Авторская программа "Моя Бурятия" для учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе. Рассчитана на детей младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 3 года, три академических часа в неделю

Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
  2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
  4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Музыки
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Формы проведения занятий:

  1. Интегрированный урок
  2. Инсценированное представление
  3. Экскурсия
  4. Комбинированный урок
  5. Краеведческая викторина

Режим занятий:

Занятия проводятся 3 часа в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в отдел краеведческого музея в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
  2. Посещение концертов фольклорных коллективов поселка.
  3. Сбор материала.
  4. Создание и оформление этнографического уголка.
  5. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.

Прогнозируемые результаты:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства
  2. Организация праздников народного календаря
  3. Участие в районных краеведческих конференциях
  4. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”
  5. Участие в Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО”

Содержание программы “Моя Бурятия”

1 четверть

Кол

час

Дата Основное содержание материала Творческое задание Примечание
1-4 4 ч   История Бурятии

Предания об истории заселения и освоения края

   
5-6 2 ч   Бурятские роды и племена в древности    
7 1 ч   Освоение Забайкалья русскими    
8-9 2 ч   Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.    
10 1 ч   Иволгинский дацан Рисунки дацана  
11-

13

3 ч   Образование Республики Бурятия    
14-

15

2 ч   Улан-Удэ- столица Бурятии.    
16-

18

3 ч   Символы Бурятии Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства

Выучить гимн Бурятии

 
19-

24

6 ч   Танцы и игры бурят. Ёхор Разучивание народных игр. Разучивание ехора, участие в школьной, районной конференции.  

2 четверть

Кол

час

Дата Основное содержание материала Творческое задание Примечание
1-4 4 ч   Байкал – мировое наследие Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа  
5-7 3 ч  

 

Символика в традиционной культуре бурят

Символика чисел

Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции  
8-10 3 ч   Символика цвета Рисунки  
11-13 3 ч   Символика орнаментов Рисунок народного орнамента  
14-16 3 ч   Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу  
17-18 2 ч   Пища как часть культуры народа Составление меню из бурятской кухни  
19-24 6 ч   Устное народное творчество Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка бурятской народной сказки

 

3 четверть

Кол

час

Дата Основное содержание материала Творческое задание Примечание
1-8 8 ч   Сагаалган Театрализованное представление

Разучить игры

 
9-10 2 ч   Тематическая экскурсия ЦДЮТиЭ

Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды)

Посетить экскурсию  
11-17 7 ч   Бурятский костюм Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа  
18-24 7 ч   Бурятское жилище Конструирование юрты из разных

Материалов

 
25-30 6 ч     Рисунки украшений  

4 четверть

Кол

час

Дата Основное содержание материала Творческое задание Примечание
1-6 6 ч   Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре бурят

Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств  
7-10 4 ч   Сурхарбан Приготовить сообщения о национальных видах спорта  
11-12 2 ч   Тематическая экскурсия ЦДЮТиЭ

Месторождения полезных ископаемых в Муйском районе,

Развитие золотопромышленности в Муйском районе

Посетить музей  
13-16 4 ч   Герои-земляки Великой Отечественной Войны Найти материал о воинах земляках  
17-18 2 ч   Тематическая экскурсия ЦДЮТиЭ

История поселка Таксимо

Написать сочинение о малой родине  
19-21 3 ч   Бурятская свадьба Разучить благопожелания, поздравления  
22-23 2 ч   Тематическая экскурсия ЦДЮТЭ

Туристические возможности Муйского района

   
24 1 ч   Викторина    

Список литература

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
  8. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
  12. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
  13. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
  14. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005