Формирование творческой активности студентов в курсе дополнительной подготовки "Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста"

Разделы: Музыка


Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в разных видах художественной деятельности.

Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий для управления музыкально-эстетическим развитием детей.

В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения улучшается работа педагогов дошкольных учреждений. Они должны не только формировать у детей определенный объем знаний и умений, но всемерно развивать их познавательную деятельность, интерес к окружающей действительности, самостоятельность и творческую активность в художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрально-игровой деятельности.

В настоящее время необходимо значительное улучшение эстетического и художественного воспитания студентов. У них необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это во многом зависит от педагогов, от их квалификации, умелого руководства студентами.

Методика музыкального развития является одним из предметов, подготавливающих будущих воспитателей к осуществлению основной цели музыкального воспитания дошкольников – воспитание культурного слушателя - человека, который умеет разбираться во всем многообразии музыкального искусства.

В процессе освоения профессии воспитателя ДОУ студенты на дошкольном отделении могут освоить и дополнительную подготовку “Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста”.

Музыкально-эстетическая подготовка будущего музыкального руководителя осуществляется в процессе изучения курса “Методика и практикум по организации музыкальной деятельности” в единстве с другими предметами музыкального цикла (вокал, дирижирование, инструмент, музыкальная литература и др.).

Программа курса состоит из двух разделов:

1 – "Методика музыкального развития";

2 – "Практикум по организации музыкальной деятельности".

Первый раздел представляет собой теоретический курс, который даёт студентам основы профессиональных знаний в области музыкального воспитания и развития дошкольников. Студенты получают представления об истории и современном состоянии музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста; отечественных и зарубежных системах, технологиях, программах; обязанностях и функциях музыкального руководителя.

Логическое продолжение содержание теоретического курса получает в “Практикуме по организации музыкальной деятельности”, где разработаны специальные практические задания для студентов.

Выполнение практических заданий будет способствовать развитию у студентов навыков по организации музыкальной деятельности с дошкольниками.

Цель курса:

Развитие творческих качеств личности будущих музыкальных руководителей.

Задачи курса:

1. Дать студентам теоретические знания, обеспечивающие формирование представлений о роли музыкального искусства в решении общевоспитательных задач.

2. Углубить знания о содержании и методах работы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.

3. Сформировать практические умения и навыки в организации различных видов и форм музыкальной деятельности дошкольников.

Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Будущий музыкант-педагог, прежде всего, должен научиться организовывать и проводить занятия, вечера досуга и развлечений, музыкально-дидактические игры, аккомпанировать на утренней гимнастике и физкультурном занятии, осуществлять работу с родителями.

Профессионализм в работе музыкального руководителя немыслим без самообразования, постоянного повышения исполнительского мастерства, приобретения новых знаний, творческого поиска, аналитического восприятия собственной деятельности.

Совершенствование системы образования на современном этапе предполагает вариативные формы организации детской музыкальной деятельности. Принципы вариативности позволяют проявлять творческую активность, творческий замысел в руководстве разнообразной музыкальной деятельностью дошкольников.

Перед нами возникла задача в подготовке таких специалистов, которые способны творчески преобразовывать педагогическую деятельность, проявлять эстетическую активность, участвовать в создании прекрасного в жизни и в искусстве. Отличительными чертами таких специалистов являются: развитой эстетический вкус, знания из разных областей искусства, увлечённость, позволяющая воспринимать искусство как обязательный элемент собственной жизнедеятельности.

Важно последовательно, поэтапно формировать активность, инициативность, увлечённость, творческие способности.

В курсе дополнительной подготовки большое внимание уделяется как методическим вопросам, так и обучению студентов практическим умениям и навыкам в области руководства детскими музыкальными проявлениями.

Виды теоретических работ по темам самые разнообразные – это упражнения на закрепление нового материала, задания по закреплению выученного материала (коллективные и индивидуальные), деловые ситуации и деловые игры, как итог работы по повторению, закреплению, систематизации знаний, умений и навыков по определенной теме.

В практической деятельности студентов чётко определялась система творческих заданий, направленных на формирование умения создавать новые варианты, использование проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение ("придумайте сами", "закончите замысел", "разработайте модель" и др.).

Обычно на первых практических занятиях студенты не сразу включаются в работу творческого характера, затрудняются в выборе тех или иных средств для достижения поставленной цели. Зато в последующей работе довольно быстро принимают творческую задачу, с увлечённостью её решают, применяя различные варианты.

