Программа межпредметного элективного курса для 9-х классов по теме: "Декоративно-прикладное искусство"

Разделы: МХК и ИЗО


Для учащихся: хочешь овладеть различными видами декоративно-прикладной деятельности (декоративная роспись, вышивка, аппликация из соломки), научиться делать сувениры, научиться определять в каком центре традиционных народных промыслов России созданы изделия, знать национальные особенности народного искусства России?

Выбери этот курс!

Для учителя: программа адресована учителям изобразительного искусства и технологии, которые работают с учащимися 9-х классов. Она создаёт условия для развития у учащихся всех видов творческой деятельности, совершенствует навыки проектирования на основе предложенного педагогом материала, значительно расширяющего их кругозор. Программа позволяет учащимся получить дополнительные знания по декоративно- прикладному искусству и художественной культуре Росси.

Пояснительная записка

В настоящее время в практике обучения изобразительному искусству ставится задачи формирования у детей способности творческого познания окружающего мира.

Актуальность элективного курса. Декоративно-прикладное искусство является частью культуры России. А сохранение национального культурного достояния, его развитие и переосмысление с позиции нового времени, сохранение и почитание народных традиций является неотъемлемой частью воспитания высоконравственной личностью. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Цели курса

Основная цель: создать условия для предоставления учащимся возможности проявить себя как творческая личность, умеющая использовать полученные знания и умения в новых жизненных ситуациях: групповой проектной деятельности при создании оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

Образовательная цель:

- развивать художественную эрудицию и грамотность;

- дать сведения о различных областях декоративно-прикладного искусства;

Воспитательная цель:

- предоставить учащимся возможность развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства, воспитывать чувство прекрасного;

- прививать интерес к профессиям, связанным с декоративно-прикладным искусством;

- развивать толерантное отношение друг к другу, умение работать в группе.

Практическая цель:

- создать условия для овладения различными видами росписи, вышивки;

- формировать умения создавать декоративные тематические композиции;

Развивающая цель:

- развивать умения понимать художественно-выразительные особенности языка декоративного искусства;

- развивать способности находить, выделять и реализовывать полезную информацию в групповой проектной деятельности.

Предполагаемый результат

Теоретические знания:

- определение, в каком центре традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия (главные отличительные признаки: формы, пропорции, колорит, орнамент, традиционная технология обработки материала)

- определение видов орнамента по содержанию мотивов, различение традиционных схем построения орнамента (линейный, сетчатый и т.д.).

Практические умения:

- изготовление изделий в стиле художественных промыслов (в доступных техниках);

- использование линии, ритма, цвета, пропорции, форм, создание композиций как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

- овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные.

Учащиеся должны иметь представление о понятиях и ключевых словах курса (декоративное искусство, народные промыслы, декоративные композиции, орнамент, символ, мотив, стилизация, эскиз, линии, пропорции, ритм, цвет, колорит, раппорт), а также уметь оперировать ими.

Особенности организации курса

Профессиональное кредо учителя-разработчика курса “Твори, познавай, дай возможность проявить себя, получи результат”.

Учитель должен:

- создать условия для преодоления барьера развития творческих способностей;

- помочь учащимся найти ответы на интересующие их вопросы;

- помочь получить результаты практической творческой деятельности, совместно оценить и подтолкнуть их к созданию новых видов работ.

Методы:

- словесные (лекции, беседы, дискуссии);

- наглядные (репродукции произведений декоративно-прикладного искусства, фотографии, таблицы, схемы с этапами выполнения изделий, слайды).

Формы работы:

Традиционный урок введения и закрепления материала, урок-лекция, урок-игра, урок защиты проектов, урок-практикум, урок коллективной творческой деятельности.

Виды контроля:

- анализ результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- анализ проектной деятельности.

Промежуточные формы контроля:

- наблюдение активности учащихся на занятиях, беседы с учащимися.

Творческие работы учащихся могут быть включены в школьное портфолио ученика.

Работа учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

Содержание программы строится с учётом преемственности изучения основ народного и декоративно-прикладного искусства младших и средних классов, на уроках технологии, изобразительного искусства, истории и раскрывается через блочное планирование материала по видам народного искусства.

Занятия могут проходить в школьной мастерской, классе. Принадлежности для работ учащиеся приносят сами. Занятия носят творческий характер, и уважается выбор учащихся в подборе рисунков, цвета, композиций своей работы.

Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся: учёт их возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятий Кол-во часов Виды деятельности Формы контроля
1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 1 Обзорная лекция.

Медиа-урок

Контрольные вопросы
2. Основы цветовой грамоты. Композиции в декоративно-прикладном искусстве. 1 Лекция. Практическая работа Анализ практической работы
3. Стилизация объектов

Искусство орнамента

1 Медиа-урок, индивидуальная работа по составлению различных видов орнамента Беседа, анализ творческих работ учащихся
4. Народные художественные промыслы. Роспись по дереву. Городецкая роспись 2 Лекция, роспись кухонных наборов, брелоков Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ
5. Русская глиняная игрушка. Лепка дымковской игрушки 2 Медиа-урок, коллективная творческая работа Сообщение детей, защита группами детей своих работ
6. Русская деревянная игрушка. Богородская игрушка 1 Дискуссия, практическая работа Анализ творческих работ
7. История возникновения и развития вышивки. Виды вышивок 1 Медиа-урок, поэтапная проектная деятельность Собеседование

с группами

8. Технология выполнения стебельчатого шва, шва “козлик” и его варианты 2 Практическая работа Контрольные вопросы
9. Изонить. Техника выполнения 2 Практическая работа Анализ работ учащихся
10. История русского народного костюма 1 Медиа-урок Тестирование
11. Русская тряпичная кукла 1 Практическая работа Анализ творческой работы
12. Технология работы с берестой 1 Практическая работа Анализ творческой работы
13. Технология работы с соломкой

Золотистая соломка

Аппликация

2 Коллективная творческая работа Анализ творческих работ
14. Заключительное занятие 1 Контрольная работа Защита проекта

Выставка работ

Содержание курса

Занятие 1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Рекомендации к занятию:

- введение понятия ‘декоративно-прикладное искусство’,

- области декоративно-прикладного искусства.

Форма занятия: обзорная лекция с использованием слайдов.

Задание для учащихся: работа с тестами по данной теме.

Занятие 2. Основы цветовой грамоты. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

Рекомендации к занятию:

- символика цвета, природа цвета,

- основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), локальные цвета. Цветовые контрасты. Смешение цветов, колорит. Типы цветовых гармоний,

- Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Основные средства художественной выразительности декоративной композиции.

Задание для учащихся: составить декоративную композицию из разнообразных по форме объектов (цветов, листьев, геометрических фигур). Выполнить в различном колорите.

3. Стилизация объектов. Искусство орнамента.

Рекомендации к занятию:

- понятие стилизации, процесс стилизации. Понятие орнамента, виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный). Типы орнаментов (ленточный, сетчатый, замкнутый: в круге, квадрате, треугольнике). Ритм. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Задание: выполнить стилизацию растительных элементов (листьев, ветвей, плодов, цветов). На основе полученных элементов создать различные по типу и виду орнаменты.

4. Народные художественные промыслы. Роспись по дереву. Городецкая роспись (2часа).

Рекомендации к занятию: введение понятия народные художественные промыслы. Разнообразие промыслов. Роспись по дереву. Сообщение детей о хохломской, городецкой, полхов-майданской, мезенской, пермогорской росписях. Этапы работы над городецкой росписью, элементы росписи.

Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.

5. Русская глиняная игрушка. Лепка дымковской игрушки.

Рекомендации к занятию: древние образы в современых игрушках.. Дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки; что различает их и что между ними общего,

- дымковские игрушки: особенности лепки и росписи. Работа в группах.

Задания для учащихся: составление композиций из фигурок, объединённых общим действием. Лепка, роспись, обыгрывание сюжетных композиций. Анализ работ, защита группами детей своих композиций.

6. Русская деревянная игрушка. Богородская игрушка.

Рекомендации к занятию: образы русской деревянной игрушки, игрушки русского Севера, Полхов-майданские таратушки, Сергиевопосадская игрушка, Богородская игрушка.

Задания для учащихся: работа по созданию подвижной игрушки, имитирующей богородскую.

7. История возникновения и развития вышивки. Виды вышивок.

Рекомендации к занятию: история развития вышивки с древних времён до наших дней. Характеристика вышивки народов Русского Севера и Юга. Техники работы: счётная вышивка, вышивка по переведённому рисунку, тамбур, аппликация.

8. Технология выполнения стебельчатого шва, шва “козлик” и его варианты.

Практическое занятие: анализ швов – петелька, полупетелька, разновидности шва “козлик”. Техники выполнения швов. Составление эскизов вышивок, анализ эскизов, практическая работа.

9. Изонить. Техника исполнения.

Рекомендации к занятию: рассказ об истории возникновения изонити.

Техника выполнения: заполнение угла, окружности, овалов, дуги. Тренировочное упражнение.

Самостоятельное составление рисунков, основой которых являются угол, окружность, овал.

Практическое выполнение работ.

10. История русского народного костюма.

Рекомендации к занятию: русский народный костюм. Женский костюм южного типа, женский костюм северного типа, мужской костюм. Художественно-выразительные средства в ансамблях костюмов. Цвет в костюме. Орнаментальный декор костюма.

11. Русская тряпичная кукла.

Рекомендации к занятию: история развития кукол.

Этническая кукла. Технология изготовления несшивной куклы (кукла-закрутка), сшивная кукла.

Практическая работа учащихся: изготовление кукол, оформление кукол по своим эскизам.

12. Технология работы с соломкой. Аппликация.

Рекомендации к занятию: рассказ о соломке, технологии работы с соломкой, виды работ.

Практическая работа учащихся: создание эскизов работ. Выполнение аппликаций.

13. Технология работы с берестой.

Рекомендации к занятию: рассказ о бересте: свойство бересты, художественная обработка, технология приготовления к работе, виды изделий.

Практическая работа: создание эскизов к аппликации. Изготовление аппликации.

14. Заключительное занятие.

Рекомендации к занятию: защита проектов

Литература

  1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва. Просвещение 2003 г.
  2. Выгонов В.И. Я иду на урок. Трудовое обучение. Приложение к журналу 1 Сентября. Москва 2003 г.
  3. Калякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002 г.
  4. Сокольникова Н.В. Основы композиции. Обнинск. Титул.1996 г.
  5. Сокольникова Н.В. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Академия 2003 г.
  6. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Просвещение 2005 г.