Развитие познавательных способностей детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Насекомые (ползают, летают, прыгают)

Цель:

  • cистематизировать представление детей о многообразии насекомых,
  • учить составлять группы по разным основаниям: особенностями высшего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местом обитания (наземные, водные), способам передвижения (летающие, ползающие, прыгающие),
  • закрепить знания об общих признаках насекомых,
  • учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между особенностями внешнего вида и способом защиты от врагов,
  • воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым,
  • развивать речь детей.

Оборудование: картинки с изображениями животных и их мест обитания, конверт.

Ход занятия

Дети рассаживаются на ковер, воспитатель обращает внимание на конверт, который получила утром от почтальона. Достает из конверта письмо и читает: “Дорогие дети! Приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь кого можно встретить в этом зеленом доме?”

Дети:

– В лесу можно встретить зверей, птиц, жуков.

Звучит музыкальное произведение Чайковского “Времена года”. Прослушав часть этого произведения, воспитатель загадывает детям загадки.

Воспитатель:

– Сейчас загадаю вам загадки. Вы должны их разгадать и выбрать отгадку на рисунках и прикрепить их на доску.

1. Прыгает пружинка –
Зеленая спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.

Дети: Кузнечик. <Рисунок 1>

2. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

Дети: Пчела. <Рисунок 2>

3. На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?..

Дети: Стрекоза. <Рисунок 3>

4. В темном уголке живет
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.

Дети: Паук. <Рисунок 4>

5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу.
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.

Дети: Жук. <Рисунок 5>

6. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.

Дети: Муравьи. <Рисунок 6>

7. Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится?

Дети: Муха.

Воспитатель:

– Нравятся ли вам эти животные и почему?

Дети:

– Нравятся. Они красивые, нарядные, за ними интересно наблюдать.

– Они разные. А муравьи кусаются.

Воспитатель:

– Каких животных вы знаете?

Дети:

– Лиса, волк, медведь, заяц, корова и т.п.

(В итоге выясняем, что одних животных можно назвать дикими животными, других – домашними.)

Воспитатель:

– А как же можно назвать животных о которых были загадки, изображения которых на доске? (Прикреплены были: <Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>)

 

(Дети выдвигают различные ответы и в результате приходят к выводу, что их можно назвать насекомыми.)

– Правильно – насекомые. Сегодня вы должны научиться узнавать, какое животное – насекомое. Посмотрите внимательно на бабочку.

Дети рассматривают бабочку, находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

Воспитатель:

– Сколько у бабочки крыльев?

Дети:

– Четыре крыла у бабочки.

Воспитатель:

– Молодцы! Сколько ног у бабочки?

Дети:

– Шесть.

Воспитатель:

– Давайте рассмотрим стрекозу и божью коровку.

Дети находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, замечают, что вместо него – челюсти, потому, что эти животные питаются другой пищей.

Воспитатель:

– Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки?

Дети:

– Оказывается у стрекозы и божьей коровки тоже шесть ног.

Воспитатель:

– Сравните количество ног у бабочки, стрекозы и божьей коровки?

Дети считают еще раз и убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног.

Воспитатель:

– Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет?

Дети:

– Нужно сосчитать его ножки.

Воспитатель:

– Молодцы, вы очень внимательны. Рассмотрите рисунки, которые вы прикрепили на доску. Назовите животных, которые не являются насекомыми.

Дети:

– Паук это не насекомое.

Воспитатель:

– Почему вы так считаете?

Дети:

– У паука восемь ног.

Воспитатель:

– Каких животных можно назвать насекомыми?

Дети:

– У которых шесть ног.

Воспитатель:

– Уберите картинку паука с доски.

Воспитатель:

– Сейчас мы с вами поиграем в игру “Узнай насекомое”.

– Она сластена; любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом

Дети:

– Оса она любит сладкое.

Воспитатель:

– Маленького красного жучка с четными пятнышками на спине назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступают капельки оранжевой жидкости “молочка”. Это ядовитое молочко спугивает врагов.

Дети:

– Божья коровка.

Воспитатель:

– Кусаются только самки. Напьются они крови у животных или людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать личинки. Самец кровь не пьет. Он питается соком растений и сладким нектаром.

Дети:

– Комар.

Воспитатель:

– Поиграем с вами в другую игру “Кто, где живет?”.

На фланелеграфе картинки насекомых и среды их обитания (<Рисунок 10> – <Рисунок 15>). Дети переставляют картинки соответственно их домикам: пчела – улей, бабочка – цветок, комар – водоем, оса – дерево, муравей – муравейник.

Воспитатель:

– Давайте немного отдохнем. Слушайте внимательно, выполняйте движения согласно тексту.

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

(Дети имитируют движения бабочки согласно тексту)

(После физкультурной минутки дети садятся за столы, которые расположены буквой “П”)

Воспитатель:

– Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из них говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые оторвались от стебельков.

– Почему бабочки и цветы всегда рядом? Почему цветы не могут жить без бабочек?

Дети:

– Бабочки опыляют цветы. Они летают с цветка на цветок.

Воспитатель:

– А бабочки без цветов?

Дети:

– Бабочки питаются нектаром.

Воспитатель задает детям следующие вопросы:

– А как защищаются насекомые от врагов?

– Какие насекомые приносят людям вред, а какие пользу?

– Кто из них летает (прыгает, ползает)?

Воспитатель:

– Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Хочу рассказать небылицу (слушайте и скажите, что не так).

– Жили-были две бабочки-подружки, неразлучные подружки они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем. Но вот однажды одна из них заболела и подружка принесла ей муху, чтобы она подкрепилась и выздоровела.

Дети замечают, что бабочки не прыгают, под дождем не летают, не могут питаться мухами.

Воспитатель:

– Посмотрите, в конверте еще листок. Это жалоба от бабочек: “Мы бабочки, хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы становимся беспомощными, потому что не можем летать. Мы очень красивые, нежные и хрупкие как цветы. Без нас летняя полянка не будет такой пестрой и веселой. Ребята, мы тоже хотим жить, не обижайте нас!”

– А как вы поступаете, когда увидите бабочек?

Дети:

– Мы только смотрим на бабочек и любуемся ими.

Воспитатель:

– Молодцы, не обижаете бабочек. Какие сказки знаете о насекомых?

Дети:

– “Муха-Цокотуха”, “Стрекоза и муравей”, “Тараканище”.

Воспитатель:

– О ком сегодня говорили? Как отличить насекомое от других животных?

Дети:

– О насекомых. Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Воспитатель:

– Наше путешествие по лесу кончилось и я предлагаю раскрасить рисунки насекомых. Каждый получает свой рисунок.

– А где кроме леса можно встретить насекомых?

Дети:

– На участке детского сада, на даче, в парке.

Используемые мною на занятиях теоретический материал и форма организации способствуют развитию речи и познавательных способностей детей. Активизация мышления детей на занятии достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения.