Использование нетрадиционных форм работы с учащимися, несомненно, дает замечательные результаты как на уроках объяснения новых тем, так и на уроках закрепления и повторения материала. Особенно это актуально для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. Здесь обучаются наиболее слабые ребята, от которых отказалась школа.
Хочу поделиться с коллегами опытом организации и проведения урока закрепления и повторения изученного материала по теме “Электромагнитное поле”, построенного в форме конкурса “Самый умный”.
Благодаря целенаправленному созданию ситуации успеха на уроке удалось актуализировать опорные знания по физике, необходимые для понимания и успешной работы учащихся. Это был зачетный урок, по окончании которого все ученики получили оценки.
Цели урока:
- повторить и закрепить знания учащихся по теме “Электромагнитное поле”;
- выработать навык быстро и четко отвечать на конкретно поставленные вопросы;
- способствовать воспитанию активности, умения понимать суть заданных вопросов, настойчивости в достижении цели;
- продолжить формирование интереса к изучаемому предмету.
Оборудование.
- Лототрон (аквариум или коробка).
- Камертон или гонг.
- Плакаты, приборы, помогающие сориентироваться во время ответа.
- Кодоскоп (на экране - условные и схематические изображения, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся и помогают вспомнить необходимую информацию).
Оценка результатов проводится преподавателем (“верно-неверно”). На ответы отводится 1 минута.
Ход урока
В кабинете звучит негромкая, но бодрая музыка.
I. Организационный момент.
- Со звонком учащиеся садятся на свои места.
- Кабинет оформлен плакатами, выставлены приборы.
- На демонстрационном столе находится “лототрон”, стоит метроном для отсчета промежутков времени (это может делать сильный учащийся, который освобождён от сдачи зачета).
II. Преподаватель знакомит учеников с целями урока, объясняет условия конкурса.
III. Повторение пройденного – игра “Самый умный”.
Некоторые комментарии к этому этапу урока.
- Каждый ученик отвечает на вопросы в течение одной минуты (по звуку камертона).
- Учащиеся могут отвечать с места или выходить к демонстрационному столу.
- На доске - список учащихся, а рядом записывается количество правильных ответов.
- Отметка каждому выставляется дифференцированно.
- Учащимся, лучше всех ответившим, можно вручить небольшие призы.
С ударом гонга преподаватель достает вопрос и быстро его зачитывает, а учащийся также быстро отвечает. На доске отмечается количество правильных ответов. За 30 минут успевают ответить все участники игры, а некоторые даже по два раза. Вопросы могут задаваться словесно, с использованием рисунка или прибора.
Перечень вопросов.
- Единица измерения электрического тока?
- В каком случае возникают вынужденные электрические колебания?
- По каким законам происходят гармонические колебания?
- С помощью какого генератора получают переменный ток?
- Чему равно действующее значение силы тока?
- Чему равно действующее значение напряжения?
- Что называется длиной волны?
- Закон Ома для полной цепи…
- Из чего состоит колебательный контур?
- Чему равно индуктивное сопротивление?
- Чему равно ёмкостное сопротивление?
- Электромагнитные волны — поперечные или продольные?
- Магнитный поток — это…
- Что называется магнитной индукцией?
- Микрофон служит для преобразования …
- Какие виды модуляции вы знаете?
- Чему равна мощность переменного тока?
- Электрическим напряжением называется …
- Промышленный переменный ток вырабатывается на …
- Назовите цепочку передачи электроэнергии от электростанции к потребителю.
- Период колебаний это…
- Что называется активным сопротивлением?
- Что называется индуктивным сопротивлением?
- 24. Что называется ёмкостным сопротивлением?
- Что мы называем радиоволнами?
- На какие виды делятся радиоволны?
- В чём состоит принцип радиолокации?
- Ротор и статор это главные детали …?
- ЭДС — это характеристика источника какого тока?
- Какие электромагнитные колебания и волны вы знаете?
- Какие типы электростанций вам известны?
- Для чего служит трансформатор?
- Основные части трансформатора?
- Чему равен коэффициент трансформации?
- Какие виды трансформаторов вы знаете?
- Какой трансформатор является повышающим?
- Какой трансформатор является понижающим?
- Почему сердечник трансформатора делается наборным?
- Назовите электроизмерительные приборы.
- Назовите основные электрические величины.
- Электроннолучевая трубка — основная часть каких устройств?
- Что считается минимальным электрическим зарядом?
- Кулон — это единица измерения…?
- Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Яблочков?
- Чему равна скорость распространения электрического тока?
- Почему именно переменный электрический ток вырабатывается в таких огромных количествах?
- Почему ведутся поиски новых источников энергии?
- Условия возникновения электромагнитных волн?
- Особенность машин постоянного тока?
- Чему равен КПД трансформатора?
- Какое электрооборудование вы используете в своей профессии?
- Меры безопасности при работе с электрооборудованием?
IV. Подведение итогов конкурса, выставление зачетных оценок.
Так как выбор вопроса в ходе игры случаен, то уровень знаний, который показывают учащиеся, соответствует действительности, а отметки, которые они получают, вполне объективны.
Ребята уже сдавали раньше в таком виде зачеты по теории. Такая форма урока им нравится. Они быстро учатся отвечать на вопросы четко и кратко. Даже самые слабые ученики знают, что они могут на данном уроке получить хорошую отметку.
Следует отметить, что время такого урока создаётся особая эмоциональная обстановка, соревновательное настроение и даже самые пассивные учащиеся проявляют заинтересованность.
Кроме этого, ребята заранее знают, в какой форме они будут отвечать. Отметка выставляется дифференцированно: учитываются индивидуальные особенности учащихся. Самые сильные студенты успевают ответить на 15-20 вопросов.
Так как ребят в группах примерно по 25 - 28 человек, то периодически номера вопросов преподаватель возвращает в “лототрон” и перемешивает.
После окончания опроса подсчитывается количество правильных ответов, объявляется отметка, вручаются поощрительные призы.
В результате учащиеся успели ответить за урок в среднем на 15-19 вопросов, не получив при этом ни одной “2”, процент же качества полученных результатов на уроке был очень высоким (67 %).
При этом учеников, принимавших участие в игре, по уровню способностей и знаний можно разделить на три группы:
- учащиеся с хорошими, средними способностями и высокой мотивацией;
- учащиеся со средними способностями и достаточно низкой мотивацией;
- учащиеся с низкими способностями или педагогически “запущенные”, с низкой мотивацией.
Поэтому оценка знаний производилась дифференцированно:
- сильные ученики должны были показать не только знание определений, единиц измерения, но и уметь делать выводы, выражать необходимые величины из формул, уметь практически применять теоретические знания;
- слабым учащимся, у которых плохая память, практически нет запаса знаний за курс 7-9 классов, достаточно знать определения, простейшие формулы;
- высокие результаты показали ученики, которые стабильно имеют отличные и хорошие отметки;
- самые низкие результаты покали ребята, уровень знаний которых за время обучения вырос, но это потребовало большой дополнительной работы.
Соревновательная обстановка, созданная на уроке, стимулировала желание у ребят отвечать активно.
Таким образом, результаты, полученные преподавателем после проведенного урока, были достаточно высокими, ребята с удовольствием участвовали в игре, проявляя при этом дух соревнования и личной заинтересованности. Данную форму урока можно использовать при преподавании любого предмета.