Создание условий для преодоления проблем в развитии учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе оказания им индивидуально ориентированной психолого-педагогической и социальной помощи

Разделы: Начальная школа


“Создание условий для преодоления проблем в развитии учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе оказания им индивидуально-ориентированной, психолого-педагогической и социальной помощи”.

В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения становится немыслимой без организации системы КРО детей, испытывающих трудности в усвоении учебной программы, в адаптации к школе и социальному окружению.

Наша школа находится в старом районе. Жилищный фонд микрорайона школы представлен преимущественно частным сектором. Социально-профессиональный состав семей низкого уровня. Школа находится на окраине города, то есть далеко от социально-культурного центра.

Изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества имели и для нашей школы негативные последствия. В результате, безусловно положительного фактора – развития в городе гимназий, школ с углубленным изучением ряда учебных предметов, происходит отток наиболее способных учащихся в эти образовательные учреждения. И, наоборот, наблюдается приток детей с проблемами психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого) в нашу основную общеобразовательную школу, в результате чего она превратилась в полифункциональную: обучающую, воспитательную, развивающую (традиционные функции), и в психокоррекционую, оздоровительную (совершенно новые функции).

На данный момент наша школа – школа равных возможностей – адаптивная, со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные учащиеся, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Впервые в городе класс выравнивания был открыт в 1989 году в нашей школе, в котором я начала свою педагогическую деятельность и продолжаю до сих пор.

Резкое увеличение обучающихся в классах КРО произошло в 1994-1996 годах. Если в 1990году классов КРО в городе было 2, то в 1999 году их насчитывалось 12. Эти цифры о многом говорят, и, в первую очередь, что школы города активно пересматривают свой подход к обучению детей, испытывающих определенные трудности в обучении.

По инициативе Управления образованием в 1996 году из учителей начальных классов выравнивания города была создана проблемная группа, которую я возглавила.

Ощутимый результат работы классов КРО был бы невозможен без совместной деятельности органов управления образованием, непосредственно учреждений образования и науки. Такой “треугольник” в системе образования города уже сложился. Заинтересованными участниками развития КРО выступают Департамент образования Владимирской области, Управление образования, ряд общеобразовательных учреждений и кафедра коррекционной педагогики Владимирского областного Института Усовершенствования учителей.

С 1996 года проблемной группой был накоплен положительный опыт работы классов КРО, ведутся встречи со специалистами, семинары на тему: “Дети риска. Стратегия педагогической помощи и поддержки в системе школьного образования” и другие

За время работы, изучив особенности детей с ограниченными возможностями, причины, вызывающие те или иные отклонения, познакомившись и проанализировав работы специалистов, накопив достаточный опыт работы с детьми данной категории, подкрепленный собственными исследованиями и наблюдениями, пришла к выводу о необходимости модернизации системы КРО в условиях общеобразовательной школы, как одной из форм дифференцированного образования.

С очевидными позитивными переменами, пришедшими в систему школьного обучения детей с ЗПР, связан и ряд противоречий, существующих, с моей точки зрения, в сегодняшней начальной школе, исходя из которых, были определены проблемы и задачи, решение которых легло в основу данного опыта (Приложение 4).

Решая главное противоречие: “Между необходимостью социально-личностной реабилитации детей с ЗПР к сегодняшней жизни и отсутствием условий для познания возможностей собственной личности, ориентации в окружающей среде и интеграции в социальные отношения”, - мы выходим на решение целей и задач, стоящих перед школой, а, следовательно, на социальный заказ.

Кроме того, предлагаемый опыт создает разнообразные условия для развития и самореализации учащихся с разным уровнем возможностей и способностей, что соответствует выбранному учреждением курсу на становление школы адаптивного типа, то есть равных возможностей для всех.

Перспектива такова, что сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и ЗПР, каждый 10-й ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Кроме того, количество таких детей увеличивается, следовательно, будет возрастать и актуальность данного опыта. (Данные Международного Фонда охраны здоровья матери и ребенка. Материалы Владимирской областной научно-практической Конференции “Образование и здоровье”, 25.01.2002 г. Материалы Межрегиональной Конференции “Толерантность и интеграция детей с ОВ”, Владимир, 2003 год.)

Оказание индивидуально - ориентированной помощи детям с ЗПР, осуществление психолого-педагогического сопровождения и проведение социально-личностной реабилитации к сегодняшней жизни позволит:

  • решить задачи своевременной и активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе;
  • обеспечить коррекцию индивидуальных недостатков в развитии;
  • способствовать их личностному развитию;
  • обеспечить выполнение детьми требований Федерального образовательного стандарта;
  • что создаст условия для преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР.

