Гуманистический подход в образовании предполагает создание фасилитарных условий для развития индивидуальных ресурсов каждого ученика, для его становления в качестве самодостаточной, инициативной и компетентной личности, имеющей возможности для эффективного самообразования. Реалии настоящего, связанные с тем, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, тем, что информация стала главным продуктом цивилизации, диктуют необходимость преподавания математики на достаточно высоком уровне и в гимназии с гуманитарно-языковой направленностью. Использование в математике наряду с естественными нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся чувства точности, экономности, информативности речи, формировать умение точно выражать мысли, отбирая для этого наиболее подходящие языковые (в частности символические, графические) средства.
Главным в процессе обучения математики мы считаем интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Реализация этих целей невозможна без адекватного математического содержания, которые должны усваивать учащиеся, и учета того факта, что “только в том случае школьник будет субъектом, соучастником обучения, если в математическом знании (а следовательно, и в содержании) будет отражен и процесс его получения, что, в основном, и определяет гуманитарный характер содержания” [5]. Исходя из этого, в концепции математического образования гимназии особое внимание уделяется организации учебной деятельности в соответствии с логикой и методологией научного познания. “Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания” [6].
Овладеть таким знанием школьник может лишь в процессе особым образом организованной учебной деятельности. И хотя “учебная деятельность школьников развертывается в соответствии со способом изложения уже полученных людьми продуктов духовной культуры, однако внутри этой деятельности, в своеобразной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присущи процессу реального создания таких продуктов, благодаря чему способ их получения сокращенно воспроизводится в индивидуальном сознании школьников” [2].
В соответствии с этим обучение в прогимназии (1-4 кл.) осуществляется по системам развивающего обучения (РО) Л.В. Занкова и образовательной системе “Школа-2100”, которые делают особый акцент на преподавание математики. Школа имеет в своем распоряжении учебные пособия, методические рекомендации, диагностические разработки федерального Центра развивающего обучения им. Л.В. Занкова (г. Москва), а также программу по математике 1 – 4 Министерства образования РФ, все педагоги начальной школы прошли специальную курсовую подготовку в центре Л.В. Занкова (система РО Л.В. Занкова) и в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО.РФ (система “Школа-2100”). В среднем и старшем звене обучение ведется по учебникам Г.В. Дорофеева и Ю.Н. Макарычева, Л.С. Атанасяна и Ш.А. Алимова.
Основной акцент в обучении делается на выявление и учет индивидуальных познавательных стилей учащихся и обогащение стилевого репертуара интеллектуального поведения ученика. Это достигается путем: “предъявления математического материала по принципу “текст в контексте”: математические сведения излагаются в контексте историко-культурных материалов, размышлений ученого, экспериментов исследователя, психологических комментариев и т.д.; использованием обучающих заданий, которые характеризуются отсутствием жесткого давления условий и требований; многовариантностью исходных данных и путей их рассмотрения; наличием мотивирующих и требующих рефлексии вопросов” [1]; многоуровневым характером учебных текстов, позволяющих осуществлять дифференцированное обучение; максимальной самостоятельностью ребенка, возможностью продвижения по учебному тексту в удобном темпе.
В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько учащийся самостоятелен в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Организация самостоятельной работы осуществляется с помощью индивидуальных и индивидуализированных форм обучения, такой подход в рамках гимназии осуществляется с помощью уровневой дифференциации. Учащиеся, обучаясь в одном классе по одной программе по одному учебнику, могут усваивать материал на различных уровнях.
Уровни усвоения и, в первую очередь, обязательные результаты обучения являются открытыми для учащихся, при этом уровень, на котором ведется преподавание, не отождествляется с обязательным уровнем усвоения. “Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, и учащиеся, потенциально способные, благодаря своим индивидуальным способностям, усвоить больше, не будут двигаться дальше. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс”. [3] Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая учащимся одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению. Благодаря этому школьник имеет возможность “отступления” в случае ошибки в выборе гуманитарного профиля.
Высокий уровень информатизации учебно-воспитательного процесса, достигнутый в немалой степени благодаря победе гимназии в конкурсе школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы (национальный проект “Образование”), позволяет учащимся самостоятельно восполнять пробелы в знаниях, а сильным учащимся самостоятельно получать новые знания, используя возможности кабинета самоподготовки. В распоряжении гимназистов современные компьютеры, медиатека с широким выбором дисков по всем предметам учебного плана, свободный выход в Интернет, для учащихся 11 классов приобретены диски, позволяющиеся подготовиться к единому государственному экзамену, пройти компьютерное тестирование в форме ЕГЭ.
