В настоящее время появилась потребность в становлении общества как информационного. Информатизация общества предъявляет новые требования к его членам - владение определенными знаниями, умениями и навыками, которые на предшествующих этапах развития общества могли считаться необязательными или во всяком случае не первоочередными. В числе качеств, которые школе предстоит формировать у современного поколения, следует назвать:
- умение планировать структуру своих действий (планирование);
- умение построить информационную модель изучаемого объекта или процесса (моделирование);
- дисциплина общения и умение структурировать свои сообщения (общение);
- навыки своевременного обращения к новой технике и новым технологиям в каждой жизненной ситуации;
- технические навыки свободного владения наиболее распространенными инструментами информационного общества компьютерами.
Формирование этих умений и навыков должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т. е. в младших классах общеобразовательной школы. Только при этом условии программистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, умений, навыков, формируемую школой.
Раннее изучение курса "информатики" целесообразно и по другой причине: это даст возможность при изучении других учебных дисциплин вырабатывать привычку своевременного обращения к компьютеру непосредственно в ходе освоения соответствующих разделов программы, опираясь на имеющиеся навыки взаимодействия с компьютером.
Проблема исследования: противоречие между существующими учебными материалами для начальной школы и их реализацией в условиях школы.
Преподавание информатики в начальной школе в гимназии №3, а именно в 1-4 классах ведется как в компьютерном так и в безмашинном варианте.
Целью обучения информатике в начальной школе является формирование представлений об информации, информационных процессах и алгоритмах, а также начальное знакомство с компьютером. При знакомстве с компьютером дети выполняют задания, закрепляющие их знания по математике, русскому языку, ИЗО, знакомство с окружающим миром.
Урок разделен на две части:
- Работа с тетрадью, которая позволяет вести "предкомпьютерную" подготовку, т. е. выявление, осознание и принятие школьниками учебной задачи; планирование ее достижения. Это позволяет более продуктивно использовать компьютерное время; дает ребенку опору для контроля и осмысления своей деятельности и ее результатов.
- Работа за ЭВМ с исполнителем или редактором. Выполняются определенные задания, которые зафиксированы в тетради.
Урок в 1 классе на тему: Информация вокруг нас. Понятие информации
Цели:
- Дать понятие информации.
- Познакомить с различными формами ее представления.
Предварительная подготовка: цветные карандаши; тетрадь с вложенными листочками необходимыми для выполнения заданий, которые сдаются на проверку учителю.
План урока:
- Вступительная беседа. Выявление знаний учащихся об окружающем мире.
- Рассмотрение понятия информации, с использованием развивающих игр.
- Итог урока
Ход урока
1. Вступительная беседа
Для чего необходимо уметь читать? (чтобы читать книги, газеты, журналы…. )
А зачем читать книги? (чтобы знать, что в них пишут, новости, сведения)
Для чего надо знать, о чем пишут в книгах? (чтобы узнавать новое об окружающем нас мире) Получается, что книга – это источник информации о жизни. Из нее мы получаем сообщения, сведения, новые знания. А кто слышал слово информация? (да, нет) А где вы слышали это слово? (радио, телевизор, родители)
Теперь изобразите, как вы представляете себе слово информация? (затем все рисунки сдаются учителю)
Раньше вы узнавали мир из сказок, например сказка про “Репку”: из нее, что вы узнали? (что все дела надо делать сообща, надо помогать друг другу) Или сказка про “Колобка”. Каждая сказка давала нам свою информацию, которую каждый человек понимает по-разному. Чем больше человек получает сведений, тем ярче он видит окружающий мир. Теперь вы начали изучать различные предметы, и на каждом уроке вы будете узнавать что-то новое. Что вы узнаете нового на математике, писании, природоведении, музыке, ин. языке? Вы будете получать новые знания, с каждым днем для вас будет раскрываться больше тайн так как, постоянно пополняя свои знания, вы получаете возможность решать все более сложные задачи.
2. Развивающие игры
Игры, позволяющие на основе имеющейся собственной информации у детей делать выводы о правильности вновь получаемой информации.
а) Игра “бывает – не бывает”
Например:
- квадратные колеса
- овальные шары
- квадратные часы
- треугольные шкафы
- белый дом и т. д.
А теперь скажите, чтобы правильно отвечать на вопросы, что вы использовали? Конечно, свои знания об окружающем мире.
б) Игра “Испорченный телефон”
Игра для рассмотрения принципа принятия решения на основе полученной информации:
в) Игра “Отгадай число”
Ведущий задумывает число от 1 до 10, а дети отгадывают, называя свое число. Ведущий говорит “меньше” или “больше” задуманного.
г) Игра “Отгадай загадку” (кто первый угадает - встает)
3. Итог урока
Указание: учитель, должен, предварительно вывесит плакат со схемой приведенной на рис. 1
Итак, мы сегодня узнали: что такое информация. И давайте ваши рисунки развесим под нужной надписью. (Полученное на доске обсудить).
Рис. 1 – Интуитивное понимание термина “Информация”.
Домашнее задание: придумать загадку или ребус для слова информация.
Урок в 4 классе на тему: Информационные процессы окружающего мира
Цели:
- Рассмотреть информационные процессы в жизни человека;
- Сформировать представление о необходимости компьютера в повседневной жизни.
Программное обеспечение: пакет Логика.
План урока
- Вступительная беседа.
- Информационные процессы в жизни человека.
- Практическая часть.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Если оглянуться вокруг, то мы увидим, что вокруг нас разнообразные предметы, которые нам давно знакомы. И мы по названию предмета без труда можем представить и сам предмет. Люди всегда стремились извлекать пользу из окружающей природы - это и добыча пищи, обработка земли, стройка жилья. С каждым разом все больше приходилось человеку усовершенствовать свои действия, и в результате совершенствовались орудия труда, которые помогали человеку в его повседневной жизни. А все, что человек узнавал, он накапливал в виде рисунков, текстов, изделий труда. Так сохранялись и преумножались знания об окружающем мире – информация. А как вы понимаете слово “информация”? Где и когда вы слышали это слово?
2. Информационные процессы в жизни человека.
Человек обладает уникальной способностью — работать с информацией. Он может получать информацию из окружающего мира в виде звуков, зрительных образов, запахов. Он может передавать информацию голосом, жестами, в виде записей и рисунков. Всем известны способы хранения информации не только в памяти, но и в блокнотах, книгах, на аудио- и видеокассетах и других носителях. Очень ценной является способность обрабатывать информацию — осмысливать ее и делать выводы. При постоянно увеличивающемся количестве информации человеку пришлось изобрести приборы, которые помогли бы ему в результате работы с информацией – это весы, термометр, линейка и многие другие. Которые в основном участвовали в процессе получения информации.
Человек обладает уникальной способностью — работать с информацией. Он может получать информацию из окружающего мира в виде звуков, зрительных образов, запахов. Он может передавать информацию голосом, жестами, в виде записей и рисунков. Всем известны способы хранения информации не только в памяти, но и в блокнотах, книгах, на аудио- и видеокассетах и других носителях. Очень ценной является способность обрабатывать информацию — осмысливать ее и делать выводы.
3. Практическая часть.
Работа с пакетом Логика (развитие образного и логического мышления)
Таким образом, рассмотрение темы “Информация. Информационные процессы”, в 1 и 4 классе показали, что обучение построено концентрически, когда рассматриваемые темы с каждым годом наполняются новыми сведениями доступными для возраста ребенка, таким образом, осуществляется повторение изученного и знакомство с новыми понятиями.