Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе. Рассчитана на детей младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 3 года, три академических часа в неделю
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Музыки
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
Режим занятий:
Занятия проводятся 3 часа в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Механизм реализации программы:
- Организация экскурсий в отдел краеведческого музея в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
- Посещение концертов фольклорных коллективов поселка.
- Сбор материала.
- Создание и оформление этнографического уголка.
- Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
Прогнозируемые результаты:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства
- Организация праздников народного календаря
- Участие в районных краеведческих конференциях
- Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”
- Участие в Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО”
Содержание программы “Моя Бурятия”
1 четверть
№ | Кол час |
Дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
1-4 | 4 ч | История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края |
|||
5-6 | 2 ч | Бурятские роды и племена в древности | |||
7 | 1 ч | Освоение Забайкалья русскими | |||
8-9 | 2 ч | Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм. | |||
10 | 1 ч | Иволгинский дацан | Рисунки дацана | ||
11- 13 |
3 ч | Образование Республики Бурятия | |||
14- 15 |
2 ч | Улан-Удэ- столица Бурятии. | |||
16- 18 |
3 ч | Символы Бурятии | Изображение бурятской символики с
помощью разнообразных видов прикладного
искусства Выучить гимн Бурятии |
||
19- 24 |
6 ч | Танцы и игры бурят. Ёхор | Разучивание народных игр. Разучивание ехора, участие в школьной, районной конференции. |
2 четверть
№ | Кол час |
Дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
1-4 | 4 ч | Байкал – мировое наследие | Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа | ||
5-7 | 3 ч |
|
Символика в традиционной культуре
бурят Символика чисел |
Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции | |
8-10 | 3 ч | Символика цвета | Рисунки | ||
11-13 | 3 ч | Символика орнаментов | Рисунок народного орнамента | ||
14-16 | 3 ч | Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят |
Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу | ||
17-18 | 2 ч | Пища как часть культуры народа | Составление меню из бурятской кухни | ||
19-24 | 6 ч | Устное народное творчество | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка бурятской народной сказки |
3 четверть
№ | Кол час |
Дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
1-8 | 8 ч | Сагаалган | Театрализованное представление Разучить игры |
||
9-10 | 2 ч | Тематическая экскурсия ЦДЮТиЭ Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) |
Посетить экскурсию | ||
11-17 | 7 ч | Бурятский костюм | Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа | ||
18-24 | 7 ч | Бурятское жилище | Конструирование юрты из разных Материалов |
||
25-30 | 6 ч | Рисунки украшений |
4 четверть
№ | Кол час |
Дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
1-6 | 6 ч | Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят |
Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств | ||
7-10 | 4 ч | Сурхарбан | Приготовить сообщения о национальных видах спорта | ||
11-12 | 2 ч | Тематическая экскурсия ЦДЮТиЭ Месторождения полезных ископаемых в Муйском районе, Развитие золотопромышленности в Муйском районе |
Посетить музей | ||
13-16 | 4 ч | Герои-земляки Великой Отечественной Войны | Найти материал о воинах земляках | ||
17-18 | 2 ч | Тематическая экскурсия ЦДЮТиЭ История поселка Таксимо |
Написать сочинение о малой родине | ||
19-21 | 3 ч | Бурятская свадьба | Разучить благопожелания, поздравления | ||
22-23 | 2 ч | Тематическая экскурсия ЦДЮТЭ Туристические возможности Муйского района |
|||
24 | 1 ч | Викторина |
Список литература
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
- Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
- Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
- Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005