Актуальность.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Цель программы – Формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи
1) формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
2) развивать интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;
3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
Условия реализации программы.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
- Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
- Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
- Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
- Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
- Написание сочинений по готовому плану.
Курс “Развитие речи” ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.
При работе над изложением решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.
Прогнозируемый результат.
Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.
Распределение учебного материала
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Изложение | Сочинение | ||
1 | Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания | 2ч | 3ч |
2 | Переход от одной части текста к другой должен быть плавным | 4ч | 4ч |
3 | Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом | 4ч | 2ч |
4 | В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений | 3ч | 7ч |
5 | Итого часов | 13ч | 16ч |
6 | Итого часов за год | 29 ч |
Содержание учебного материала
1. Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.
Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Правильное и точное употребление слова. Обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов. Исправление речевых ошибок.
2. Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.
Точная передача фактов и событий. Логическая последовательность. Связь между фактами и событиями. Возвращение к одному и тому же факту. Редактирование.
3. Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.
Виды речевых ошибок. Необходимость повторения одного и того же слова.
Употребление синонимов, антонимов. Редактирование.
4. В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.
Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не уточняющими смысла. Согласование и управление слов. Виды речевых ошибок. Редактирование.
Методические рекомендации по работе над сочинением.
На начальном этапе работы над сочинениями не рекомендуется исправлять грамматические ошибки и выделять орфограммы. Иначе ученик будет выбирать слова, в написании которых он уверен или в которых меньше орфограмм. Нельзя ставить оценку “2” за ненаписанное в классе сочинение, поскольку следует помнить, что переход от устной к письменной речи происходит очень тяжело. Детей необходимо хвалить, читать в классе лучшие сочинения.
Данный материал может быть использован на уроках риторики, русского языка и литературы.
Курс по развитию речи продолжается в 3-ем и 4-ом классах.
Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
Задача: раскрыть одну из особенностей текста – его тематическое единство.
Цели:
1. Формировать умения отличать текст от группы предложений.
2. Формировать умения устанавливать последовательность предложений в тексте.
3. Формировать умения корректировать составленные предложения и текст.
4. Развивать умения строить суждения.
ХОД УРОКА
1. Организационное начало.
2. Постановка учебной задачи.
Мы не раз с вами, ребята, сочиняли сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово “текст”. Что же такое текст?
Найдите на доске текст. В каком столбике написаны отдельные предложения, а в каком по-вашему текст?
Белка – это маленький пушистый зверёк. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу. Она высоко летает. |
Белка – это маленький пушистый зверёк. У неё рыжая шерсть. Ещё у белки большие глаза. Она хорошо видит. |
Докажите, что именно во втором столбике написан текст. (Это текст, потому что все предложения в тексте связаны по смыслу, у него одна тема и его можно озаглавить. )
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы научимся отличать текст от предложения. )
3. Сравнение текста от группы предложений.
Прочитайте предложения, записанные слева.
Сколько предложений в первом столбике? О чём в них говорится? (В первом предложении говорится о белке. Во втором – о мальчике, В третьем – о художнике. В четвёртом – о птице. )
Сколько вы бы рисунков сделали к первой записи? (4) Что будет изображено на каждом из них? (На первом рисунке изображена белка. На втором – красивая бабочка. На третьем – птица. На четвёртом – высоко летящая птица. )
Что же записано слева? (Предложения. ) Можно к ним подобрать заголовок? (Нет. ) Почему, докажите. (Заголовок нельзя подобрать, потому что первом предложении говорится о белке. Во втором – о мальчике, В третьем – о художнике. В четвёртом – о птице. )
Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном. )
Сколько предложений во втором столбике? (4)
О ком говорится во всех предложениях? (Во всех предложениях говорится о белочке. )
Сколько рисунков можно нарисовать к ним? (К этим предложениям можно нарисовать только один рисунок. Н нём будет изображена белочка.)
Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике? (Да, второй текст мы озаглавить можем. )
Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о белке. Эти предложения объединены тем, что все они на одну тему – о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.
Как можно озаглавить текст? (Белка. )
Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А теперь ответьте на вопрос, о чём этот рассказ? (В рассказе говорится о том, что белка – маленький зверёк с рыжей шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит. )
4. Цепочка предложений в тексте.
Цель задания: познакомить учеников с цепной связью предложений в тексте, при которой последующее предложение соотнесено и синтаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли.
Прочитайте текст. Рассмотрите на схеме, как связаны эти предложения.
Объясните, почему мы говорим “цепочка предложений в тексте”.
Какие слова связывают эти предложения друг с другом. Какой можно сделать вывод?
Вывод: В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывают не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как бы держатся за руки – расположены в определённом порядке. Каждое новое предложение добавляют что-то новое к тому, о чём мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст рассыплется и получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чём хотел сказать автор. Сказка, сообщение, рассказ, стихотворение – это тексты.
5. Работа с деформированным текстом.
Составьте из данных слов предложения.
- Живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.
- Гнёздышко, а, птички, в, его, ветвях, маленький.
- Целый, день, они, хлопочут.
- Собирает, грибочки, белочка.
- Червячков, а, птичка.
- В, ночной, в, лесу, час, затихают, шум, и, возня.
- Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.
Прочитайте, что получилось? Это текст? Докажите.
Можно ли сказать, что во всех предложениях сообщается об одном и том же предмете или предметах? Докажите.
Что сообщается о белке? А что о птичке?
Связаны ли по смыслу эти сообщения?
6. Запись текста.
С чего начнёте запись? (С заголовка. )
Как начнёте писать текст? (С красной строки)
В каком предложении встретятся знаки препинания кроме точки?
7. Беседа по содержанию.
Где живёт белочка?
Чем заняты белочка и птичка?
Что слышно в лесу в ночной час?
8. Проверка написанного текста по образцу на доске.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте текст друг у друга. Исправьте ошибки карандашом, поставьте оценки.
В лесу.
В дупле большого дерева живёт рыженькая белка. А в его ветвях гнёздышко маленькой птички. Целый день они хлопочут. Белочка собирает грибочки. А птичка – червячков.
В ночной час в лесу затихают шум и возня. И птичка поёт всем жителям колыбельную песню. (43 слова)
9. Итог урока.
10. Рефлексия.