Использование прикладного проекта как нестандартной формы работы по формированию культурологической компетентности у учащихся на уроке или факультативе

Разделы: Иностранные языки


Сейчас большое внимание в обучении уделяется развитию творческих способностей учащихся. Для этого учителя используют различные педтехнологии и нестандартные формы уроков. Я попыталась объединить их. И хочу предложить вашему вниманию еще недостаточно разработанный, но интересный и необычный тип проекта – прикладной проект (applied project). Информации о таком проекте немного, но мне ее вполне хватило, чтобы апробировать и внедрить в свою систему обучения. Как и любой тип проекта внутри технологии метод-проектов, он наделен такими видами деятельности, которые помогают учителю решать коммуникативные задачи, формировать все ключевые компетентности. Прикладной проект предоставляет учащимся возможность мыслить, решать проблемные вопросы. Этот тип проекта имеет характер развивающего, личностно-ориентированного аспекта обучения. Он позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой на изучение иностранного языка, когда дети учатся с увлечением, когда раскрывается творческий потенциал каждого ученика. Прикладной проект направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление, научить ученика не только автоматически запоминать и воспроизводить то, чему его учат, а уметь переносить свои знания и умения на практическое применение, выводить свои идеи, учит чувству вкуса и аккуратности. Это эффективное средство от однообразия и скуки. Особенно большой успех он имеет среди младших школьников. Они любят рисовать, клеить, резать. А в сочетании с учебным материалом такой вид деятельности дает хорошие результаты. Обычно весь прикладной материал я готовлю сама, не сообщая заранее учащимся – это создает эффект новизны, что также положительно влияет на процесс обучения.

Такой тип проекта можно отнести к краткосрочным проектам. По количеству участников он может быть парным, групповым или личностным..

При подготовке к проекту я советую четко определить учебные задачи, подобрать необходимый материал, сделать заготовки. Советую продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать какую-то идею в виде вопросов или тезисов, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов.

По своей структуре этот проект схож с такой нестандартной формой работы, как урок-практикум:

I этап – я объясняю цель будущей работы и здесь же прослеживается мотивационный аспект;

II этап – введение новой информации, которая будет непосредственным объектом для прикладной деятельности;

III этап – инструктаж выполнения проекта;

IV этап – выполнения проекта;

V этап – отчет и объяснение действий;

VI этап – подведение итогов, рефлексия (самоанализ учащимися, анализ учителем).

А теперь все эти этапы я покажу на примере урока. Этот урок был посвящен дополнительной информации по теме “Великобритания” в 5 классе с углубленным изучением английского языка. Но материал этого урока можно использовать и в общеобразовательных классах при изучении страноведческих материалов, а так же на факультативах и кружках. Я представлю два варианта прикладного проекта по одной теме.

Тема: “ The Union Jack”

Цели:

  • познакомить учащихся с историей британского флага;
  • обобщить материал по теме и создать условия для творческой работы.

1. Dear friends, we’ll have an unusual lesson today. We’ll make a project. But the project will be also unusual. We’ll use not only our mind, our knowledge, our ideas, but also our hands.

You know that each project has a subject for discussion. Our subject will be “The Union Jack”( название вынесено на доску). Do you have any ideas to explain this phrase? Yes, it’s a name. But whose name? What’s name? To understand it, please, guess the crossword.

  1. The national emblem of Wales.
  2. The capital of Northern Ireland.
  3. The main river of England.
  4. The official language of Great Britain/

What is the Union Jack? It’s a flag. Would you like to ask me any questions?

Why is the British flag called the Union Jack? First of all let’s know why “Union”.

Look at the tables. You have some colour sheets of paper, colour stripes and glue. This material will help us to make an applied project.

Первый вариант – личностный проект. Каждый ученик имеет свой набор прикладного материала. Чтобы облегчить подготовку, учитель может использовать трафареты. Цветную бумагу и клей приносят ученики.

II. Look once more at the British flag and listen to some facts from the history of Britain and its flag.

The Union Jack is a mixture of several flags. It all began in 1606 when Scotland was joined to England and Wales. The Scotish flag, called St. Andrew’s Cross, blue with a white cross from corner to corner was joint to the English flag, called St. George’s Cross, White with a red cross. Later, in 1801, when Ireland was joined to the Union, the Irish flag of St. Patrick’s Cross was added, white with a red cross from corner to corner. So three flags of different saints, colours and crosses formed the Union Jack or the Union Flag.

III. Now I want you to create the Union Flag. Use the instructions.

Listen to the text once more to determine:

- what flags are in the Union Jack;

- how these flags look like;

- what is the order of joining up.

2. Try to create each of these flags using the applied material.

3. Put all the flags together to make the union one.

4. Explain your actions.

Инструкции можно вынести на доску, а можно приготовить каждому ученику индивидуально. Также на доску выносятся имена собственные и такие слова как CROSS, CROSS FROM CORNER TO CORNER, даты - 1606, 1801.

Учащиеся выполняют проект, проговаривая основную информацию. Делают необходимые записи.

Контроль проводится в виде рассказа по созданному проекту.

Второй вариант основной деятельности – групповой проект (малочисленные группы). Каждая группа получает определенное задание. На столы ставятся таблички:

- England and Wales

- Scotland

- Ireland

Учащиеся распределяются и закрепляются за этими табличками.

(распределение можно осуществить с помощью жеребьевки)

Начало урока можно оставить таким, как и в предыдущем варианте (этап I). А затем переходим к следующему этапу – II (в нем сочетаются III, IV,V этапы).

You should listen to the interesting story, create your flag, name it and date the joining. (работа выполняется всей группой с одним пакетом материала)

Историю для аудирования можно изложить в виде легенды, разделив ее на части.

1) There were three countries: England, Scotland and Wales. Each country had got its own national flag. England had a white flag with the red cross. It was named St. George’s Cross. Scotland had blue flag with the white cross from corner to corner. It was named St. Andrew’s Cross. Ireland had a white flag with the red cross from corner to corner. It was named St. Patrick’ Cross.

Please, create your flags. ( учащиеся работают в группах несколько минут)

Will you show? Very good.

2) In 1606 Scotland was joined to England. The flags were joined too.

Please, “England” and “Scotland”, unite and create the new flag.

What about you, “Ireland”? You also want to unite, but you have some questions about their new flag. ( третья группа готовит вопросы о создаваемом флаге)

  1. What colour is the new flag?
  2. How many crosses does it have?
  3. What are the names of the crosses?
  4. When were the flags joined?
  5. Why were the flags joined?

(вопросы даются предполагаемые)

Is the new flag ready? Show us. All right. Please, answer the questions of the third group.

3) In 1801 Ireland was joined to the Union. And the Irish Flag was joined to the Union Flag.

Please, unite and create the new flag.

Can you explain your actions?

Compare your flag with the flag on the blackboard. Are they the same? What is the result of our project. You joined and got the product. You were the union, and the flag became union too.

Now we know why the British flag is named “Union”. But why Jack? Try to explain it at home. ( можно задать найти информацию в справочниках, а можно самим придумать свою версию).

Таким образом мы получили продукт индивидуальной и групповой деятельности, провели исследовательскую работу, была проделана работа по формированию культурологической и коммуникативной компетентностей и, наконец, учащиеся получили не только необходимые знания фактического страноведческого материала, но и большое удовольствие.