Я работаю по системе развивающего обучения Л.В.
Занкова. С гордостью могу сказать, что мои
ученики любят родной язык! Им нравится
разгадывать загадки слов, они с удовольствием
решают лингвистические задачи, наблюдают за
звуковым и грамматическим строем языка,
экспериментируют с лексическим значением слов в
разных контекстах. Они учатся исследовать слово,
привлекая к этому словари, другие книги,
прислушиваясь к речи окружающих и мнению
специалистов.
Я стараюсь “подогревать” их азарт, прибегая к
коллизиям на уроках.
Так в 4-м классе при изучении глаголов с
возвратным значением детям была предложена
фонетическая задача: выполнить буквенную запись
слова по его звуковому образу (транскрипции). На
доске запись: [сп’иа]. У кого-то в тетради появилось
существительное “спица”, у других – глагол в
настоящем времени “спится”, у третьих – глагол
в неопределённой форме “спиться”, а у
нескольких ребят – сразу три варианта.
Записи разные, а вывод один и важный: суффикс -ся
в глаголах не звучит, поэтому необходимо быть
внимательными при написании подобных глаголов.
На том же уроке предлагаю классу убрать суффикс
-ся (-сь) в глаголах стихотворного текста:
просыпаюсь, лежится, умываюсь, занимаюсь,
улыбаюсь.
С одной стороны – задание учителя, с другой –
невозможность выполнить его до конца. Рождается
вывод: не все глаголы употребляются без -ся(сь).
К данным в тексте глаголам “улыбаюсь”,
“стараюсь” найдены на уроке новые примеры:
“бояться”, “надеяться”, “гордиться”.
Посовещавшись в парах, мои исследователи делают
и другое важное открытие: суффикс -ся(сь)
может менять значение глагола на
противоположное (просыпаю – просыпаюсь).
Таких примеров очень много.
Далее я хочу представить подобную работу над
словом на примере урока во 2 классе по теме
“Изменение имён прилагательных по родам”.
Тема: Изменение имен прилагательных по родам.
Цели:
- Познакомить детей с изменением прилагательных по родам, с родовыми окончаниями прилагательных; учить правильно писать родовые окончания.
- Развивать речь учащихся, обогащать словарь, развивая коммуникативные способности. Развивать умение глубоко анализировать любую поставленную задачу, в том числе и языковую.
- Воспитывать умение работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.
Оборудование:
- Карточки-вопросы прилагательных.
- Таблица-опора “Окончания имен прилагательных”.
- Фонограммы: “Туш”, “Прекрасное далеко”.
- Предметы: помидор, тушь.
- “Поисковые таблицы” – № 1 (инд.)
- Памятка “Фонетический анализ”
- Листочки с цветовыми символами (инд.)
- Учебник: Полякова А.В. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. М., 2003 г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Организация внимания детей, включение их мыслительной деятельности.
Симультанное чтение: какой? какая? какое? чей? какие? каков?
– Что заметили? (или: – Какое слово “лишнее”?)
Дети должны заметить новый для них вопрос “каков?”. Оставляю эту карточку на доске.
II. Проверка домашней работы
Этот этап можно не приводить, на него будем ссылаться в следующем этапе.
III. Сообщение цели урока
Звучит “Туш”. (Дети знакомы с этой мелодией). Подвожу к коллизии, помогающей найти ответ на вопрос: “От чего зависит окончание имен прилагательных?”.
– Я поздравляю вас с успешным выполнением домашнего задания.
На доске – (знак окончания)
– Нам с вами необходимо особое внимание обратить на [рот]! Запишите это важное слово в тетрадях. (Один ученик записывает на доске его транскрипцию).
Коллизия. Выясняется, что дети записали в тетрадях два варианта: 1) рот, 2) род. (Омонимы, омофоны). Объясняют свой выбор. Первое: необходимо работать губами, хорошо открывать рот, чтобы правильно говорить и писать. Второе: будем говорить о женском, мужском и среднем роде.
– Сегодня будем изменять по родам имена прилагательные.
IV. Работа по теме урока
1. Составление словосочетаний прилагательных с существительными: со словом [туш].
Коллизия. Необходимо сделать акцент на окончаниях прилагательных. Дети могут не увидеть подвоха, поэтому в руках держу флакон с плакатной тушью и пенал с тушью для ресниц. Но они молодцы! Они увидели омонимы. После лексической работы открываю на доске слова: тушь, туш. Проводим орфографическую работу. Записываем в тетрадь словосочетания. В таблице появляются окончания прилагательных ж. р., м. р.
– От чего же зависит окончание имен прилагательных?
Делаем вывод: от рода имени существительного, с которым оно связано.
V. Физкультминутка 1
Дети выполняют движения: сгибание рук в локтях, вращение туловища и др. Начинают девочки, им вторят мальчики. Находят прилагательные.
Девочки: – Я красивая! |
Мальчики: – Красивый я! |
Вместе:
– Мы красивые, обаятельные,
Очень умные и старательные!
