I. Постановка цели урока.
- На уроках развития речи вы уже не раз учились писать изложение. Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать изложение с большей долей самостоятельности.
II. Чтение текста. Беседа по содержанию.
- Прочитайте текст про себя. Думайте, о ком и чём говорится в рассказе.
Знакомые следы. Никишкин дедушка учил своего внука следы зверей читать. Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята. Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда выводят к жилью человека. Домой Никиша пришёл усталый. Мальчик был счастлив. |
Д. (дети) – В рассказе говорится о мальчике Никише, его дедушке и мальчиках. О том, как ребята заблудились в лесу, а Никиша вывел их из леса по собачьим следам.
У. (учитель) – В какое время года происходят события?
Д. – Зима.
У. – Чтобы ярче представить эту картину, я предлагаю вам посмотреть несколько слайдов.
Показ на компьютере презентации (Приложение 1)
У. – Прочитайте текст вслух.
- Кто учил Никишу читать следы зверей?
Д. – Дедушка учил Никишу читать следы зверей?
У. – Когда и где произошла эта история?
Д. – Эта история произошла в лесу зимой.
У. – Как заблудились ребята?
Д. – Они побежали по следам и заблудились.
У. – Что в этот момент испытывали ребята?
Д. – Они очень испугались.
У. – Чьи следы увидел Никиша?
Д. – Никиша заметил собачьи следы.
У. – Что знал Никиша о собачьих следах?
Д. – Эти следы всегда к жилью выводят.
У. – Какие чувства испытал мальчик?
Д. – Он был очень счастлив, хотя и устал.
У. – Оцените поступок Никиши.
Д. – Никиша выручил ребят. Он поступил по-товарищески.
У. – Что помогло Никише?
Д. – Ему помогли те знания, которые он получил от своего дедушки7
III. Составление плана рассказа.
- Чтобы при письменном пересказе ничего не пропустить, нам необходим план. Сегодня мы будем его составлять вместе с вами.
У. – Сколько будет пунктов плана?
Д. – Будет 4 пункта, т. к. 4 части в тексте.
У. – Прочитайте 1 часть. Что в ней самое главное? Придумайте название.
Д. – Самое главное, что дедушка учил своего внука узнавать следы зверей.
Дедушкина наука. |
Дедушкины уроки. |
Аналогичная работа с каждой частью.
План.
1. Дедушкины уроки. |
2. Заблудились. |
3. Собачьи следы. |
4. Довольный Никиша. |
IV. Пересказ по плану. Словарная работа.
У. – Прочитайте рассказ ещё раз. Закройте учебники. Попробуйте пересказать по плану.
У. – Расскажите 1 часть.
Д. 1 – Дедушка Никиши учил внука узнавать следы в лесу.
Д. 2. – У Никиши есть дедушка. Он учил своего внука читать звериные следы.
У. – Расскажите 2 часть.
Д. 1. – Однажды ребята шли через лес. Выпал пушистый снег. На нём видны разные следы. Ребята побежали по следам всё дальше в лес. А потом они поняли, что заблудились и очень испугались.
Д. 2. – Как-то раз мальчики шли домой через лес. Было много снега. На снегу видны звериные следы. Ребята побежали по следам и заблудились.
У. – Расскажите 3 часть.
Д. 1. – Вдруг Никиша заметил знакомые следы. По ним он вывел ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к человеку выводят.
Д. 2. – Вдруг Никиша увидел собачьи следы. Они всегда к жилью выводят. По этим следам Никиша вывел друзей к сторожке лесника.
У. – Расскажи 4 часть.
Д. 1 - Никиша пришёл домой счастливым и довольным.
Д. 2. – Никиша очень устал. Он был доволен, что помог друзьям.
Пересказ текста целиком. 1-2 ученика.
IV. Орфографическая подготовка. (Проводится по усмотрению учителя.)
Безударные гласные в корне сл. . ды зв. . рей ч. . тать в с. . ло б. . жать выв. . ли к ст. . рожке л. . сника ж. . льё поб. . жали д. . мой в. . дны |
Непроизносимые согласные счас. . ливый |
Слова из словаря . . днажды р. . бята х. . р. . шо всегда |
Слова с трудными написаниями увидел заметил вывели |
V. Самостоятельная работа детей.
VI. Итог урока.
У. –Чему учились?
- Что узнали нового?
Оформление доски.
ПЛАН
1. Дедушкины уроки. 2. Заблудились. 3. Собачьи следы. 4. Довольный Никиша. |
Однажды… Как-то раз… Вдруг… увидел, заметил, вывели пришёл |