В основе опыта лежат, во-первых, основные принципы модернизации школьного образования: гуманизация, дифференциация, личностно-ориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с ЗПР.

Во-вторых, дидактические принципы обучения, как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы УВП: принцип доступности обучения, наглядности, связи обучения с жизнью, индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.

В-третьих, основные принципы специальной педагогики:

  • принцип коррекционной направленности обучения и воспитания;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  • принцип комплексного подхода к диагностике и реализации возможностей детей с ЗПР в обучении и воспитании;
  • принцип достижения уровня общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимо для последующей социальной адаптации и интеграции в общество.

Помимо дидактики, как теории обучения, использовались последние научные достижения в области специальной психологии, а именно данные об индивидуальных особенностях детей с ЗПР младшего школьного возраста, закономерности их учебной деятельности и формирования личностных качеств (Концепция коррекционно-развивающего обучения, утвержденная Министерством образования РФ, рекомендации Института коррекционной педагогики РАО, НИИ дефектологии РАО, исследования современных ученых С.Г. Шевченко, В.И. Лубовского, Р.Д. Тригер, М.Н. Фишман, Г.М. Капустиной, Н.А. Ципиной, А.К. Марковой и др.).

Новизна данного опыта заключается в самом подходе к проблеме развития детей с ЗПР, в определении и реализации системных мероприятий, позволяющих подготовить ребенка с ЗПР к самостоятельной жизни. Инновационные подходы выражаются в следующих положениях.

  1. Выдвижение восстановительных, психологических, педагогических задач, обычно не включаемых в содержание и формы обучения и воспитания здоровых детей (игровые моменты, в процессе выработки того или иного практического навыка, акцент на коммуникацию, развитие познавательных умений, повышение социальной компетентности).
  2. Поиск и построение “обходных” путей, использование специфических средств обучения и развития, дифференцированное, пошаговое, развивающее обучение, учитывающее несформированность у ребенка с ЗПР рядя базовых механизмов.
  3. Организация реабилитационной среды отличной от воспитательной и образовательной среды здорового ребенка.
  4. Максимальное расширение реабилитационного пространства, означающее необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми с ЗПР за пределами учреждения.
  5. Включение родителей в процесс реабилитации с самых первых шагов.

Реализация ведущей идеи происходит через организацию комплексной работы (Рисунок 1)

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР главную роль играет психолого-педагогическое сопровождение (ППС-Приложение1), как специально организованная помощь-поддержка учащемуся в процессе его обучения, воспитания, развития, социализации. ППС включает в себя такие виды работ как:

  • Диагностика (индивидуальная и групповая) (Приложение 2);
  • Консультирование (индивидуальное и групповое);
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) (Приложение 3);
  • Психологическое просвещение и образование учащихся, педагогов, родителей;
  • Проектирование образовательных программ.

Причем,

  1. Коррекционно-педагогическая работа, как система мер, направленная на исправление и ослабление недостатков в развитии детей с ЗПР, занимает центральное положение в системе.
  2. Коррекция находится на перекрестке составных частей образования и имеет индивидуально-ориентированную направленность.
  3. По объему и значимости коррекционно-педагогическому процессу отводится главное место.
  4. Коррекция, как социальная система, имеет выход на среду (Рисунок 2).

В основу опыта положены такие психолого-педагогические принципы, как:

  • единство коррекции и развития;
  • единство возрастного и индивидуального;
  • единство диагностики и коррекции развития;
  • деятельностный принцип осуществления коррекции;
  • подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному.

Таким образом, построение коррекционно-педагогического процесса основывается на комплексном подходе, включающем лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление здоровья ребенка, общую коррекционную направленность УВП (Рисунок 3).

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Коррекция индивидуальных недостатков развития проводится на коррекционно-ориентированных учебных предметах и занятиях:

  • ЛФК,
  • Логопедические занятия;
  • Ритмика.
  • Также на индивидуально-групповых занятиях (общеразвивающие занятия – коррекция недостатков памяти, внимания и т.д., подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения).

Организация фронтальной работы предполагает изменения в содержании обучения, методах и формах работы.

Формой организации фронтальной коррекционной работы является урок. Становясь коррекционным, он приобретает ряд специфических особенностей, продиктованных состоянием эмоционально-волевой и познавательной сфер детей данной категории.

