Урок проходит в кабинете информатики. К данному уроку предлагается один из видов опроса.
Цель урока:
- Усвоить понятие силы трения, виды силы трения.
- Развить творческую активность, творческие способности учащихся.
- Выполнить элементы исследовательской работы с учетом уровня обученности учащихся.
Ход урока
I. Опрос.
Четырём ученикам даётся задание по желанию на компьютере. Задание дифференцированное, т.е. на “4” и “5”. Пятый ученик выполняет задание на доске вместе с классом (Сборник задач по физике. Лукашик В.И., № 343). Шестой ученик в это время отвечает домашний параграф № 29.
II. Изучение нового.
Вопрос классу:
1. Что является причиной изменения скорости?
2. Какие единицы измерения она имеет?
3. Назовите силы, которые вы знаете?
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря ей мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению.
Рассмотрим примеры:
1. Тело движется по поверхности другого . В этом случае возникает сила трения скольжения
2. По поверхности движется машина (на колёсах). В этом случае возникает сила трения качения.
3. Я пытаюсь сдвинуть с места стол, я прикладываю силу, не смотря на это, стол остаётся в покое. В этом случае на стол действует сила трения покоя.
Следовательно, существует несколько видов силы трения.
Внимание на экран (Слайд № 1)
Силу трения можно измерить при помощи прибора – динамометра.
Прикрепляем динамометр к бруску который находится на опоре. Пружина динамометра деформируется. Вопрос классу: Определите вид деформации.
Если происходит деформация пружины, следовательно возникает сила упругости.
Сила упругости равна по модулю силе трения покоя. Как только брусок приходит в движение, это уже сила трения скольжения.(Данный текст сопровождается демонстрацией).
Вопрос классу: Какую силу трения мы измеряем?
На опыте установим причину возникновения силы трения
- используем разную поверхность (гладкую и шероховатую)
- используем две хорошо отполированные поверхности (между молекулами этих поверхностей возникает взаимное притяжение. Это будет препятствовать движению, т.е. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел, есть причина возникновения силы трения.)
Внимание на экран (Слайд № 2)
Сила трения обозначается Fтр. Это векторная величина .
Вопрос классу: Куда направлен вектор силы трения?
Мы уже говорили, что сила трения препятствует движению, следовательно, вектор силы трения направлен против движения.
Вопрос классу: А к чему приложен вектор силы трения - к телу или к поверхности?
Из всего сказанного можно сделать вывод (предложить учащимся): сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, приложена к движущему телу и направлена против движения.
На экране дан графический вид этого определения (Слайд № 3).
Опытным путем установите самостоятельно, от чего зависит сила трения.
Класс делится на три группы.
1 группа - на столе лист бумаги , наждачная бумага, брусок, динамометр (устанавливается зависимость силы трения от поверхности).
2 группа - на столе сухой лист бумаги, лист бумаги, покрытый слоем вазелина, брусок, динамометр (устанавливается зависимость силы трения от смазки).
3 группа - на столе лист бумаги, брусок, динамометр, грузы (устанавливается зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности).
Вывод делают сами учащиеся.
III. Закрепление.
1. Определите вид силы трения (Слайд № 4, 5, 6.)
2. Сборник задач по физике. Лукашик В.И. № 412, 411, стр.47
Домашнее задание - §30, 31. Дать реферат: “Трение в природе и технике”.