На практических занятиях студенты упражняются в выполнении заданий не только по одному, но и парами, небольшими группами. Мы объединяем студентов по-разному: по их желанию, по подгруппам, по дошкольным учреждениям, в которых они проходят педагогическую практику.

Такие объединения помогают более творчески, точно выполнить те или иные задания, принять правильное решение. Объединяясь в “мини-группу” студенты проявляют чувство коллективизма, товарищества, такт, выдержку, умение слушать, выразительно исполнять произведения из детского репертуара.

Мы считаем, что на практических занятиях необходимо постоянно устанавливать связь между теорией и практикой. На уроках можно использовать различные самостоятельные задания, которые способствуют завершению изучения теоретического материала и требуют от студентов целого ряда практических умений, навыков и творческой деятельности.

Так, при разработке конспектов комплексных музыкальных занятий необходимо проявлять каждому студенту творческий подход в решении ряда педагогических условий:

  • общность целей, интегрируемых в комплексном занятии художественных ценностей;
  • отбор учебного материала для комплексного занятия с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности;
  • сохранение специфических особенностей каждого из искусств и художественных деятельностей;
  • обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающей функции педагогического процесса.

Такого вида творческое задание достаточно сложное, но студенты с большим желанием и интересом его выполняли, объединяя единой тематикой разные виды художественной деятельности. В занятиях просматривалась логика, сюжеты, оригинальность в объединении художественных деятельностей, грамотная постановка задания (см. Приложение 1).

Творческий поиск успешно реализуется в практической деятельности с дошкольниками. Рефлексивный анализ позволяет оценить каждому студенту степень творческой активности на данном этапе.

Тема “Детское музыкальное творчество” раскрывает сущность творческой деятельности человека. Студенты знакомятся с психологическими работами, в которых раскрывается механизм творческого процесса, его генетическая основа, особенности творческих проявлений в детском возрасте, тесная взаимосвязь с процессом воображения.

В ходе изучения темы студенты осознают, что процесс музыкального творчества носит личностный характер. Творчество ребёнка неповторимо и поэтому требует пристального внимания со стороны педагога. Особое внимание обращается на метод творческих заданий как наиболее эффективного средства активизации музыкально-творческих проявлений дошкольников.

Изучив этапы и особенности усложнения заданий, студенты приступают к разработке творческих заданий для всех видов детского музыкального творчества, учитывая возрастные возможности, а также составляют конспекты доминантных занятий по творческой деятельности дошкольников.

Так, по теме “Виды развлечений и роль музыки в них” студенты парами учатся составлять на определённую тему сценарии развлечений, а затем защищают свою творческую работу (см. Приложение 2). Каждая пара сначала творческий замысел воплощает в графической модели, а затем раскрывает замысел в сценарии музыкального развлечения. Содержание каждого сценария по-своему оригинально.

При изучении темы “Музыкально-образовательная деятельность” студенты должны иметь чёткие представления о содержании знаний о музыке общего и специального характера. Познают, что знания о музыке влияют на развитие личности ребёнка – любознательности, познавательных интересов и потребностей детей.

На практических занятиях студенты выполняют разнообразные творческие задания по разработке кроссвордов <Рисунок 5>, чайнвордов <Рисунок 4>, шарад, ребусов <Рисунок 1>, <Рисунок 2> и <Рисунок 3>, загадок для детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 3).

Огромный потенциал творческих проявлений прослеживается в выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Формирующий этап предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающейся от традиционных подходов, и её апробацию с целью выявления эффективности. В данной деятельности проявляют активность, самостоятельность, целеустремлённость в решении поставленной цели. Каждый студент стремится разработать целую систему интересных концертов-бесед, занятий познавательного характера, составить конспект придумать различные варианты игровых мотиваций. В творческой деятельности решаются различные проблемы: “Музыкально-дидактические игры – средство развития музыкального слуха у дошкольников”, “Проектирование музыкально-тематических занятий, посвящённых “Музыке”, “Система бесед-концертов о музыкальных инструментах – средство развития тембрового слуха”, “Комплексные занятия как форма сотрудничества педагога и детей” (см. Приложение 2).

Таким образом, использование различных форм обучения и применение метода творческих заданий в курсе дополнительной подготовки, как наиболее эффективного средства активизации творческих проявлений студентов, положительно влияет на совершенствование профессиональных качеств будущих музыкальных руководителей ДОУ.