Объекты всемирного наследия Северной Америки

Разделы: География, Внеклассная работа


Практические и семинарские занятия являются аудиторными, проводятся по заранее известным темам, а также как творческие работы с использованием контурных карт, атласов, дополнительных материалов и дополнительной литературы. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике, а также для ознакомления с пространственным размещением тех или иных объектов в рамках изучаемой страны или региона.

Знакомство с деятельностью ЮНЕСКО и изучение объектов всемирного наследия Северной Америки будет целесообразным, так как общее число объектов всемирного наследия в Северной Америке относительно невелико (30), особенно в сравнении с зарубежной Европой и зарубежной Азией. В ходе занятия представляется возможным упомянуть все объекты, затронув какие-то из них более, а какие-то менее подробно. Тем более что, общее число туристских ресурсов (таких как памятники архитектуры) на этой территории так же значительно меньше, чем в Европе и Азии и это обстоятельство увеличивает туристский потенциал объектов всемирного наследия.

Разработанное занятие включает в себя несколько структурных блоков (согласно целям работы) и может быть уменьшено путём сокращения этих блоков либо, путём сокращения количества изучаемых объектов.

1. Цель работы:

  • рассмотреть деятельность организации ЮНЕСКО,
  • познакомиться с объектами входящими в список всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Северной Америки,
  • обозначить роль особо охраняемых территорий в развитии страны.

2. Студентам предлагается:

  • познакомиться с перечнем памятников включённых в список всемирного наследия ЮНЕСКО в Северной Америке,
  • нанести эти объекты на контурные карты США и Канады (предварительно подписав штаты и обозначив их границы), используя следующие условные обозначения: - природный объект, - культурный объект.
  • сделать пояснительную записку, заполнив таблицу (чем выделяются эти объекты, по каким причинам попали в список всемирного наследия ЮНЕСКО) (Приложение 1)
  • составить список из других объектов, находящихся на территории США и Канады (по 5 для каждой страны), которые не включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но могли бы представлять интерес для туристов
  • обозначить их на карте знаком “ ”, добавить их описание в свою пояснительную записку.

3. Оборудование и материалы, необходимые для подготовки студентов к занятию:

  • контурная карта Соединенные Штаты Америки (10 класс),
  • контурная карта Канады (Приложение 2),
  • атлас,
  • литература, посвящённая всемирному наследию или возможность использования ресурсов сайта http://wh.unesco.ru/

4. Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятия педагогом:

  • настенная карта Северная Америка,
  • мультимедийный проектор,
  • подборка фотографий в электронном виде <Рисунки 1-13>; можно использовать ресурсы сайтов: http://nature.worldstreasure.com/index.asp, http://omsk.edu.ru/schools/sch056/site3/contents.htm, http://wh.unesco.ru/, http://www.travels.md/pr/index.html, http://www.zenit.ur.ru/photo/bertran1.htm, http://www.canadaquebec.info/modules/xoopsgallery/, http://infostore.org/info/6400?p=0&s=time и др.

5. Подготовка занятия:

Предварительная внеаудиторная работа студентов заключается в знакомстве с объектами ЮНЕСКО на территории Северной Америки самостоятельно, с помощью дополнительной литературы и источников сети Internet. Список объектов всемирного культурного наследия может быть выдан студентам (или объекты могут быть найдены студентами самостоятельно). Далее проводится индивидуальная или групповая работа по нахождению местоположения объектов и нанесению их на контурные карты. В результате этой работы объекты могут быть не только нанесены на контурные карты, но может быть подготовлен ряд сообщений по отдельным объектам, заполнена часть таблицы (Приложение 1) (задания выдаются заранее).

6. Ход занятия.

1) Аудиторная работа начинается с разговора о деятельности организации ЮНЕСКО. Структурно этот разговор может быть построен либо в виде диалога преподавателя со студентами, либо итоговой беседы по результатам доклада выполненного студентами.

Основные тезисы:

  • координация и стандартизация культурной и туристской деятельности;
  • конвенции и рекомендации ЮНЕСКО;
  • ратификация конвенции государствами;
  • Комитет и Фонд всемирного наследия;
  • обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты;

Список всемирного наследия.

2) Далее, заполнение таблицы (Приложение 1) может быть проведено самостоятельно студентами (как домашняя заготовка) или выполнено в ходе аудиторного занятия проведенного с помощью мультимедийного проектора.

В ходе проведения “слайд-шоу” могут быть задействованы расширенные сообщения, подготовленные студентами (группой студентов) или небольшие сообщения, необходимые для заполнения таблицы (полученные опираясь лишь на информацию сайта http://wh.unesco.ru/.

“Слайд-шоу” <Рисунок 1 – 13>.

Демонстрацию лучше подготовить таким образом, чтобы на каждый объект приходилось от 1 до нескольких слайдов, это позволяет создать зрительный образ объекта более ярким и запоминающимся. Так же в ходе “слайд-шоу”, для придания изучаемым объектам более ярких образов можно пользоваться не только изображениями общего плана (панорамные съемки), но и использовать яркие, своеобразные детали (уникальная растительность, животный мир, характерные архитектурные особенности).

Например, при разговоре о Йосемитском национальном парке, целесообразно не просто показать характерный ландшафт этих территорий <Рисунок 8, 9>, сказать о третьем в мире по величине водопаде (739 м), но и упомянуть особый тип растительности, используя при этом биологическую терминологию <Рисунок 10, 11>. “Секвойя дендрон, мамонтово дерево, веллингтония (Sequoia dendron giganteum); гигантское вечнозелёное хвойное дерево семейства таксодиевых, высота свыше 100 м, живёт до 1500 (по некоторым данным, до 3—4 тыс. лет); растёт на высоте 1450—2500 м. Отдельные гигантские экземпляры называют собственными именами. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет…”

Или, например, при разговоре о Гавайских вулканах <Рисунок 12, 13> можно затронуть геологические процессы “…горячая точка под движущейся корой океана создаёт, по мере того как кора проходит над ней, цепочку вулканов. Так и случилось с Гавайскими островами. Кора в западной части Тихого океана движется на запад и все древнейшие острова Гавайской цепи вулканического происхождения находятся в западном конце, а наиболее активные вулканы, а значит и самые молодые, расположены на самом острове Гавайи - в восточном конце цепи…”, так и небольшие зрелищные зарисовки “…лава течёт чрезвычайно быстро и может распространяться по окрестностям со скоростью 30 и более км в час. Она сжигает абсолютно всё, что попадается на её пути, перерезает дороги, а достигнув моря, бурно остывает…”

3) Роль особо охраняемых территорий в развитии страны. Структурно этот разговор может быть построен либо в виде диалога преподавателя со студентами, либо итоговой беседы по результатам доклада выполненного студентами.

Основные тезисы:

  • система охраняемых природных территорий Канады;
  • национальная программа охраны дикой природы в Соединённых Штатах Америки;
  • роль особо охраняемых территорий (сохранение биологического разнообразия, включение отдалённых, труднодоступных территорий в хозяйственный оборот через использование рекреационного ресурса, привлечение дополнительных доходов от туризма за счёт организации экологического туризма, развитие общества и обеспечение экологической безопасности страны через проведение государственной политики в сфере охраны окружающей среды …).

7. Подведение результатов: (Приложение)

8. Литература

  1. Кисель В.П. Памятники всемирного культурного наследия. Минск, Издательство: Белорусская энциклопедия (БелЭн), 2001.
  2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. Издательство: "Гном-Пресс", 2000.
  3. Рекреационная география: Учебно-методический комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 496 с.
  4. Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 360 с.