Любим “добрые” прилагательные.
А уроки у нас увлекательные!
– Какие же “добрые” прилагательные вы любите?
Дети называют: вежливый, щедрый, доброжелательный…
2. Изменение родовых окончаний имен прилагательных при изменении имен существительных.
– Составьте словосочетания существительных с прилагательными; используя название этого предмета. (Показываю муляж помидора).
Дети составили:
- красный помидор; крупный помидор, большой помидор;
- разговорное: красная помидорина, красная помидоринка.
И здесь основное внимание окончаниям прилагательных.
3. Окончания прилагательных среднего рода.
VI. Работа в группах. Игра
– Придумайте словосочетания с одним из существительных среднего рода, но не называйте это существительное! Мы будем его угадывать! (И мой вариант тоже звучит.)
По окончании этой работы в кармашках таблицы появляются окончания: -ее; -ое.
4. Начальная форма имени прилагательного.
– Вот теперь наша таблица заполнена, но почему же в таблице два цвета? Мы знаем начальную форму глаголов! (Дети называют: неопределенная форма) Существительных! (Cлушаем ответ.) А теперь запомним начальную форму имени прилагательного. Она отвечает на вопрос “какой?”. (Смотрят на доску).
VII. Физкультминутка 2
Помогает писать, независимо от стрессов; устраняет путание букв при чтении и письме. Под мелодию песни “Прекрасное далеко” дети в воздухе рисуют “лежащие восьмерки”.
VIII. Закрепление полученных знаний
– Посмотрим, как вы запомнили родовые окончания прилагательных.
Убираю окончания из динамической таблицы. К доске вызываю двух учеников. Они должны восстановить таблицу. Но обнаруживается “лишнее” окончание -ие.
– А это и есть наше “близкое далеко”: изменение прилагательных по числам. Это ближайшая перспектива.
IX. Работа по рядам
5. Фонетический анализ прилагательных.
Используются “Памятки” и индивидуальная помощь.
- I ряд – умный
- II ряд – умная
- III ряд – умное
Выясняется, что в прилагательных женского и среднего рода букв больше, чем звуков, и это зависит от окончаний.
– Это еще одна загадка русского языка!
Задание соединяет в себе лексическую и грамматическую работы.
– А эту загадку вы без труда разгадаете:
часовой
столовая
мороженое.
Дети должны “увидеть” разные части речи (омонимы), привести примеры употребления. Предлагаю детям свои примеры (открываю доску).
- Часовой механизм очень сложный.
- Для супа нужна столовая ложка.
- Мороженое мясо нужно разморозить.
– Можно ли изменить род имен прилагательных? А существительных?
6. Фразеологизмы.
Задание для обогащения активного словаря ребят.
– Замените каждую фразу одним прилагательным:
- Голова варит (умный)
- Высунув язык (усталый)
- Язык без костей (болтливый)
- Мастер на все руки (умелый).
X. Диагностика усвоения нового материала
Работа с “поисковыми таблицами” №1 (Приложение 1)
– Составьте словосочетания прилагательных с любыми, подходящими по смыслу, существительными. Запишите их.
Осуществляется дифференцированный подход. Дети получают карточки с цветовыми символами.
- красный – в среднем роде
- зеленый – в женском роде
- синий – в мужском роде
На карточках рождаются словосочетания: 1) прекрасное настроение; 2) добрая улыбка; 3) золотой человек, быстрый ответ, умный урок. Дети использовали только позитивные прилагательные.
XI. Самоконтроль: проверяют окончания по таблице.
XII. Домашнее задание: упр. 331. – антонимы.
XIII. Итог урока
Вернуться к началу урока, к вопросу “каков?”.
– Каков был ты? (Сообразителен, умен, дисциплинирован, прилежен)
– Какова ты? (То же, но в женском роде)
– Вы назвали краткие формы прилагательных!
– А каков был наш урок? (Интересен, увлекателен, полезен)
– Какая часть речи была главной на уроке? (Прилагательное).
– А какая часть слова? (Окончание).
Приложение 1.
I |
II |
III |
IV |
V |
дом двор паровоз вездеход насос программа радио |
трусость смелость доброта вежливость зло добро честность |
умный глупый добрый злой прекрасный несчастный ленивый |
бежит кричит сидит лежит лижет несет висит |
хорошо плохо правильно замечательно интересно скучно легко |
трус герой храбрец лентяй лодырь умница глупец |
земля вода воздух солнце планеты звезды дождь |
золотой алый мягкий жесткий твердый белоснежный пестрый |
летит едет ездит мчится несется падает кружится |
низко высоко дорого дешево сильно тихо больно |
листопад снегопад звездопад ливень буран ураган вихрь |
школа завод институт училище ясли фабрика детсад |
быстрый медленный медлительный скорый молодой старый юный |
думает пишешь слышать мечтает печь беречь разговаривать |
глупо честно прекрасно удивительно грязно поздно рано |