)
  4. Мастер на все руки (умелый).

X. Диагностика усвоения нового материала

Работа с “поисковыми таблицами” №1 (Приложение 1)

– Составьте словосочетания прилагательных с любыми, подходящими по смыслу, существительными. Запишите их.

Осуществляется дифференцированный подход. Дети получают карточки с цветовыми символами.

  • красный – в среднем роде
  • зеленый – в женском роде
  • синий – в мужском роде

На карточках рождаются словосочетания: 1) прекрасное настроение; 2) добрая улыбка; 3) золотой человек, быстрый ответ, умный урок. Дети использовали только позитивные прилагательные.

XI. Самоконтроль: проверяют окончания по таблице.

XII. Домашнее задание: упр. 331. – антонимы.

XIII. Итог урока

Вернуться к началу урока, к вопросу “каков?”.

– Каков был ты? (Сообразителен, умен, дисциплинирован, прилежен)

– Какова ты? (То же, но в женском роде)

– Вы назвали краткие формы прилагательных!

– А каков был наш урок? (Интересен, увлекателен, полезен)

– Какая часть речи была главной на уроке? (Прилагательное).

– А какая часть слова? (Окончание).

Приложение 1.

I

II

III

IV

V

дом
двор
паровоз
вездеход
насос
программа
радио
трусость
смелость
доброта
вежливость
зло
добро
честность
умный
глупый
добрый
злой
прекрасный
несчастный
ленивый
бежит
кричит
сидит
лежит
лижет
несет
висит
хорошо
плохо
правильно
замечательно
интересно
скучно
легко
трус
герой
храбрец
лентяй
лодырь
умница
глупец
земля
вода
воздух
солнце
планеты
звезды
дождь
золотой
алый
мягкий
жесткий
твердый
белоснежный
пестрый
летит
едет
ездит
мчится
несется
падает
кружится
низко
высоко
дорого
дешево
сильно
тихо
больно
листопад
снегопад
звездопад
ливень
буран
ураган
вихрь
школа
завод
институт
училище
ясли
фабрика
детсад
быстрый
медленный
медлительный
скорый
молодой
старый
юный
думает
пишешь
слышать
мечтает
печь
беречь
разговаривать
глупо
честно
прекрасно
удивительно
грязно
поздно
рано