Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Общедидактическая цель (ОДЦ): создать условия для усвоения первичного закрепления знаний по теме “Действия с дробями”
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
- Образовательный аспект: формирование умения находить значение разности дробей с одинаковыми знаменателями; закрепление способов действий при решении задач на дроби.
- Развивающий аспект: создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу.
- Воспитательный аспект: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.
Этапы урока | Цель | Содержание урока | ||||||||||
I. Самоопределение к деятельности (организационное начало). |
Организация положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | 1. Эмоциональный настрой. 2. Определение готовности учащихся к уроку. 3. Целеполагание на урок математики. |
||||||||||
II. Актуализация знаний. | Подготовка мышления детей: актуализация ЗУН, достаточных для используемых на уроке способов действий; тренировка соответствующих мыслительных операций. | У детей карточки с заданиями. 1. Найти от 24. 2. Найти число, которого составляет 120. 3. Найти 3% от 300. 4. Какую часть составляют 4см от 7см? 5. Найти число, 5% которого составляют 20. 6. Найти от а. 7. Найти число, 6% которого составляют k. 8. Какую часть года составляет 1 месяц? 9. Найти от 60. 10. Найти число, которого составляет 60. О чем нам могут рассказать таблицы-опоры?
Ученики рассказывают правила. Перед детьми ставится задача: распределить задания на группы в соответствии с таблицами и решить устно. |
||||||||||
III. Постановка учебной задачи. | Создание затруднения в деятельности учащихся, фиксирование во внешней речи причины затруднения, постановка цели и формулирование темы урока. | 900 - 10; 120 - 45; – ; 1200 - 1 Что общего в записях? (Разности). Найдите значения выражений. – - Затруднились, т.к. значения разностей дробей не находили. Какую цель мы поставим на урок? (Научиться вычитать дроби). Сформулируйте тему урока (Вычитание дробей). |
||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания”). | Организация деятельности, направленная на выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, фиксирование в речи и знаково. | Работа в группах (у
каждой группы полоска бумаги) Постарайтесь найти значение разности – Разделите перегибанием полоску на 8 равных частей и проиллюстрируйте пример на вычитание: – Демонстрация полученных результатов. Обсуждение. Что, на ваш взгляд, является ошибкой в решении… группы и почему? Какое решение, по вашему мнению, является более правильным и почему? Почему вы выбрали именно такое решение? (Опираясь на иллюстрацию примера на полоске). Выведите правило вычитания дробей Исследуйте, что мы должны контролировать, чтобы не допустить ошибку? (знак, знаменатели должны быть одинаковые) Зафиксируйте наш вывод в буквенном оформлении – = Расскажите правило Давайте посмотрим, а как у автора? (Л.Г.Петерсон. Математика. 4 класс) Чтение правила Расскажите в парах друг другу. |
||||||||||
V. Первичное закрепление во внешней речи | Организация деятельности по решению типовых заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи | Выполнение заданий по
учебнику: 1. Составление по рисунку примеров на вычитание и решение их. 2. Выполнение вычитания с помощью числового луча. 3. Нахождение значений выражений: - = - = - = |
||||||||||
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Организация индивидуальной работы учащихся, создание ситуации успеха. | I вариант 1. Найди значения разностей: а) - б) - 2. Реши задачу: Коле осталось решить примеров. примеров он решил. Какую часть примеров еще осталось решить Коле? |
II вариант 1. Найди значения разностей: а) - б) - 2. Реши задачу: За два дня турист прошел пути. В I день он прошел пути. Какую часть пути прошел турист за II день? |
|||||||||
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают себя. | ||||||||||||
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Организация работы учащихся на тренировку ранее изученных алгоритмов, включение нового знания в систему знаний. | а) Работа с задачей: На базе было 630 кг яблок. В первый магазин отправили , а во второй всего количества имеющихся на базе яблок. Сколько килограммов яблок осталось на базе? 1. Чтение задачи, выполнение схемы 2. Исследование задачи Как вы думаете, во второй магазин отправили яблок больше или меньше, чем в первый? Докажите. Осталось яблок больше или меньше, чем отправили? 3. Анализ задачи и решение Проанализируйте задачу. Кто уже знает, как решать задачу? Кому нужны карточки-помощники? Кому нужна моя помощь? Одни дети решают задачу самостоятельно (1 ученик с обратной стороны доски), другие с использованием карточек-помощников, третьи под руководством учителя. 4. Проверка В результате обсуждения выявляются различные способы решения: |
||||||||||
I способ 1) 630 : 9 х 4 = 280 (кг) - … 2) 630 : 9 х 3 = 210 (кг) - … 3) 280 + 210 = 490 (кг) - … 4) 630 – 490 = 140 (кг) |
II способ 1) + = ябл.- … 2) 630 : 9 х 7 = 490 (кг) - … 3) 630 – 490 = 140 (кг) |
|||||||||||
Какой способ рациональнее? Какой легче? 5. Нахождение способа решения с переносом нового знания в более сложную ситуацию III способ Мальчик Федя так начал решать задачу: 1) + = ябл . - … 2) 1 - = Он затруднился в вычислении. Обсудите в парах, как рассуждал мальчик, попробуйте вычислить и продолжите решение. Объяснение. Ответы детей. 6. Работа с задачей после решения Что еще можно спросить в задаче? (- На сколько в первый магазин отправили яблок больше, чем во второй? - Во сколько раз в первый магазин отправили яблок больше, чем осталось на базе? и т.д.) 7. Вопрос с дополнительным данным Сколько ящиков с яблоками осталось на базе, если известно, что в каждом ящике по 20кг яблок? 8. Подведение итогов по решению задачи - Были ли трудности при решении задачи? Как их избежать? б) “Блиц-турнир” Составь выражение и найди его значение. Можно советоваться в парах. 1) У Алены было 7 вафель.4 вафли она съела. Какую часть вафель она съела? И 2) недели были ясные дни, а - пасмурные. На сколько ясных дней было больше, чем пасмурных? Я 3) На тарелке лежит 10 пирожков, что составляет всех испеченных пирожков. Сколько всего испекли пирожков? Л Проверьте правильность решения, подставив числа в таблицу.
Получилось слово “лилия”. Рисунок. Сообщение. На Руси белую кувшинку называют водяной розой или лилией. Ее цветки раскрываются утром, а вечером закрываются и “прячутся” под воду. В рыцарские времена у каждого рыцаря был герб. Гербы отличались расцветкой и рисунком. Каждый элемент имел определенное значение. Основой всякого герба был щит. Кто знает, что означало изображение лилии на щите рыцаря? (Расцвет и успех). |
||||||||||||
VIII. Рефлексия деятельности. | Организация самооценки учениками деятельности на уроке. | 1) Назовите тему урока Что вам помогло вывести способ нахождения разности дробей? На что мы должны обращать особое внимание при вычитании дробей? Какие задания вы бы выбрали для самостоятельной домашней работы? (Обсуждение, выбор) 2) Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. 3) Закончите любое из предложений: Сегодня на уроке я научился … я был удивлен … мне удалось … мне было трудно … Какую цель поставим на следующий урок математики? |