Дидактические задачи урока:
Установление уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по теме “Импульсные устройства”.
Цели урока:
Обучающая: Обобщение и систематизация теоретических знаний обучающихся.
Развивающая: Развитие внимания, памяти, логического мышления, развитие воли и настойчивости в достижении цели.
Воспитывающая: Формирование навыков индивидуального и коллективного труда, воспитания чувства ответственности.
Межпредметные связи: Электротехника, физика, черчение, русский язык.
Тип урока: урок обобщения.
Вид урока: игра.
Методы:
Обучения – диалогический, алгоритмический, поисковый.
Преподавания – инструктивный, стимулирующий.
Сценарий урока
Перед началом урока столы ставятся вдоль стен. В конце кабинета, у стены напротив доски, ставится стол для счетной палаты.
Группа делится на 2 команды, каждый участник команды получает эмблему с номером, которая крепится на груди. Команды усаживаются за столы напротив друг друга.
Из числа обучающихся формируется счетная палата в количестве 2 – 3 человек, которая будет считать заработанные членами команд баллы.
1. Урок начинается с повторения пройденного материала в форме вопрос-ответ.
Например:
1. Какие устройства называются импульсными?
2. Какой режим называется ключевым?
3. Какие элементы могут работать в ключевом режиме?
И так далее...
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Счетная палата заносит всю информацию в оценочные листы в колонну №1. Оценочные листы имеют следующую форму:
Ф.И.О. участников команды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
2. Для выполнения следующего задания каждой команде выдается лист бумаги, на котором проставлены номера членов команд. Содержание задания: каждый член команды должен написать около своего номера название любого радиоэлемента и его условное обозначение, причем не должно быть никаких повторений. Выполнение этого здания должны начать наиболее слабые обучающиеся. Если у члена команды нет вариантов ответа, он ставит прочерк напротив своего номера. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Члены команды, первой и верно закончившей выполнение этого задания получают еще по 0,5 балла. Вся информация отражается в колонке №2.
3. Следующее задание – эстафета.
Для выполнения этого задания на доске вычерчивается схема импульсного устройства или проецируется на неё с помощью кодоскопа. Рядом приводится перечень используемых элементов. Каждый элемент схемы нумеруется. Кроме того, готовятся 2 набора радиоэлементов, используемых в приведенной схеме, и не используемых, чтобы было из чего выбирать. Если количество участников в команде и количество элементов в схеме неодинаково, то оставшиеся обучающиеся должны будут оценить правильность выполнения этого задания своей командой. А задание заключается в следующем: члены команд по очереди должно выбрать из набора тот элемент, номер которого на схеме соответствует его номеру как участника команды. Верно выполненные задания оцениваются в 1 балл.
Члены команды первой и верно закончившей выполнение этого задания получают дополнительно по 0,5 балла. Итоги этого задания счетная палата заносит в оценочный лист в колонку №3.
4. Для выполнения следующего задания необходимо приготовить 2 ватмана и 2 маркера. А само задание заключается в следующем: участникам команд необходимо начертить на ватмане схему какого-либо импульсного устройства, например, симметричного мультивибратора. Причем каждый участник команды добавляет к схеме всего один элемент и ставит около него свой номер, чтобы избежать в дальнейшем путаницы. После выполнения этого задания ватманы крепятся на доске.
Команды оценивают схемы своих соперников. Далее открывается заранее начерченная на доске схема мультивибратора, и уже с ней сравниваются выполненные командами схемы.
Результаты выполнения задания заносится в оценочный лист в колонку №4. Верный ответ – 1 балл, и добавляется по 0,5 балла каждому члену команды, первой и верно выполнившей это задание.
5. Для выполнения этого задания команды делятся на пары и каждой паре выдается схема импульсного устройства с ошибками. В схеме необходимо найти ошибки и исправить их. Верно определенная ошибка оценивается в 0,5 балла.
После выполнения этого задания, обучающимся показывают верную схему на доске.
Результаты этого задания заносятся в оценочный лист в колонку №5.
После выполнения 5-го задания можно объявить обучающимся заработанными ими оценки. Для этого достаточно взять у счетной команды оценочные листы.
Список используемой литературы.
- В.В. Полибин “Ремонт и обслуживание радиотелевизионной аппаратуры”. М.: “Высшая школа”, 1991.
- В.Н. Ковалев, Г.Б. Толкачев “Радиоэлектроника”. М.: “Высшая школа”, 1983.