Развитие речи на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


I. Постановка цели урока.

- На уроках развития речи вы уже не раз учились писать изложение. Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать изложение с большей долей самостоятельности.

II. Чтение текста. Беседа по содержанию.

- Прочитайте текст про себя. Думайте, о ком и чём говорится в рассказе.

Знакомые следы.

Никишкин дедушка учил своего внука следы зверей читать.

Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.

Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда выводят к жилью человека.

Домой Никиша пришёл усталый. Мальчик был счастлив.

Д. (дети) – В рассказе говорится о мальчике Никише, его дедушке и мальчиках. О том, как ребята заблудились в лесу, а Никиша вывел их из леса по собачьим следам.

У. (учитель) – В какое время года происходят события?

Д. – Зима.

У. – Чтобы ярче представить эту картину, я предлагаю вам посмотреть несколько слайдов.

Показ на компьютере презентации (Приложение 1)

У. – Прочитайте текст вслух.

- Кто учил Никишу читать следы зверей?

Д. – Дедушка учил Никишу читать следы зверей?

У. – Когда и где произошла эта история?

Д. – Эта история произошла в лесу зимой.

У. – Как заблудились ребята?

Д. – Они побежали по следам и заблудились.

У. – Что в этот момент испытывали ребята?

Д. – Они очень испугались.

У. – Чьи следы увидел Никиша?

Д. – Никиша заметил собачьи следы.

У. – Что знал Никиша о собачьих следах?

Д. – Эти следы всегда к жилью выводят.

У. – Какие чувства испытал мальчик?

Д. – Он был очень счастлив, хотя и устал.

У. – Оцените поступок Никиши.

Д. – Никиша выручил ребят. Он поступил по-товарищески.

У. – Что помогло Никише?

Д. – Ему помогли те знания, которые он получил от своего дедушки7

III. Составление плана рассказа.

- Чтобы при письменном пересказе ничего не пропустить, нам необходим план. Сегодня мы будем его составлять вместе с вами.

У. – Сколько будет пунктов плана?

Д. – Будет 4 пункта, т. к. 4 части в тексте.

У. – Прочитайте 1 часть. Что в ней самое главное? Придумайте название.

Д. – Самое главное, что дедушка учил своего внука узнавать следы зверей.

Дедушкина наука.
Дедушкины уроки.

Аналогичная работа с каждой частью.

План.

1. Дедушкины уроки.
2. Заблудились.
3. Собачьи следы.
4. Довольный Никиша.

IV. Пересказ по плану. Словарная работа.

У. – Прочитайте рассказ ещё раз. Закройте учебники. Попробуйте пересказать по плану.

У. – Расскажите 1 часть.

Д. 1 – Дедушка Никиши учил внука узнавать следы в лесу.

Д. 2. – У Никиши есть дедушка. Он учил своего внука читать звериные следы.

У. – Расскажите 2 часть.

Д. 1. – Однажды ребята шли через лес. Выпал пушистый снег. На нём видны разные следы. Ребята побежали по следам всё дальше в лес. А потом они поняли, что заблудились и очень испугались.

Д. 2. – Как-то раз мальчики шли домой через лес. Было много снега. На снегу видны звериные следы. Ребята побежали по следам и заблудились.

У. – Расскажите 3 часть.

Д. 1. – Вдруг Никиша заметил знакомые следы. По ним он вывел ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к человеку выводят.

Д. 2. – Вдруг Никиша увидел собачьи следы. Они всегда к жилью выводят. По этим следам Никиша вывел друзей к сторожке лесника.

У. – Расскажи 4 часть.

Д. 1 - Никиша пришёл домой счастливым и довольным.

Д. 2. – Никиша очень устал. Он был доволен, что помог друзьям.

Пересказ текста целиком. 1-2 ученика.

IV. Орфографическая подготовка. (Проводится по усмотрению учителя.)

Безударные гласные в корне

сл. . ды

зв. . рей

ч. . тать

в с. . ло

б. . жать

выв. . ли

к ст. . рожке

л. . сника

ж. . льё

поб. . жали

д. . мой

в. . дны

Непроизносимые согласные

счас. . ливый

Слова из словаря

. . днажды

р. . бята

х. . р. . шо

всегда

Слова с трудными написаниями

увидел

заметил

вывели

V. Самостоятельная работа детей.

VI. Итог урока.

У. –Чему учились?

- Что узнали нового?

Оформление доски.

ПЛАН

1. Дедушкины уроки.
2. Заблудились.
3. Собачьи следы.
4. Довольный Никиша.
Однажды…
Как-то раз…
Вдруг…
увидел, заметил, вывели
пришёл