Цели урока:
Оборудование: чертёжные инструменты, карточки с контрольными вопросами, глобус, бечёвка для афиши, листы для афиши.
На доске написан эпиграф урока:
“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь” (китайская
пословица).
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.
Сообщение темы, запись в тетрадях, цели и задачи урока. Знакомство с принципами организации мастерской:
- Равенство всех участников
- Все способны, все могут всё
- Нет готовых ответов
- Полная свобода мнений
- Доброжелательность
- Отсутствие оценки
- Ошибок нет
- Знания одного должны быть обогащены знаниями других
3. Этап усвоения новых знаний, умений, навыков.
Индукция. Представьте треугольник.
Самоконструкция. Напишите три слова, по-вашему мнению, связанные с треугольником.
Социоконструкция. Объединитесь в пары и выясните: почему вы выбрали именно эти слова.
Социализация. Активное слушание, обмен мнениями в дискуссии.
Индукция. В тетрадях начертите произвольный треугольник.
Самоконструкция. С помощью транспортира измерьте углы треугольника. Найдите их сумму.
Социоконструкция. Объединитесь в группы по четыре человека и сравните ваши результаты. Сделайте вывод.
Социализация. Активное слушание, обмен мнениями в дискуссии.
Индукция. Какие вы знаете углы, которые в сумме составляют 180о?
Социоконструкция. В парах обсуждается ответ на вопрос
Социализация. Активное слушание, обмен мнениями в дискуссии. Вывод: сумма смежных углов и сумма внутренних односторонних углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, равна 180о.
Индукция. Ребята, вы получили теорему: сумма углов треугольника равна180о. Докажите эту теорему. Для доказательства теоремы на доске оформлен чертёж, записано условие.
Самоконструкция. Задание выполняется в тетрадях.
Социализация. Активное слушание. (Возможны три способа доказательства).
Гимнастика для глаз.
Исходное положение: сидим в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты.
1) Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.
Повторить три раза.
2) Круговые движения глазами влево до пяти кругов, вправо до пяти кругов.
3) Смотрим на кончик носа, перед собой, вдаль. Повторить пять раз.
Индукция. Сколько острых углов может иметь треугольник?
Самоконструкция. В тетрадях постройте треугольники с острыми углами. Сделайте вывод.
Социализация. Обмен мнениями в дискуссии.
Работа с источником информации – учебником. Сравните ваши знания с информацией в учебнике.
Социализация. Активное слушание. Обмен мнениями в дискуссии.
4. Закрепление изученного материала.
Индукция. А теперь возьмём листочки с контрольными вопросами.
1. Существует ли треугольник с углами:
а) 30о , 60о , 90о;
б) 46о , 160о , 4о;
в) 75о , 90о , 25о?
2. Может ли в треугольнике быть:
а) два тупых угла;
б) тупой и прямой углы?
3. Определите вид треугольника, если один угол 40о. другой 100о.
4. В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике?
5. Можно ли измерить углы любого треугольника?
Самоконструкция. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
Социализация. Обмен в дискуссии мнениями. Ответ на вопрос №5: нет. Например, существует Бермудский треугольник, который находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида, у которого невозможно измерить углы. Нужно показать этот треугольник на карте или глобусе.
Афиша. Проведём классификацию треугольников по сторонам и углам. На листочках начертите треугольники и укажите их вид. Листочки вывешиваются на бечёвку и ребятами просматриваются.
Рефлексия.
1. Что нового я узнал сегодня?
2. Что нового я открыл в себе? 3. Доволен ли я своей работой?
Ребята по желанию или по очереди отвечают на вопросы.
5. Задание на дом.
П.30 – 31, №223(а, б) – на оценку “3”, №227(а) – на оценку “4”, №226 – на оценку “5”.
6. Итог урока.
Обобщение знаний и умений по изученной теме.