Цели и задачи:
1. Формирование художественного вкуса учащихся.
2. Учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства.
3. Развивать наблюдательность, фантазию при выполнении орнамента, при оформлении одежды, различных видов украшений, при выполнении сюжетной композиции.
4. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве своего края.
Оборудование: образцы одежды народов севера, образцы узоров ханты и манси, образцы предметов быта, рисунки с изображением героев сказки.
Структура:
- организационная часть;
- ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;
- изложение нового материала;
- практическая часть учащихся;
- первичное закрепление изученного;
- подведение итогов урока.
Ход урока
- Здравствуйте. Проверьте, все ли у вас есть на парте? Садитесь.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла стихотворение Андрея Тарханова (читает ученик).
Если кинет судьба на чужбину,
Если Родина будет вдали,
Стану я вожаком лебединым,
Стану веткой родимой земли.
С этим чувством, богатым и сильным,
Ты в душе, мой родительский дом, -
На просторах великой России
Я не буду нигде чужаком…
Если верен обычаям края,
Той земле, что тебя родила,
Будет песня, как солнце, живая,
Где б на свете она ни жила.
- О чем эти строки?
- Какие коренные народы населяют наш округ?
- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с искусством народов ханты и манси.
Тема сегодняшнего урока “Искусство народов севера”.
Западно-Сибирская равнина, где живут ханты и манси одна из величайших в мире. Возраст ее формирования – несколько десятков миллионов лет. Западная Сибирь – кладовая полезных ископаемых.
- Каких? (нефти, газа, угля, торфа).
Если над Западной Сибирью пролететь на самолете, то поражает необъятность просторов тайги. Она кажется безбрежной. Тайга… Это старое тюркское слово, означающее темнохвойный лес в горах.
- А какие же хвойные деревья здесь? (пихта, ель, сосна, кедр).
В тайге много зверя.
- Назовите их. (медведь, лось, росомаха, бурундук, выдра, бобр, горностай, хорек, соболь, заяц, белка, лиса, волк).
- Чем же занимались люди, живущие в тайге? (охота, рыболовство, собирательство ягод, орехов, съедобных корней. Женщины шили одежду и обувь из звериных шкур, умели делать крапивные нитки). И конечно слагали сказы, сказки и легенды.
- Назовите главных героев сказок северных народов? Где происходят события? О чем рассказывают сказки? Чему учат сказки?
Сказка “Маснэ и зайчонок”.
“…- Маснэ, на тебе мой халат - залатай его. Я пошла”.
Наиболее интересным в художественном отношении разделом прикладного искусства хантов и манси было шитье и украшение одежды, которая здесь, в этих районах, имела свои особенности.
Мужская рубаха похожа на женское платье, хотя и короче его. У многих народов мужская одежда по покрою раньше не отличалась от женской.
Раньше такие платья и рубахи шили из ткани, которую делала из крапивного волокна – жестковатого, прочного.
Украшали такие рубахи аппликацией, которая шла вокруг кокетки, на манжетах и по подолу.
- А теперь давайте посмотрим на узоры, какая есть в них особенность? (зеркальный орнамент).
Яркое, самобытное прикладное искусство коренных жителей Югры – преимущественно охотников и рыболовов – было тесно связано с хозяйственной жизнью, бытовым укладом.
Если для творчества народов, тесно связанных с земледелием, характерен растительный орнамент, то в прикладном искусстве народов, основным занятием которых были охота и рыболовство, преобладает орнамент с условными изображениями образов животных и птиц, их следов.
В аппликации по ткани применяется только линейно – геометрический орнамент, что связано с технологией шитья в этой технике. При шитье узоров на ткани делают надрезы, ткань осыпается по краям, этому препятствует двойное подгибание - отсюда прямой угол.
Продолжение сказки “Маснэ и зайчонок”.
- Понравилась вам сказка?
- Чему она учит?
- Тема рассчитана на два урока, сегодняшнее задание вам такое: простым карандашом выполнить иллюстрацию к этой сказке.
- Какой сюжет можно выбрать?
- Итак, приступаем к работе: работаем только линией, не нажимая на карандаш.
Практическая работа.
- Давайте посмотрим, какие работы у нас получились? (демонстрация детских работ).
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- что понравилось вам на уроке?
- А что не понравилось?
Домашнее задание:
1. Найти стихотворения о нашем крае.
2. Найти загадки о нашем крае.