Цель урока: Научить учащихся работать со средствами автоматической проверки текстов.
Задачи урока:
- образовательные: закрепить знания учащихся по темам “правописание знаков препинания” и “правописание слов с двойными согласными”;
- развивающие: совершенствование умственной деятельности учащихся, развитие мышления учеников
- воспитательные: повышение мотивации учащихся путём использования нестандартных задач и игрового закрепления материала; сознательное усвоение материала учащимися.
Форма урока: игра “Путешествие в Город Мастеров”
Оборудование:
- ПТК “Роботландия”: Текстовый редактор “Микрон”
- Файлы с компьютерными диктантами.
- Карточки-задания для информзарядки и игр.
- Блок-схема “Знаки препинания”.
- Правило по русскому языку “Правописание двойных согласных”.
- “Строительный материал” для строительства “Города Мастеров”.
Содержание урока
1. Игра “Путешествие в Город Мастеров”
Сегодня на уроке мы “совершим путешествие” в “Город Мастеров”. На пути нам будут встречаться различные “препятствия”, которые можно преодолеть, выполняя задания по теме урока. За выполненные задания будут начисляться баллы, которые затем вы обменяете на “строительный материал” и построите “Город Мастеров”. Чем больше баллов вы наберете, тем больше вы наберете “строительного материала” и красивее получится “Город Мастеров”.
Класс разделим на две “Стройбригады”. Предлагаю выбрать название своей бригаде. Для примера: “Любознашки”, “Знайки”, “Всезнайки”, “Микрошки”, “Информашки”.
2. Тема урока “Компьютерный диктант”
Урок состоит из 2 блоков:
А. Информатика: Оформление знаков препинания.
Б. Русский язык: “Правописание слов с двойными согласными”
А. Блок первый: “Знатоки информатики”.
1. Понятия формализованной и неформализованной человеческой деятельности.
Бухгалтер при начислении налога пользуется строгими правилами, по которым он может получить результат, - величину зарплаты умножает на установленную законом долю, которая составляет налог.
А художник, создающий новую картину, наряду с правилами, которым его научили учителя, вкладывает в картину свои переживания, чувства, настроение-то, что не поддается формальным описаниям.
Поэтому в первом примере (про бухгалтера) можно говорить о машинном решении задачи. Компьютеры, действительно, всё чаще стали использовать при начислении зарплаты, налогов.
Во втором примере компьютер не поможет, потому что никто не умеет определить правила, по которым возникают чувства и настроения. А коль скоро нет формальных правил, то нельзя написать и команды компьютеру, которые должны быть точными и однозначными.
Приведите свои примеры формальных и неформальных работ на школьных предметах.
(Учащиеся приводят свои примеры.)
Формальные | Не формальные |
Диктант по русскому языку Упражнение по русскому языку Пример по математике |
Сочинение Изложение Поделка, Шитье, Вязание |
На уроках русского языка и математики можно применять компьютер для выполнения этих упражнений | В этих примерах нельзя применить компьютер |
2. Шифровка
Какая из компьютерных программ страны “Роботландии” больше всего подходит для проведения уроков русского языка? Для этого разгадаем шифровку (цифры указывают на порядок букв, которые надо взять в такой же фигуре):
2) Загрузите “Микрон” 3) Для чего можно использовать Микрон? 4) Повторение основных понятий:
исправление неправильных символов на правильные; Удаление лишних символов: Delete Вставка пропущенного символа: Insert
|
3. Знаки препинания
Уточним понятие “форматирование”. Форматирование – выравнивание текста по правому краю. За счёт чего происходит это выравнивание? За счёт пробелов.
При наборе текста между словами нажимается пробел (один пробел). А при форматировании компьютер к нему добавляет один или несколько пробелов для выравнивания правого края. Поэтому при наборе пробелов надо следовать строгим правилам, а то может получиться так, что строка начинается с точки или запятой.
Правила оформления знаков препинания
Знак препинания ставится рядом со словом, после него обязательно ставится пробел. |
Блок – схема вывешивается на доску.
Оформления знаков препинания
Точка | А._А |
Восклицательный знак | А!_А |
Вопросительный знак | А?_А |
Запятая | А,_А |
Точка с запятой | А;_А |
Двоеточие | А:_А |
Многоточие | А…_А |
Тире | А_-_А |
Дефис | А-А |
Скобка открывающаяся | А_(А |
Скобка закрывающаяся | А)_А |
Кавычки | _ “А”_ |
Здесь буквой А обозначены слова, знаком подчёркивания “_” - пробелы.
Пояснения.
Тире ( от франц. Tirer – тянуть) – знак препинания в виде длинной горизонтальной черты, используемый для выделения или разделения синтаксических конструкций и т.п.
Дефис ( division - разделение) короткая горизонтальная черта – знак, употребляемый при разделении (на письме) слова на части, например при переносе, написании некоторых слов, между словом и приложением к нему и т.п. ( Москва-река, по-моему, северо-восток)
4. Игра “Пишущая машинка”.
Дан текст.
Ученики по очереди называют буквы этого текста;
Пробел – все должны встать;
Когда надо поставить знак препинания – все топают ногой;
В конце строки – все должны хлопнуть в ладоши.
Кто ошибается, тот выходит из игры.
Результат игры.
Результат подсчитывается по формуле:
Кол-во оставшихся учеников * 5.
1) Загрузите файл для игры “Пишущая машинка”: KOR
Нажать клавишу Esc;
Выбрать из предлагаемого меню: Каталог
Выбрать: *.*
Выбрать KOR.
Файл KOR:
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
2) Игра “Пишущая машинка”
3) Подведение итогов игры.
Б. Блок второй: “Знатоки русского языка”.
1. Повторение по русскому языку.
- Сравните выделенные слова:
Заплатить в кассу – заплести ленту в косу
Тонна овощей – в споре не повышай тона
- Есть ли различия в произношении согласных на месте букв с, н в этих словах? Какие из них можно тянуть?
Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами. |
Приведите примеры таких слов (касса, тонна, антенна, бассейн, троллейбус, Анна, Римма, …)
2. Информзарядка.
Каждый путешественник должен быть сильным, ловким, находчивым, бодрым и смелым. Эти качества можно у себя выработать, делая зарядку.
Упражнение 1.
Исходное положение – руки вдоль туловища.
Демонстрируются слова(по одному):
Касса, Антенна, Коллектив, Русский, Бассейн, Троллейбус
При правильной записи – вытянуть руки вперед, при неправильной – поднять руки вверх.
Упражнение 2.
Исходное положение – руки на поясе.
Демонстрируются слова(по одному):
Кросс, Хоккей, Кассета, Трупа, Аппарат, Тона
При правильной записи – повернуться направо, при неправильном – налево.
3. Словарный диктант.
- Как работает режим Диктант.
Полученный в режиме “Диктант” текст не виден на экранах. Этот невидимый текст используется для буквального, посимвольного сравнения с тем текстом, который создаётся учеником в ходе урока. При сравнении игнорируются лишние пробелы, пустые строки и знаки переноса.
Замечание.
Знаков переноса лучше избегать (ведь при форматировании в Микроне слова переносятся автоматически).
Но если всё же вы делаете перенос вручную, то надо использовать не тире, а именно знак переноса – дефис (Ctrl + -).
- загрузите Диктант: Esc, Диктант, DIC33
- Набираем слова диктанта на компьютере.
Касса, тонна, антенна, коллектив, перрон, кристалл, троллейбус, русский, искусство, аккуратный, бассейн, жужжать, ванна, Анна.
- Проверка диктанта: F10
- Исправление ошибок.
- Подсчет результатов: Количество диктантов без ошибок.
4. Шифровка.
Заменить одним словом с двойными согласными:
Бег, лыжные гонки | |
Спортивная игра на льду или траве | |
Цифровая оценка результатов состязаний | |
На судне круглое окно с прозрачным стеклом | |
Прибор, устройство | |
Коллектив артистов театра или цирка | |
Упаковочный материал из прозрачной плёнки | |
Магнитофонная |
Результат: Количество правильных слов.
В. Блок третий: “Город Мастеров”.
1. Подведем подсчет полученных баллов в процессе выполнения заданий по каждой из стройбригад.
2. Обменяем баллы на “Стройматериалы” и построим свой “Город Мастеров”.
Ребята “Строят” свой “Город”.
Образец “Города Мастеров”
3. Подведение итогов.
Чей “Город” получился больше и лучше? Почему? Какие выводы можно сделать из сегодняшней игры?
С. Заключительный блок.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Для чего нужен режим Диктант в Микроне?
Как компьютер проверяет Диктант?
Как пишутся знаки препинания в тексте?
Литература:
И.Г.Дерябина. Преподавание информатики в начальной школе с применением личностно ориентированной технологии. Журнал “Информатика в школе” №4-2005. Стр. 44, 69-75