Для учащихся: хочешь овладеть различными видами декоративно-прикладной деятельности (декоративная роспись, вышивка, аппликация из соломки), научиться делать сувениры, научиться определять в каком центре традиционных народных промыслов России созданы изделия, знать национальные особенности народного искусства России?
Выбери этот курс!
Для учителя: программа адресована учителям изобразительного искусства и технологии, которые работают с учащимися 9-х классов. Она создаёт условия для развития у учащихся всех видов творческой деятельности, совершенствует навыки проектирования на основе предложенного педагогом материала, значительно расширяющего их кругозор. Программа позволяет учащимся получить дополнительные знания по декоративно- прикладному искусству и художественной культуре Росси.
Пояснительная записка
В настоящее время в практике обучения изобразительному искусству ставится задачи формирования у детей способности творческого познания окружающего мира.
Актуальность элективного курса. Декоративно-прикладное искусство является частью культуры России. А сохранение национального культурного достояния, его развитие и переосмысление с позиции нового времени, сохранение и почитание народных традиций является неотъемлемой частью воспитания высоконравственной личностью. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.
Цели курса
Основная цель: создать условия для предоставления учащимся возможности проявить себя как творческая личность, умеющая использовать полученные знания и умения в новых жизненных ситуациях: групповой проектной деятельности при создании оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
Образовательная цель:
- развивать художественную эрудицию и грамотность;
- дать сведения о различных областях декоративно-прикладного искусства;
Воспитательная цель:
- предоставить учащимся возможность развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства, воспитывать чувство прекрасного;
- прививать интерес к профессиям, связанным с декоративно-прикладным искусством;
- развивать толерантное отношение друг к другу, умение работать в группе.
Практическая цель:
- создать условия для овладения различными видами росписи, вышивки;
- формировать умения создавать декоративные тематические композиции;
Развивающая цель:
- развивать умения понимать художественно-выразительные особенности языка декоративного искусства;
- развивать способности находить, выделять и реализовывать полезную информацию в групповой проектной деятельности.
Предполагаемый результат
Теоретические знания:
- определение, в каком центре традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия (главные отличительные признаки: формы, пропорции, колорит, орнамент, традиционная технология обработки материала)
- определение видов орнамента по содержанию мотивов, различение традиционных схем построения орнамента (линейный, сетчатый и т.д.).
Практические умения:
- изготовление изделий в стиле художественных промыслов (в доступных техниках);
- использование линии, ритма, цвета, пропорции, форм, создание композиций как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;
- овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные.
Учащиеся должны иметь представление о понятиях и ключевых словах курса (декоративное искусство, народные промыслы, декоративные композиции, орнамент, символ, мотив, стилизация, эскиз, линии, пропорции, ритм, цвет, колорит, раппорт), а также уметь оперировать ими.
Особенности организации курса
Профессиональное кредо учителя-разработчика курса “Твори, познавай, дай возможность проявить себя, получи результат”.
Учитель должен:
- создать условия для преодоления барьера развития творческих способностей;
- помочь учащимся найти ответы на интересующие их вопросы;
- помочь получить результаты практической творческой деятельности, совместно оценить и подтолкнуть их к созданию новых видов работ.
Методы:
- словесные (лекции, беседы, дискуссии);
- наглядные (репродукции произведений декоративно-прикладного искусства, фотографии, таблицы, схемы с этапами выполнения изделий, слайды).
Формы работы:
Традиционный урок введения и закрепления материала, урок-лекция, урок-игра, урок защиты проектов, урок-практикум, урок коллективной творческой деятельности.
Виды контроля:
- анализ результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- анализ проектной деятельности.
Промежуточные формы контроля:
- наблюдение активности учащихся на занятиях, беседы с учащимися.
Творческие работы учащихся могут быть включены в школьное портфолио ученика.
Работа учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.
Содержание программы строится с учётом преемственности изучения основ народного и декоративно-прикладного искусства младших и средних классов, на уроках технологии, изобразительного искусства, истории и раскрывается через блочное планирование материала по видам народного искусства.
Занятия могут проходить в школьной мастерской, классе. Принадлежности для работ учащиеся приносят сами. Занятия носят творческий характер, и уважается выбор учащихся в подборе рисунков, цвета, композиций своей работы.
Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся: учёт их возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятий | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы контроля |
1. | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | 1 | Обзорная лекция. Медиа-урок |
Контрольные вопросы |
2. | Основы цветовой грамоты. Композиции в декоративно-прикладном искусстве. | 1 | Лекция. Практическая работа | Анализ практической работы |
3. | Стилизация объектов Искусство орнамента |
1 | Медиа-урок, индивидуальная работа по составлению различных видов орнамента | Беседа, анализ творческих работ учащихся |
4. | Народные художественные промыслы. Роспись по дереву. Городецкая роспись | 2 | Лекция, роспись кухонных наборов, брелоков | Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ |
5. | Русская глиняная игрушка. Лепка дымковской игрушки | 2 | Медиа-урок, коллективная творческая работа | Сообщение детей, защита группами детей своих работ |
6. | Русская деревянная игрушка. Богородская игрушка | 1 | Дискуссия, практическая работа | Анализ творческих работ |
7. | История возникновения и развития вышивки. Виды вышивок | 1 | Медиа-урок, поэтапная проектная деятельность | Собеседование с группами |
8. | Технология выполнения стебельчатого шва, шва “козлик” и его варианты | 2 | Практическая работа | Контрольные вопросы |
9. | Изонить. Техника выполнения | 2 | Практическая работа | Анализ работ учащихся |
10. | История русского народного костюма | 1 | Медиа-урок | Тестирование |
11. | Русская тряпичная кукла | 1 | Практическая работа | Анализ творческой работы |
12. | Технология работы с берестой | 1 | Практическая работа | Анализ творческой работы |
13. | Технология работы с соломкой Золотистая соломка Аппликация |
2 | Коллективная творческая работа | Анализ творческих работ |
14. | Заключительное занятие | 1 | Контрольная работа | Защита проекта Выставка работ |
Содержание курса
Занятие 1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Рекомендации к занятию:
- введение понятия ‘декоративно-прикладное искусство’,
- области декоративно-прикладного искусства.