С целью развития инновационных процессов, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса для получения результатов, соответствующих потребностям и интересам учащихся школы в гимназии создана математическая лаборатория, возглавляет которую кандидат физико-математических наук, доцент ГОУ ВПО “Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара” Елисеев Е.М. Вся работа предметной лаборатории учителей математики строится в соответствии с задачами и планами гимназии, во взаимосвязи с кафедрами ВУЗов города, НИРО, Федерального центра развивающего обучения г. Москвы.
Особое внимание в работе уделяется вопросу создания условий для самореализации детей, проявляющих интерес к математике. Это связано с отсутствием достоверной ранней диагностики способностей детей, проявлением к 13-14 годам математических склонностей у некоторых учащихся, обучающихся в гимназии с гуманитарно-языковой направленностью и не желающих по ряду причин переходить в другое образовательное учреждение.
С этой целью создан математический кружок для 5-6 и 7 классов; с 1998 г. по 2005 г. на основании договора о научно-педагогическом сотрудничестве между гимназией и МГУ им. М. Ломоносова, на базе школы работало отделение математики филиала открытого лицея "Всероссийская заочная многопредметная школа" (ОЛ ВЗМШ) для учащихся 8-11 классов, с 2004 г. учащиеся, проявляющие интерес к предмету, имеют возможность заниматься на факультете довузовской подготовки Нижегородского государственного университета в рамках городской программы “Одаренные дети”.
На развитие математических способностей направлена подготовка к защите творческого экзамена. Существующий более 10 лет творческий экзамен является одной из форм итогового контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся и считается обязательным для учеников 5-8 и 10 классов. Целью творческого экзамена является раннее раскрытие интересов и склонностей детей к научно-поисковой деятельности. Количественный выбор работ по математике практически стабилен: 2004-2005 уч. год – 32 работ; 2005-2006 уч. год – 30 работ; 2006-2007 уч. год - 34 работ (в гимназии (в 5-11 классах ежегодно обучается в среднем 315-320 человек).
В 1999 году была создана новая структура – научное общество учащихся, к основным задачам которого относятся: содействие повышенного престижа и популяризации научных знаний; знакомство школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы; делегирование школьников на научные конференции разного уровня; издание научно-исследовательских ученических работ. Выполнение научных работ курируют преподаватели ГОУ ВПО “АГПИ им. А.П. Гайдара” доценты Елисеев Е.М. и Нестерова Л.Ю. Преподаватели пытаются в процессе обучения отразить гуманитарный, методологический аспект математики, включать школьника в активную математическую деятельность поискового характера, когда усвоение школьниками информационной компоненты содержания образования, освоение ими опыта творческой математической деятельности, развитие положительных качеств мышления происходит в комплексе, одновременно. Именно при этом, как мы считаем, происходит интеллектуальное воспитание – такая “форма организации учебной либо внешкольной деятельности учащихся, в рамках которой каждому ребенку оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью развития его индивидуальных интеллектуальных возможностей” [4].
Становление и развитие личности как системного явления средствами математики в гимназии по ступеням образования можно представить следующим образом:
I ступень | Система РО Л.В. Занкова Образовательная система “Школа 2100” |
Конкурс юных математиков начальной школы | Городские, областные, российские, международные конкурсы, по математике, проводимые на базе гимназии Интернет-конкурсы | ||||
II ступень | Использование дидактических принципов систем РО Эльконина-Давыдова, Л.В. Занкова | Кружок юных математиков (5-7 кл.) | Творческий экзамен по математике | Конкурс юных математиков (5-7 кл.) | |||
III ступень | Школьная олимпиада по математике (8-11 кл.) | ОЛ ВЗМШ (8-11 кл.) Факультет довузовской подготовки |
ТНГ математиков в НОГ (8-11 кл.) |
Исходя из специфики гимназии гуманитарно-языкового профиля целью изучения математики является такое овладение ею, при котором математика стала бы для учащегося:
- особым языком описания действительности;
- особым средством решения практических задач;
- специфической системой построения знаний;
- источником общих методов познания и решения проблем;
- одной из областей действительности, в которой вырабатываются культурные и нравственные ценности;
- одним из средств реализации и развития индивидуальных интеллектуальных возможностей.
Литература
- Гельфман Э.Г. Концепция и программа проекта “Математика. Психология. Интеллект”. Математика 5-9 классы. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1996.
- Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математики //Математика в школе. - №4, 1990.
- Обогащающая модель обучения: Методические указания, книга для учителя /Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Е.И. Жилина и др. – Томск: Изд-во Томского университета, 2002.
- Основы технологии развивающего обучения: Учебное пособие /Т.П. Григорьева, Г.А. Иванова, Л.И. Кузнецова, Е.Н. Перевощикова. – Н. Новгород: НГПУ, 1997.
- Якиманская И.С. Требования к программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. - №2, 1994.