Цели:
- Научить различать звуки согласные [3], [ 3], обозначать их на письме буквой 3.
- Научить читать слова с новой буквой. Совершенствовать навык чтения с изученными буквами.
- Развивать орфографическую зоркость. Продолжить работу над развитием устной и письменной речи, внимания, памяти.
- Прививать любовь к природе.
Оборудование: рисунки с животными (заяц, зебра, волк, белка), слоговая таблица, ребус, картины на тему “Зима”, карточки со словами на безударную гласную и парную согласную, плакат с печатной и прописной буквой с рисунками на букву 3, доска, буквы из наждачной бумаги, азбука, прописи № 5.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Сообщение темы:
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком, научимся писать прописную букву, обозначать этот звук. Будем упражняться в нахождении слов на безударную гласную, парную согласную, будем отрабатывать умение писать и читать слова с изученными буквами.
III. Раскрытие темы:
А) Повторение изученных букв. Упражнение на внимание (учитель называет буквы по алфавиту, учащиеся находят по таблице).
Б) Игра “Найди лишнее”.
Учащимся предлагаются картинки с изображением животных: зайца, зебры, волка, белки.
Даются задания:
– Рассмотрите картинки и найдите лишнюю. (зебра) Почему вы решили, что картинка с изображением зебры лишняя? (животное, которое не живет в наших лесах)
– Назовите животных, в названии которых есть одинаковый звук. (заяц, зебра)
В) Фонетическая зарядка.
– Произнесем звук так, как поют комарики (3 – з – з... )
Г) Знакомство с новыми звуками [3], [3?].
Зебра. Дайте характеристику 1 – го звука. [з], [з’] – согласный, звонкий, мягкий.
Заяц. Произнесите первый звук. [з] – согласный, звонкий, твердый.
– Посмотрите, кто к нам пришел на урок? (на доску учитель прикрепляет рисунок героя из книги
“Капельки солнца” Петю Зайцева) – Петя Зайцев хочет узнать все о букве 3.
– Какой звук обозначает буква?
– На какую цифру похожа буква?
– В каких словах встречается?
Если вы ответите на все вопросы, то он вам раскроет тайну, как называлась эта буква в старославянском букваре. После каждого этапа полученных знаний, на доске будет выставляться картинка.
Послушайте, что случилось с ним, когда он жил еще лесу.
– Запомните слова со звуком [3], [3’], которые встретятся вам в сказке “Нелетающий зонт”.
Д) Чтение учителем сказки (стр. 107 “Занимательное азбуковедение” В. В. Волина).
Беседа после чтения:
– Как вы думаете, почему не полетел зонт у волка? Какие слова со звуком [3] запомнили?
Е) Знакомство с буквой: (с опорой на плакат, с печатной и прописной буквами и с рисунками на букву 3)
– На какую цифру похожа буква 3?
На эту букву посмотри, она совсем, как цифра три.
– Сравним прописные и печатные буквы. Что вы заметили? (печатные буквы одинаковы по начертанию, различаются размером, а прописные различаются по начертанию)
– Из скольких элементов состоит сточная прописная буква 3 ? (Из двух)
– У каких строчных букв есть такой же элемент, как и у буквы 3 ? (д, у)
Ж) Работа в прописи стр. 11.
– Итак, завершим схемы – человечка – буквы 3. Что мы узнали о букве 3? (Буква похожа на цифру 3, она обозначает согласные звуки [ з], [з’].
Петя Зайцев выставляет первую картинку (рисунок с предметом на [з’]).
З) Объяснение написание буквы учителем.
Начинаю писать букву, как цифру 2 с “головки”. Закругляю, веду влево и не доведя до строчки, перехожу к написанию петли. Петля пересекается на строчке.
И) Обвод буквы з из наждачной бумаги указательным пальцем, разучивание считалки:
Ти-ли – ти-ли, ти-ли-бом.
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорей сбегай в лес!
Сделай заиньке компресс!
Й) Написание в воздухе.
К) Обведение буквы в табло, на строчке.
Написание букв у, з, д.
– Где пересекается петля? (на строчке)
– Одинаковой длины петля у всех этих букв?
– Одинаково ли будут соединяться эти буквы с последующими?
Звучит фонограмма на тему “Зима”.
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла зима
Физминутка (дети под музыку делают движения, показывая, как летят снежинки, кружатся, . приседают, встают и т. д. )
Л) На доске появляются снежинки.
– Прочитайте слоги, где звук [з] – твердый.
– Прочитайте слоги, где звук [з’) – мягкий.
Азбука
М) Работа с текстом “ Зимние картины”.
– Вторая задача перед нами узнать о слоге ЗА. Посмотрите по тексту, возьмите карандаш и подчеркните слог ЗА в словах, (дети читают текст и находят слова со слогом ЗА, на доске записаны слова из текста с приставкой ЗА).
Застыли | озера и реки |
Завели | песни злые ветра и метели |
Закрутила | по земле поземка |
Засопел | барсук |
Заснули | медведи |
Завывает | волк |
Заиндевели | ветви берез и осин |
– Прочитайте слова со слогом ЗА. (учитель сверяет с доской, все ли слова нашли)
– Где стоит слог ЗА? Какую часть слова обозначает? Меняется ли смысл слова без приставки? (ЗА – часть слова, которая стоит в начале слова это приставка, от которой зависит смысл слова)
– Мы выполнили вторую задачу, узнали, что слог ЗА является приставкой. Петя Зайцев выставил вторую картинку (рисунок предмета на букву Е).
Н) Работа с текстом.
– Давайте прочитаем текст и узнаем о чем он.
– Прочитайте заголовок. Можете вы уже предположить, о чем будет идти речь? Давайте прочитаем и выясним все до конца.
Чтение со звуковым ориентиром за учителем.
Беседа после чтения:
– о каком времени года идет речь в тексте? (В тексте описывается зима)
– Назовите какие действия совершают ветры, метели, озёра, реки, позёмка, (чтение с опором на слова, которые записаны на доске).
– Про кого так можно сказать? (Про человека)
– Вы обратили внимание, как автор “очеловечивает” природу, наделяет ее человеческими чертами характера?
– О каких еще признаках зимы в тексте идёт речь, (мороз, учитель показывает карточку с этим словом, идёт работа над запоминанием правописания слова, сравнение со словом холодно
– По описанию текста понятно как автор относится к этому времени года? (Да, понятно он любит зиму)
– Докажите, (автор говорит о красоте зимнего леса. Очень красивы ветви берёз и осин в инее. Зелёные ели и сосны выделяются в зимнем лесу)
Посмотрите еще раз на иллюстрацию. Подтвердились наши предположения?
– Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или к определенной части? (Нет, не ко всему тексту, второй абзац).
Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в зимнем лесу, (звучит музыка, дети представляют картины зимы)
– Какие картины вы представили?
– Куда же спрятался зайчик (учитель вывешивает картинку)
– Заяц сидит за сугробом.
Физминутка:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Раз – два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто – то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал (дети садятся)
Итог: Чем слог ЗА еще бывает? Мы узнали, что – ЗА – бывает частью словом – приставкой и пишется слитно со словом, а если-за-отдельное слово, то – предлог и пишется раздельно со словом. И мы получаем третью картинку. (рисунок предмета на М)
О) Работа в прописи.
– Запишите слоги. Обратите внимание на соединения, (на доске вывешивается слоговая таблица)
ЗА | ЗО | МОК |
ВОД | БОР | Н |
АЗ | БУ | Т |
В | КА | Д |
– Составьте слова по слоговой таблице, (забор, замок, завод, азбука, зонт)
– Работа со словами.
– Назовите слова со слогом ЗА, что вы заметили (слово замок по разному произносится в зависимости от ударения произношения меняется смысл слова)
– Запись слов с буквы 3.
– Чтение слов по азбуке: на доске
зал лаз Зов воз Зуб буз
– Продолжаем узнавать о словах со звуком 3.
– Почитайте слова, объясните смысл каждого слова.
– Какое слово не является словом. Почему?
– Прочитайте слово с согласным на конце. Какой звук слышите?
Что надо сделать, чтобы ясно слышать звук? (изменить лаз – лазить, воз – возить).
– Прочитайте слово с парной согласной в середине слова, (учитель вывешивает таблицу со словами: узкий – узок)
– Прочитайте слова с безударной гласной в корне, которую надо проверить, (учитель вывешивает таблицу
Итог: Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так чтобы эта гласная была под ударением.
Упражнение в прописи: изменить слово так, чтобы гласная стояла под ударением
Найди лишнее слово (коза) Почему так решили?
Как из цветка получить животное
Итак, мы поработали со словами со звуком 3 и получили еще одну картинку (учитель вывешивает рисунок предмета на Л. )
Составление и запись предложений. Подчеркивание опасных мест
У розы шипы. В корзине шишки. У козы рога.
Итог: Что же мы узнали о новом звуке? (звук 3 – согласный, парный, звонкий может быть мягким и твердым) обозначается буквой 3. Мы узнали, что слог ЗА может быть частью слова, приставкой и отдельным словом, предлогом. (на доске составлена схема опора)
Наш урок заканчивается и назовите последнюю букву алфавита. (учитель показывает рисунок с предметом на я)
– Прочитаем каким словом называли в старославянском букваре букву 3. (ученики называют первый звук в названии каждого предмета на рисунке).
З Е М Л Я
Урок окончен. Петя Зайцев благодарит за работу.