Форма занятия: обзорная лекция с использованием слайдов.
Задание для учащихся: работа с тестами по данной теме.
Занятие 2. Основы цветовой грамоты. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.
Рекомендации к занятию:
- символика цвета, природа цвета,
- основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), локальные цвета. Цветовые контрасты. Смешение цветов, колорит. Типы цветовых гармоний,
- Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Основные средства художественной выразительности декоративной композиции.
Задание для учащихся: составить декоративную композицию из разнообразных по форме объектов (цветов, листьев, геометрических фигур). Выполнить в различном колорите.
3. Стилизация объектов. Искусство орнамента.
Рекомендации к занятию:
- понятие стилизации, процесс стилизации. Понятие орнамента, виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный). Типы орнаментов (ленточный, сетчатый, замкнутый: в круге, квадрате, треугольнике). Ритм. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.
Задание: выполнить стилизацию растительных элементов (листьев, ветвей, плодов, цветов). На основе полученных элементов создать различные по типу и виду орнаменты.
4. Народные художественные промыслы. Роспись по дереву. Городецкая роспись (2часа).
Рекомендации к занятию: введение понятия народные художественные промыслы. Разнообразие промыслов. Роспись по дереву. Сообщение детей о хохломской, городецкой, полхов-майданской, мезенской, пермогорской росписях. Этапы работы над городецкой росписью, элементы росписи.
Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.
5. Русская глиняная игрушка. Лепка дымковской игрушки.
Рекомендации к занятию: древние образы в современых игрушках.. Дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки; что различает их и что между ними общего,
- дымковские игрушки: особенности лепки и росписи. Работа в группах.
Задания для учащихся: составление композиций из фигурок, объединённых общим действием. Лепка, роспись, обыгрывание сюжетных композиций. Анализ работ, защита группами детей своих композиций.
6. Русская деревянная игрушка. Богородская игрушка.
Рекомендации к занятию: образы русской деревянной игрушки, игрушки русского Севера, Полхов-майданские таратушки, Сергиевопосадская игрушка, Богородская игрушка.
Задания для учащихся: работа по созданию подвижной игрушки, имитирующей богородскую.
7. История возникновения и развития вышивки. Виды вышивок.
Рекомендации к занятию: история развития вышивки с древних времён до наших дней. Характеристика вышивки народов Русского Севера и Юга. Техники работы: счётная вышивка, вышивка по переведённому рисунку, тамбур, аппликация.
8. Технология выполнения стебельчатого шва, шва “козлик” и его варианты.
Практическое занятие: анализ швов – петелька, полупетелька, разновидности шва “козлик”. Техники выполнения швов. Составление эскизов вышивок, анализ эскизов, практическая работа.
9. Изонить. Техника исполнения.
Рекомендации к занятию: рассказ об истории возникновения изонити.
Техника выполнения: заполнение угла, окружности, овалов, дуги. Тренировочное упражнение.
Самостоятельное составление рисунков, основой которых являются угол, окружность, овал.
Практическое выполнение работ.
10. История русского народного костюма.
Рекомендации к занятию: русский народный костюм. Женский костюм южного типа, женский костюм северного типа, мужской костюм. Художественно-выразительные средства в ансамблях костюмов. Цвет в костюме. Орнаментальный декор костюма.
11. Русская тряпичная кукла.
Рекомендации к занятию: история развития кукол.
Этническая кукла. Технология изготовления несшивной куклы (кукла-закрутка), сшивная кукла.
Практическая работа учащихся: изготовление кукол, оформление кукол по своим эскизам.
12. Технология работы с соломкой. Аппликация.
Рекомендации к занятию: рассказ о соломке, технологии работы с соломкой, виды работ.
Практическая работа учащихся: создание эскизов работ. Выполнение аппликаций.
13. Технология работы с берестой.
Рекомендации к занятию: рассказ о бересте: свойство бересты, художественная обработка, технология приготовления к работе, виды изделий.
Практическая работа: создание эскизов к аппликации. Изготовление аппликации.
14. Заключительное занятие.
Рекомендации к занятию: защита проектов
Литература
- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва. Просвещение 2003 г.
- Выгонов В.И. Я иду на урок. Трудовое обучение. Приложение к журналу 1 Сентября. Москва 2003 г.
- Калякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002 г.
- Сокольникова Н.В. Основы композиции. Обнинск. Титул.1996 г.
- Сокольникова Н.В. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Академия 2003 г.
- Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Просвещение 2005 г.