Одним их важных условий построения коррекционного обучения является включение мыслительных операций в процесс усвоения учебного содержания, так как продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.

В соответствии с этим происходит корректировка содержания учебного материала стандартных учебников по программе 1-4. Изменяется содержание упражнений или способы работы с ними, подбирается необходимый дидактический материал с учетом диагностики детей и поставленных в соответствии с нею задач.

Корректировка происходит в связи с активным включением в процесс обучения приемов умственных действий.

Изменения в содержании образования обусловлены еще и принципом доступности.

Коммуникативный подход, как смысловой аспект социального взаимодействия учитывается на всех уроках. Так как основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его участника, важная роль в формировании коммуникативных навыков и “душевной организации” ребёнка отводится и учителю и родителям. Ведь душевное здоровье школьников является не только предпосылкой эмоционального и физического благополучия ребёнка, но и условием хорошей школьной успеваемости, а также успешной последующей социализации, и оказывает существенное влияние на выбор жизненного пути. Поэтому в построении уроков учитываются доминирующие потребности учащихся, их мотивационная сфера, ведется работа с родителями, понимаемая как гуманизация и оздоровление среды обитания ребенка с особыми нуждами (консультативная работа, участие в уроках-концертах, утренниках, совместное посещение культурных центров и т.д.).

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельности, так как именно самостоятельное выполнение учащимися заданий дает информацию о фактическом усвоении учебного материала. Это способствует своевременному предупреждению и устранению пробелов в ЗУН.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с учащимися строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития, то есть создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;
  • восполнение пробелов дошкольного развития детей путем организации предметно-практической деятельности;
  • пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем;
  • дифференцированный подход к детям – с учетом сформированости ЗУН, который осуществляется поэтапно: выполнение предметно-практической деятельности, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
  • активизация речи в единстве с мышлением;
  • выработка положительной мотивации, формирование интереса к учебным предметам;
  • формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Необходимо особо подчеркнуть, что изменяется и характер оценочной деятельности педагога. При проверке и оценке ЗУН школьников учитываются такие принципы как:

  • объективность отражения в оценке реальных достижений учащихся;
  • отражение динамики и качества усвоения материала, систематичность и регулярность учета и контроля;
  • коррекционно-стимулирующая направленность проверки ЗУН;
  • дифференцированность требований, их соответствие индивидуальным особенностям школьников; использование индивидуального учета и контроля.

Для решения учебных и коррекционных задач применяются такие формы:

Формы контроля:

  • поэтапный контроль;
  • письменный тематический контроль – текущий и итоговый;
  • устный опрос;
  • парный и групповой взаимоконтроль;
  • домашний контроль;
  • самоконтроль и самооценка.

Формы индивидуальной и дифференцированной работы:

  • индивидуальные задания для самостоятельной работы, работа с рабочими тетрадями на печатной основе, индивидуальные домашние задания и т.п.;
  • нелинейная конструкция на уроке:
  • обучение всех,
  • два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная с отдельными учениками;
  • при повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий (выделяется 3 варианта – уровня для самостоятельных, контрольных и практических работ).

Личностно-ориентированный подход в опыте выражается в следующих положениях:

  • опора на положительные качества, подход к школьнику с ЗПР с оптимизмом и доверием;
  • просьбы, стимулирующие добрые дела;
  • организация успеха в учебе;
  • показ положительных примеров;
  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • внушение уверенности;
  • реализация потребностей в игре;
  • удовлетворение потребности в самореализации;
  • похвала, присуждение награды.

Говоря о толерантности и интеграции данной категории детей в общество, одной из задач является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе через развитие социальных навыков, способности к саморазвитию, умение разумно проводить досуг.

Разрешая проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка с обществом сверстников, с одной стороны, проводится работа с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, с другой стороны с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.

Работа в кружках “Юный натуралист”, “Домоводство” и “Резьба по дереву”, посещение культурных центров, участие в волонтерских и иных социально-поведенческих акциях, турпоходы и экспедиции, часы социально-ролевого взаимодействия, каникулярные досуговые лагеря развивают коммуникативные навыки, навыки правильного поведения, выполнение правил и норм, мотивирование к этому.

Таким образом, преодолевая проблемы в развитии через ППС и индивидуально-ориентированную помощь в обучении и воспитании, социальную помощь, учащиеся с ЗПР получают доступную для них степень независимости и самостоятельности в труде, быту и в свободное время, что позволяет им адаптироваться к условиям жизни в современном мире.