Цели урока:
1) Дать понятие личности.
2) Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.
Оборудование:
- Сигнальные карточки зеленого и красного цвета у каждого ученика.
- Демонстрационные таблички с понятиями “Богатство души”, “Характер”, “Личность”.
- Отдельные листки на которых написаны положительные и отрицательные черты характера (на доске).
- Сказочный человечек Правунчик.
- Листки для каждого учащегося с начальной фразой, которую они должны будут продолжить “Я стараюсь быть….”.
I. Сообщение цели урока.
Ребята, сегодня нам с вами предстоит нелегкая задача, мы должны с вами выяснить, что означает слово “Личность” И поговорим о том кого можно считать личностью.
II. Повторение изученного.
Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек Правунчик и он хочет знать ответы на некоторые вопросы. Ведь он считает себя знатоком в предмете “право”.
(На доске картинка Правунчика и он указывает на вопросы, которые хочет задать.)
– Зачем человеку терпимость?
(Чтобы не обидеть человека, быть к нему добрым, внимательным)
– Что означает слово терпимость?
(Терпимость – качество характера, при котором человек может без вражды относится к чужому мнению, характеру, внешнему виду)
– Только ли лицом отличаются люди?
(Нет. Но и своим внутренним миром. Одни люди внимательные, добрые, вежливые. А другие злые, грубые, равнодушные к чужой беде.)
III.
Учитель: Значит, чем люди отличаются друг от друга? (Характером.)
Что такое характер?
Характер – это постоянные свойства человека, которые проявляются в его отношении к людям, к вещам, к себе.
Пояснение учителя: Часто бывает, что человек не хочет делать какую-то работу, но ему надо ее выполнить, тогда он заставляет себя ее сделать: – не хочет учить уроки, а он учит. Мама просит сходить в магазин, а мальчик смотрит мультфильм. Он все равно идет в магазин, хотя хочет досмотреть м/ф. Говорят, что у него есть характер. А когда человек поступает наоборот, говорят, что он “бесхарактерный”.
А у кого из вас есть характер?
А в чем это проявляется?
IV.На доске таблички определяющие положительные и отрицательные черты характера, а вы должны расположить их в два столбика, в один только положительные, а в другой отрицательные.
Положительные |
Отрицательные | |
вранье |
||
злость |
||
уважение |
||
чувство юмора |
||
внимательность |
||
неопрятность |
||
аккуратность |
||
общительность |
||
доброта |
||
грубость |
||
ласка |
||
высокомерие |
(Дети выходят по очереди к доске и располагают таблички: в левый столбик положительные черты, в правый – отрицательные. Дети делают записи в своих рабочих тетрадях.)
Давайте проверим у всех ли правильно получилось.
V.
Наш веселый человечек Правунчик, опять решил устроить нам испытание. Он хочет посмотреть как вы помните, что обозначают понятия:
А) (Открывается запись на доске.)
– Внешний вид человека – это то, во что человек одет, как он выглядит, опрятный ли он, следит ли за своим внешним видом.
– Внутренний вид человека – это характер, настроение, интересы, потребности, отношение к окружающим.
Б) А как вы считаете, что важнее внешний человека или его внутренний мир?
Почему?
Есть даже пословица: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.
- Как вы ее понимаете?
- А есть такое выражение “Богатство души” (табличка).
- Как вы его понимаете? (Когда человек добрый, внимательный, любит и уважает людей. Чем больше человек отдает другим, тем больше получает сам.)
В) А сейчас давайте немного отдохнем и послушаем стихотворение С. Михалкова “Находка”. (Читает ученик из класса.)
- Хотели бы вы иметь таких же друзей как девочка и мальчик в стихотворении?
- Правильно ли поступила девочка? А мальчик?
- А как поступили бы вы на их месте?
VI.
Мы сейчас много говорили о хороших качествах человека. А теперь давайте посмотрим, какими качествами обладаете вы. Мне нужны два смелых человека, которые смогли бы перед всеми ребятами ответить на мои вопросы.
Игра “Как поступлю”
Учащиеся тоже работают с сигнальными карточками, которые лежат у них на столах. Если согласен – поднимаешь зеленую карточку, а если нет, то красную.
Учитель зачитывает ситуации.
1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?
А) Пойдешь домой.
Б) Сделаешь вид, что не услышал маму.
В) Начнешь просить маму погулять еще.
Г) Договоришься с друзьями встретиться завтра.
2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:
А) Ты будешь ему подсказывать.
Б) Поможешь разобраться после уроков.
В) Будешь смеяться и подшучивать.
Г) Ничего не предпримешь.
3. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:
А) Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.
Б) Постараешься найти хозяина.
В) Пройдешь мимо.
4. В автобусе бабушке не хватило места, ты:
А) Уступишь бабушке место.
Б) Сделаешь вид, что не заметил.
В) Притворишься, что спишь.
5. Ты поймал “золотую рыбку”, но она выполнит только одно желание, что ты выберешь?
А) Купить компьютер.
Б) Помочь бездомной собаке.
В) Чтобы друг научился решать задачи и был отличником.
– Понравились вам ответы детей? Почему?
(Видно, что ребята воспитывают в себе хорошие качества.)
VII. Творческая работа.(У каждого ученика лежат листочки с незаконченным предложением, “Я стараюсь быть…”, дети должны его закончить.)
– Прочитайте, что у вас получилось. (Заслушивается 3–4 работы.)
VIII.Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово “Я”?
(Я человек, я – это мой внутренний мир, мои мысли, мои поступки, то, как я стараюсь жить, общаться с другими.)
– Вот вы, ребята, сами и объяснили такое непростое слово “ЛИЧНОСТЬ”.
Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.
– Поднимите руки, кто считает себя личностью.
Вывод. Конечно, все вы уже маленькие личности, к у каждого из вас свой характер, свои привычки (Надеюсь хорошие) Одно то, что вы ходите в школу, говорит о том, сто вы уже маленькие личности. Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.
IX. Итог урока.
С каким понятием мы познакомились сегодня на уроке?
Так что такое личность?
Кто хочет стать хорошей личностью?
Что для этого надо делать?
Д/з. Написать 10 качеств настоящей личности.