Конспект урока объяснения нового материала, 11 класс.
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с преимуществами электрической энергии перед другими видами энергии, физическими основами передачи электрической энергии на большие расстояния.
- Показать взаимосвязь теории и практики в решении научно-технических задач.
- Рассмотреть прикладные вопросы энергетики и достижения нашей страны в развитии этой отрасли.
- Продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой; развивать интерес к предмету.
Оборудование:
- Тесты для проверки Д/З по теме: «Трансформаторы»;
- Таблицы;
- Географическая карта.
План урока.
Этапы урока. | Время, мин. | Приёмы и методы. |
II. Постановка целей и задач урока. | 2-3 | Проверка подготовленности к уроку.
Сообщение учителя. В форме теста и беседы |
II. Повторение изученного материала. | 7 | |
III. Изучение нового материала:
|
24-26 | Сообщения учащихся. Беседа. Заполнение таблицы в тетрадях. Рассказ учителя. Коллективное обсуждение. Самостоятельная работа. |
IV. омашнее задание. | 1 | Запись на доске. |
V. Итог урока. | 4-5 | Беседа по вопросам (с использованием схемы и таблицы). |
Ход урока
I. Постановка целей и задач урока:
- Организация учебной деятельности.
- Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока. Знакомство с планом изучения материала.
План изучения материала: (запись на доске)
- Первоначальные источники энергии на электростанциях.
- Преобразования энергии при работе разных систем энергоблоков.
- Мощность и КПД электростанций различных типов. Их размещение по территории нашей страны.
- Преимущества и недостатки различных типов электростанций в экологическом отношении.
- Перспективы использования экологически чистых электростанций (ветряные, солнечные, приливные, термальные).
- Передача электроэнергии.
- Использование электроэнергии.
II. Повторение изученного материала. (в форме теста)
III. Изучение нового материала.
1. Первоначальные источники энергии на электростанциях. Преобразования энергии при работе разных систем энергоблоков. Мощность и КПД электростанций различных типов. Их размещение по территории нашей страны. Преимущества и недостатки различных типов электростанций в экологическом отношении. Перспективы использования экологически чистых электростанций (ветряные, солнечные, приливные, термальные).
Конспект составим в форме таблицы (таблица из 9 колонок на 2 страницы).
Таблицу заполнить в процессе выступления учащихся с сообщениями.
Виды электростанций | Первичные источники энергии | Размещение | Превращения энергии | КПД | % вырабатываемой энергии | Мощность | Преимущества | Недостатки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Заслушиваются сообщения:
- О действующих электростанциях (ГЭС, ТЭС, АЭС) и ТЭЦ.
- О перспективных источниках энергии (ветра, воды, солнца, Земли и др.).
Заполняется таблица и на географической карте отмечаются флажками места
расположения электростанций.
2. Передача электроэнергии.
Потребители электроэнергии находятся повсюду. Производится же она в сравнительно немногих местах, близких к источникам топлива и гидроресурсов. Её невозможно законсервировать, поэтому необходимо сразу же потреблять после получения.
Поэтому возникает необходимость в передаче энергии на большие расстояния. Для этого строят линии электропередач (ЛЭП).
Как вам известно, согласно закону Джоуля – Ленца: , т.е. передача энергии связана с её потерями. Потери мощности можно определить следующим образом: , (т.е. ). Значит, потеря мощности зависит от силы тока и сопротивления.
Сопротивление , т.е. чтобы уменьшить сопротивление, надо увеличить толщину проводов, а это очень неэкономично, поэтому сопротивление уменьшить нельзя. Остаётся только уменьшить силу тока. Мы знаем, что P=IU поэтому, при постоянной мощности, уменьшая силу тока в несколько раз, надо увеличить напряжение во столько же раз.
Для увеличения напряжения используют повышающие трансформаторы. (Рассмотреть повышение и понижение напряжения <рисунок 1> или по рис. учебника).
Увеличить напряжение на генераторе невозможно, т.к. при этом необходима сложная реконструкция генератора. Максимальное напряжение, получаемое на генераторе, не превышает 16 – 20 кВ.
При очень высоком напряжении между проводами начинается коронный разряд, приводящий к потерям энергии. Допустимая амплитуда переменного напряжения должна быть такой, чтобы при заданной площади поперечного сечения провода потери энергии вследствие коронного разряда были незначительными.
Привести пример, где используются понижающие трансформаторы в данном населённом пункте.
3. Беседа с учащимися о ЕЭС.
4. Использование электроэнергии.
Рассмотреть вопросы, связанные с потреблением электроэнергии.
- Назвать потребителей и % потребляемой ими электроэнергии (сообщение).
- Привести примеры использования электроэнергии и количества потребляемой энергии в данном населённом пункте (в быту, на различных предприятиях, в школе и т.д.) за один день или неделю, или более длительный промежуток.
IV. Д/З.
V. Итог урока.
Подведение итога урока проводится в форме схемы
(заготовку схемы сделать заранее, заполнив верхнюю часть – первый блок)
Литература.
- Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы: М.: Просвещение, 1988
- Справочник школьника. Физика/ Сост. Т.Фещенко, В.Вожегова. – М.: Филологическое общество «Слово», компания «Ключ-С», АСТ, 1996
- Статьи из журналов «Физика в школе», «Наука и жизнь» (начиная с 1989г.)
- Учебник географии – 9 класс.
- Учебник физики – 11 класс, под ред. Мякишева и Буховцева.
- Учебник физики – 11 класс, под ред. Шахмаева.
- Физика и НТП: Кн. для учителя: Под ред. А.Т.Глазунова и др. – М.: Просвещение, 1988