Цели:
- Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях.
- Расширить знания детей о мире профессий.
- Формировать интерес к профессиям родителей.
- Развивать умение работать самостоятельно и в группе.
- Развивать умение планировать и оценивать свою деятельность.
Задачи:
- Знакомство с понятиями “мастер”, “должность”.
- Воспитание уважительного отношения к людям труда, любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Оборудование:
На центральной части доски тема мероприятия: “Кем быть? Каким быть?”, правая часть поделена на три части для подведения итогов групповой работы:
Домовята |
Росинки |
Знайки |
Левая часть доски: фотовыставка: “Мамы и папы на рабочем месте”.
На парте у доски размещена выставка предметов, выполненных руками родителей (вышивка – дорожка бабушки Гундорова С., варежки, связанные мамой Лаврентьева Д., картина, написанная дедушкой Колесовой Д. ).
Мероприятие проведено 20 октября 2006 года в 3 классе.
“Кем быть? Каким быть?”
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и жители “Дружного городка”! Вот мы и встретились снова на площади Знаний. Давайте вместе скажем наш девиз: “Пусть солнце светит для ребят – для нашей дружбы нет преград!”
Наш урок я хочу начать с загадок, которые подобрала Настя Нечаева:
- Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (врач)
- Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт, а огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт). (Учитель вывешивает на доску карточки: врач, космонавт).
Кто догадался, о чём мы сегодня поговорим?
Да, мы сегодня с вами поведём разговор о различных профессиях.
– Что же обозначает слово “профессия”?
– Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это…
(Прочтите, дети!)
– А какие профессии вы знаете?
– Хорошо, но в ваших ответах перемешались профессии и должности.
– Что же такое должность?
Опять обратимся к словарю.
Теперь вы сможете отличить эти понятия.
Например, в нашей школе работают учителя. Это профессии. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.
Конкурс 1. “Профессия или должность”
Класс делим на 3 группы: Знайки, Домовята, Росинки.
Каждая группа получает карточки:
врач |
заведующий |
начальник |
Директор |
продавец |
бухгалтер |
Строитель |
бригадир |
заместитель директора |
Завуч |
повар |
дворник |
Проверка. Подведение итогов.
Вот, например, у Вити – мама – кассир. Это профессия или должность?
Но она – старший смены. На такую должность ставят людей….
Какими чертами характера должен обладать старший смены? (Ответственный, доброжелательный, организованный)
Про маму Вити говорят, что она – мастер своего дела.
Кого же мы можем назвать мастером? (Прочтём в словаре)
– Как вы считаете, кого из ваших родителей можно назвать мастером? За что?
Вот что написали наши ребята в своих сочинениях.
Сочинения детей “Мой папа – мастер” Перкова С., Кынева С., Возлюбленной А., Нечаевой Н., Завадской В., Груздева Т..
Ребята, а что мы с вами можем сделать уже сейчас, чтобы не только желаемую профессию получить, но и стать мастером своего дела? (Хорошо учиться)
– Да, учеба – это ваш главный труд. А среди вас есть мастера?
Кто это? Почему? (В. Лисковская и В. Гавричев).
К нам сегодня пришли гости.
Им слово. Слово гостям – Тихомирова Ф. П. – председатель совета ветеранов подшефного предприятия, Разумова Т. Р. – ткачиха ОАО “БКЛМ – Актив”, мама А. Разумова, выпускница нашей школы.
– Расскажите о своей профессии.
– Можем мы наших гостей назвать мастерами?
– Почему?
Групповая работа. Игра: “В моём доме живут”.
Раздаются конверты с нарисованным домом.
В каждом окошке написана 1 профессия. В конверт вложены качества человека: добрый, справедливый, умный, лживый, храбрый, быстрый, злой, честный, ленивый, весёлый и т. д.
Дети должны выбрать те качества, которые присущи человеку данных профессий: врач, повар, военный, милиционер, учитель, летчик, бухгалтер, строитель, шахтер, спасатель, швея, спасатель, фермер.
А сейчас мы подводим итоги поисковой работы.
Стихотворение нашёл и подготовил Груздев Тимур ,
Наташа Войцеховская собрала около 20 пословиц о труде, но в своём конкурсе использовала некоторые из них. Девочка проводит конкурс “Собери пословицу”. Слова в пословицах “каков мастер – такова и работа”, “дело мастера боится”, “Без труда не вытянешь и рыбку из пруда” разделены на отдельные части. Класс работает в группах.
Пословицы о труде Войцеховской Натальи
Игра “Подскажи профессию”
(Ответы по группам)
Ведущий: А теперь Витя Тимофеев предлагает вам загадки о профессиях, которые он нашёл и подготовил самостоятельно. А чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму (выходит Витя Тимофеев):
- В море коварном товаров и цен бизнес – корабль ведет… (бизнесмен).
- От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас… (программист).
- Решать проблемы четко, быстро должны в правительстве… (министры).
- Справедливей всех, друзья, споры все решит… (судья).
- Высока, стройна, как ель, в платье модном топ-… (модель).
- Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).
- Замигает в страхе зритель – в клетке с тигром… (укротитель).
- Дупло и берлогу, дом лисий и птичий, в лесу охраняет надёжно…(лесничий).
- Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит .. (сталевар).
- Мне поставила вчера два укола … (медсестра).
- У слона иль мышки жар – их спасёт…(ветеринар).
- Слёзо-носо-вытиратель в группе вашей … (воспитатель).
- Лоботрясов укротитель, в школе учит нас …(учитель).
- Знает точно детвора: кормят вкусно …(повара).
- Шьёт прекрасно, порет лихо, рукодельница … (портниха).
- Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).
- Как воздушная принцесса, в форме лётной … (стюардесса).
- Царь – сегодня, завтра – вор, Роли все сыграл… (актёр).
- Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…( геолог).
Молодцы! С работой справились. Я думаю, что и среди вас есть мастера своего дела. А какое ваше главное дело? (Учёба.)
У: все материалы, которые вы собрали, мы поместим в Книгу Мира.
Помните, 1 сентября вы писали в нашей книге, кем бы вы хотели быть?
Сейчас возьмите с края парты по 1 лепестку разного цвета – всего 5. Склейте их. А середину каждый выберет разную:
Рефлексия.
Красный – кому было интересно, и он узнал много нового.
Жёлтый – кому было интересно, но нового не узнал.
Фиолетовый – кому было скучно.
На лепестке готового цветка напишите, кем вы хотите быть, а на остальных – каким вы хотите быть? (Положительные качества выбранной профессии). Ответьте на вопросы, которые задала нам гостья Ф.П. Тихомирова.
Приклейте к доске свои цветы.
Уважаемые гости! Хотя за окном уже середина осени, мы дарим вам свой, по-летнему, яркий букет!
Итог.
Что нового узнали? О каких профессиях шла речь? Кто такой мастер? Что такое должность? Молодцы! Спасибо за работу!
Домашнее задание.
Мне бы хотелось знать, у кого изменилось мнение о выборе профессии. Прошу вас написать сочинение на тему: “Кем я хочу быть?”.
Литература:
- Ожегов. Советская энциклопедия. Москва, 1964 г.
- Остальные материалы собраны учениками 3 “А” класса самостоятельно.